Липаны: последняя битва таборитов (30 мая 1434 г.)

Липаны: последняя битва таборитов (30 мая 1434 г.)
Создание союза против таборитов. 
Католики поняли, что силой гуситов не взять. Тогда они решили привлечь на свою сторону хотя бы часть гуситов. Скажем, тех, которые боролись против привилегий и богатств церкви и уже своего добились. И теперь сами побаивались крестьян и бедняков. В 1434 г. католики и часть панов-гуситов договорились о совместных действиях против таборитов. Был создан панский союз, основной задачей которого была борьба с таборитами. 30 мая 1434 г. у деревни Липаны состоялась решающая битва между войсками этого союза и таборитами. 

Армия панского союза. 
Почти все чешские паны вошли в союз, и именно их личные дружины составили ядро войска. Особенно крупные силы пришли из западной Чехии. Ими командовали паны Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна. Вместе с ними шли отряды панов-чашников Пржибика из Кленова и Алеша из Жеберка. К панской армии присоединился и сильный гарнизон замка Карлштейн, которым командовали Вилем из Ярославиц и Кунеш Тлукса из Буржениц. Сильную дружину прислал из Южной Чехии пан Ольдржих из Рожмберка. Численность его отряда составляла 800 пеших и 200 конных воинов. Сам Ольдржих из Рожмберка лично участия в боевых действиях не принимал, и командовать дружиной поручил своим верным рыцарям Микулашу Крхлебецу и Хвалу из Хмелнего. Вместе с рожмберкскими отрядами пришли воины страконицкого великого магистра Вацлава из Михаловиц. К армии панского союза присоединились отряды из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660–720 боевых возов, около 13 тысяч человек пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, храбрый воин и искусный полководец. 

Армия таборитов. 
На тот момент ей командовал священник Прокоп Великий, выходец их богатой семьи горожан. Именно он после смерти прославленного гуситского гетмана Яна Жижки из Троцнова возглавил таборитские войска. Из других командиров таборитов наиболее видными и прославленными были Прокупек и Ян Чапек из Сан. Прокоп Великий понимал всю важность предстоящего столкновения с войсками панского союза и постарался собрать всех, кого можно. Поддержку таборитам оказали 16 городов: Табор, Бероун, Сланы, Жатец, Лоуны, Коуржим, Нимбурк, Градец Краловы, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Высокий Мит, Клатов, Прахатицы, Домажлицы и Литомерж. По оценкам чешских историков, в распоряжении Прокопа имелось около 480 боевых возов, от 9 до 10,5 тысяч пеших воинов и 700 конников. 

Табориты готовятся к обороне. 
Как мы видим, табориты немного уступали в численности панскому войску. Небольшое неравенство сил с лихвой искупалось великолепной оборонительной позицией, которую занял Прокоп Великий. Табориты укрепились на склонах Липской горы. Они тщательно подготовились к битве. Возовая оборона была усилена земляными укреплениями. Перед возами был выкопан ров, глубиной в полтора метра. Кроме того, фланг таборитов был надежно прикрыт рыбником, который не только серьезно затруднял действия атакующих, но и давал питьевую воду обороняющимся. Позиция на холме позволяла таборитам, лучше чем противники, использовать свою артиллерию. Наконец паны были вынуждены предпринимать атаку снизу вверх, что в сочетании с заранее подготовленной обороной делало несущественным их численное превосходство. Точных сведений о том, как планировал провести битву Прокоп Великий, нет. Скорее всего, он не собирался отступать от традиционной схемы; т.е. предполагал измотать атакующего противника и нанести контрудар. Для этой цели Прокоп Великий расположил кавалерию под командованием храброго Яна Чапека из Сан вне лагеря. 

Перед битвой. 
Верховный гетман панской армии Дивиш Боржек из Милетина прекрасно понимал всю сложность задачи, которая стояла перед ним. Он расположил свое войско лагерем в низине у деревни Гржибы. Табориты начали обстрел панского лагеря. Опытным воинам обеих сторон было ясно, что серьезного урона панскому войску этот обстрел причинить не может. Однако огонь сильно нервировал. Гул канонады, клубы порохового дыма, поднимающиеся от пушек таборитов, зловещая атмосфера приближающейся битвы вызывала в панском лагере панику. Каждому воину было ясно, сколь опасным, трудным и кровопролитным будет штурм таборитского лагеря. Нервозность усиливалась и кажущимся бездействием командиров. Некоторые воины начали роптать на то, что их выставили мишенями для таборитских пушек. Многие опытные бойцы требовали начать атаку или отступить, что-то предпринять, не выжидать, не бездействовать. Но Дивиш Боржек из Милетина и другие гетманы панского войска сохраняли хладнокровие и не спешили. Необходимо было найти способ лишить таборитов преимуществ их исключительно выгодного стратегического положения. На военном совете был принят план, который давал надежду на успех, однако был рискованным, требовал высокой согласованности действий и дисциплинированности. 

Битва. 
Она началась 30 мая 1434 г. в воскресенье в 3 часа дня. Панская пехота была построена в колонны, впереди которых двигались боевые возы. Дивиш Боржек из Милетина отдал приказ начать атаку в момент, когда пушки таборитов, сделав очередной залп, были разряжены и скрыты в пороховом дыму. Это позволило несколько уменьшить потери при движении. Тем не менее, когда пехота панов под прикрытием собственных возов начала приближаться к позициям таборитов, пушки заговорили вновь. Однако теперь расстояние между войсками сократилось, и в дело смогли вступить панские пушки, хотя их огонь был куда менее эффективен. Наступавшие несли серьезные потери. Продвижение пехоты замедлилось, затем остановилось, и вскоре нападавшие начали отступать. 

Теперь таборитам, в соответствии с принципами гуситского военного искусства, необходимо было сделать вылазку, не давая врагу опомниться нанести ему решительное поражение и обратить в бегство. Именно этого момента и ждал Прокоп. Линия таборитских возов была разомкнута, и табориты, воодушевленные первым успехом, бросились вперед. Казалось, победа уже близка, и паны вот-вот обратятся в бегство. 
И в эту минуту во фланг наступающим таборитам ударила тяжелая кавалерия «железных панов». В этом и состоял замысел Дивиша Боржека из Милетина. Отступление пехоты было обманным маневром, призванным выманить таборитов из лагеря, лишить удобной позиции. Сильный отряд, состоящий из дружин западночешских панов, давних врагов таборитов, скрывавшийся в засаде, нанес неожиданный удар, опрокидывая, сминая ряды таборитов. Эффект атаки был тем более ошеломляющим, что удар последовал в момент торжества таборитов, когда они считали битву уже выигранной. Пощады западночешские паны не давали, с лихвой расплачиваясь за все прошлые поражения. Один из участников сражения писал, что табориты «падали как снопы». 

Последний этап сражения. 
Однако битва была еще не закончена. Табориты еще раз доказали высокую боеспособность своей армии. Несмотря на страшные опустошения, произведенные атакой панов, табориты сумели в порядке отступить в укрепленный лагерь. На плечах отступающих таборитов в лагерь ворвался и небольшой панский отряд во главе с самим Дивишем Боржеком из Милетина. Чаша весов снова заколебалась, поскольку таборитам удалось сомкнуть линию возов, и верховный гетман панского войска оказался во вражеском лагере отрезанным от своих. Кроме того, в бой еще не вступала конница таборитов. Но действия этого небольшого отряда панов внесли сумятицу в ряды таборитов и не позволили полностью восстановить оборону. Бросившиеся на помощь своему гетману воины взяли штурмом несколько возов и ворвались в лагерь. 
Прорыв возовой линии означал полное поражение, и Ян Чапек из Сан, который вовсе не собирался умирать за идеалы таборитов, отвел конницу по направлению к Колину и не принял участия в бою. Табориты еще продолжали сопротивляться, однако никаких шансов на победу у них уже не осталось. В упорном бою внутри лагеря и на возах погибли многие гетманы таборитов, в том числе – Прокоп Великий.Части таборитов удалось бежать к Чешскому Броду и к Колину. Их потери в этой битве составили 2 тысячи человек убитыми. Потери панской армии точно установить не удалось. 

Липаны как поворотный этап. 
И современники, и многие историки впоследствии в качестве главной причины поражения таборитов считали поведение командующего конницей Яна Чапека из Сан, который в решающий момент не вступил в бой. Строились разные предположения, объясняющие его действия: от прямой измены до трусости. Конечно, отступление гуситской кавалерии сыграло свою роль, однако главная причина поражения, скорее всего, состоит в другом. Дивиш Боржек из Милетина искусно построил бой, тактически переиграв противника. Он сильно рисковал, приказав изобразить отступление: из-за недисциплинированности и страха перед таборитами оно легко могло превратиться в настоящее. С другой стороны, привыкшие к победам табориты забыли об осторожности, бросив все силы в атаку и не оставив обороны. Обращает на себя внимание отвага, храбрость, упорство, с какой сражались и паны, и табориты. 
Поражение таборитов при Липанах означало их полный разгром. И хотя военные действия продолжались с перерывами до 1437 г., когда пал замок Сион и был казнен пан Ян Рогач из Дубы, последний гетман таборитов, судьба войны была уже решена при Липанах.» 

Цит. по: Пашинин А.П. Липаны: последняя битва таборитов.

 
 
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб