Свежие комментарии

  • наиль Галимов
    Реальность такова что людей больше интересует что было сотни лет назад, оправдывая этим то что делают сейчас.Об ордынской «люб...
  • Николай Бобин
    Большое спасибо за статью, в которой приводятся ссылки на первоисточники и подробный анализ миграционных процессов, в...Монголо-татарские...
  • Николай
    Вполне возможно.Все победительниц...

Археологи нашли в Калининграде таинственный медальон с монограммой Иисуса Христа

До этого на месте археологических раскопок в районе Закхайм было обнаружено украшение короля Оттокара - основателя Кенигсберга

Хотя археологические раскопки на месте бывшего кенигсбергского района Закхайм приостановлены в ожидании более подходящих для такой работы погодных условий, сотрудники научно-производственной организации «Балтспецархеология» не теряют времени даром, изучая уже имеющиеся в их распоряжении артефакты.

У «фибулы Оттокара» нашелся единственный аналог

Среди находок в Закхайме наибольший интерес у читателей «Комсомолки» вызвала средневековое украшение-застежка для одежды, которое  успели окрестить «фибулой короля Оттокара». Напомним, раритет представляет собой металлический круг, состоящий из отдельных изображений - щитов с гербами, перемежающихся меньшими пластинами, на которых изображен крест, по одной из версий, «Богемский» или «чешский».

До недавнего времени аналогов данному изделию найти не удавалось. Но в результате методичного поиска удалось-таки отыскать в Интернете нечто похожее. Правда, фибула, обнаруженная почти 90 лет тому назад в замке Донданген на территории Латвии, не является точной копией кенигсбергской «сестры». Во-первых, на дондангенской застежке - восемь щитов против шести у фибулы из Закхайма.

Во-вторых, щиты не чередуются с «крестовыми» пластинами, которые просто отсутствуют.

Не менее любопытно то обстоятельство, что не совсем понятно, где сейчас находится фибула из Дондангена. Первая и единственная ее фотография была опубликована в 1936 году в подборке снимков берлинского Бильдархива. Дальнейшая судьба находки покрыта мраком.    

Оловянное украшение, которое называют фибулой короля Оттокара.
Оловянное украшение, которое называют фибулой короля Оттокара.
Фото: Александр Катеруша

СПРАВКА «КП»

Замок Дунданген находится в современном поселке Дундага, что в 60 километрах от города Вентспилс и в 160 километрах от Риги. Считается самым большим подобным сооружением в Северной Курземе. Первоначально на полуострове, где расположено укрепление, находилось поселение племени куршей, затем здесь располагался военный лагерь Ливонского ордена.

Святая Цецилия: то ли с лютней, то ли с голубем

Несколько прояснилась ситуация с другим редким артефактом - фигуркой «менестреля», который при ближайшем рассмотрении оказался… женщиной. Уже с достаточной долей уверенности можно утверждать, что это деталь предмета религиозного культа, возможно, походного алтаря. Она представляет собой миниатюрную статуэтку, по всей вероятности, святой Цецилии, которую часто изображали с лютней в руках, так как с XVI века она считалась покровительницей церковной духовной музыки.

Впрочем, существует и другое изображение этой Святой - на «Брауншвейгском диптихе» работы неизвестного мастера (произведение искусства хранится в одном из музеев Амстердама) Цецилию можно видеть с голубем в руках. В этой позе она очень походит на  фигурку из Закхайма, только в зеркальном отображении.

Изображение Святой Цецилии украшало, предположительно, походный алтарь Тевтонского ордена.
Изображение Святой Цецилии украшало, предположительно, походный алтарь Тевтонского ордена.
Фото: Александр Катеруша

СПРАВКА «КП»

Святая Цецилия родилась в благородной римской семье и еще в юности стала христианкой. Когда родители решили выдать дочь замуж за знатного язычника,  девушке не только удалось отговорить жениха от супружеской телесной жизни, но и привести его вместе с братом в христианство. Приговоренной к казни Цецилии палач не смог отрубить голову, нанеся только смертельные раны. После этого святая прожила еще три дня, призывая к Богу окружающих.

Христианство с языческой душой

Вслед за «секирами Перуна» и «фибулой Оттокара» третьей необычной находкой в Закхайме стал оловянный медальон. На его лицевой стороне изображена голова женщины с высокой «готической» прической. Имя и статус дамы пока остаются загадкой. Равно как и рисунок на реверсе, то есть, обратной стороне украшения.   

Это т. н. «круглый» крест, который называют также нахлебным, но в закхаймском варианте использован его усложненный символ. Основанием его служит буква «хи» греческого алфавита, получившая впоследствии название Андреевского креста. Его пересекает вертикальная черта - буква «йот», начальная в имени Иисус. Это произошло в середине II века, и некоторые исследователи полагают этот знак монограммой Иисуса Христа.

Между прочим, «косой крест» у язычников также считался действенным оберегом. И согласно одному из предположений, таинственный медальон мог принадлежать сравнительно недавно обращенному в христианство человеку. Который в душе своей еще не мог совсем отказаться от привычных верований.  

Так выглядели древние пруссы. Реконструкция.
Так выглядели древние пруссы. Реконструкция.
Фото: архив "КП".

СПРАВКА «КП»

Христиане нарезали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы легче было его ломать. Однако на Востоке таким приемом пользовались еще задолго до них. В Европе обычай печь маленькие булочки, на которых были изображены кресты, возник еще в Древней Греции и Риме. Такое угощение готовили в честь Дианы, богини Луны, празднества  в честь которой приходились на день весеннего равноденствия, а крест на хлебе символизировал четверти ночного светила. Такие же хлебы пекли и древние саксы в честь своей богини весны. Круглая форма символизировала у них солнце, а разделение на четверти – четыре времени года. Со временем «нахлебный» крест получил в христианстве самостоятельный статус, и его стали изображать не только на булочках.

 

источник

Картина дня

наверх