Антропологи восстановили облик элитного воина рязано-окской археологической культуры

 

Реконструкция Е.В.Веселовской и О.В. Алехиной (фото Н. Маркиной)
Реконструкция Е.В.Веселовской и О.В. Алехиной (фото Н. Маркиной) 

 

 

Реконструкция внешности мужчины со знаками воинского отличия проведена специалистами по черепу из захоронения Ундрих в пойме реки Тырница Рязанской области. По-видимому, он принадлежал к воинской элите культуры  рязано-окских могильников конца V – начала VI века н.э.

 

 

Специалисты Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН восстановили облик человека, принадлежащего к загадочной археологической культуре рязано-окских могильников. Эту работу представила руководитель лаборатории доктор истор. наук  Е.В.Веселовская в своем докладе на  IX Бунаковских чтениях «Эволюционный континуум рода Homo».

Череп, послуживший для реконструкции, найден в могильнике Ундрих, в трех километрах к северу от села Борок Рязанской области, в пойме реки Тырница, на берегу пойменного озера Ундрих. Могильник датируется концом V – началом VI века  н.э. , он был открыт еще в конце позапрошлого века, и раскопки его периодически возобновлялись. В недавно раскопанной «яме 90» останки мужчины (относительно хорошо сохранившийся череп) сопровождались богатым оружейным инвентарем: два меча – длинный и короткий, наконечники дротиков и боевой топор. Там же находились украшения: шейная гривна, накладки на пояс, застежки-фибулы, и элементы конской сбруи. Сейчас эти предметы хранятся в коллекции Шиловского краеведческого музея в селе Шилово Рязанской области.

 

Рис - копия(1)

Оружие и украшения из могильника Ундрих: длиный меч, короткий меч, наконечники дротиков, шейная гривна, фибула, поясные накладки. Предметы находятся в Шиловском краеведческом музее (фото предоставлено Е.В.Веселовской).

 

Культура рязано-окских могильников была распространена в среднем речении Оки в первом тысячелетии н.э. Происхождение  людей этой культуры не вполне ясно, предполагают, что  они пришли из другого региона  и основали здесь военизированное протогосударство. Впоследствии рязано-окская популяция внесла большой вклад в формирование финно-угорских народов: муромы, мещеры, марийцев, мокши, эрзи.

Для антропологов эта популяция сложна – она отличается плохой сохранностью костей. Череп мужчины из могильника Ундрих  — чуть ли не единственный полностью сохранившийся. Он выглядит нетипично, характеризуется вытянутостью мозговой коробки — сильной степенью долихокрании. Это отличает его от черепов славянского и дославянского населения данной территории.

Авторы антропологический реконструкции – Е.В. Веселовская и О.В. Алехина. В этой работе они использовали программу «Алгоритм внешности», которая учитывает опыт всех предшествующих специалистов Лаборатории антропологической реконструкции, основанной советским антропологом и скульптором  М.М.Герасимовым, а также  новые наработки на основе современных технологий.

Как рассказала Е.В.Веселовская, перед тем, как приступить к реконструкции, специалисты получают прижизненные размеры головы за счет прибавления толщины мягких тканей; по специальным уравнениям рассчитываются ширина носа и рта, вычисляется позиция роста волос. По этим данным выполняется контурная реконструкция по черепу, затем графическая реконструкция (на ней  хорошо видна удлиненная голова). На графической реконструкции с атрибутикой добавился головной убор с крестообразной диадемой, шейная гривна, фибула. Эту информацию предоставили археологи — с  памятником работали И.Р. Ахмедов, И.В.Белоцерковская, К.Н. Гаврилов, А.П. Гаврилов.

«Персонаж  на реконструкции – это воин, имевший высокий социальный статус, о чем говорят шейная гривна и Т-образная фибула, — объясняет Елизавета Валентиновна. — Эти украшения – знаки отличия, которыми награждались воины, такая традиция существовала еще в Римской империи. Наличие двух мечей говорит нам о том, что это погребение вождя. Отличительный элемент рязано-окской культуры – крестообразная диадема на головном уборе. Таким образом, погребенный принадлежал к воинской элите рязано-окского общества.  По-видимому, это один из членов главенствующих кланов периода формирования аутентичной государственности».

Некоторые черты в атрибутике, например, ношение двух мечей – такая мода распрос транилась из римской и византийской армий – указывает на то, что население среднего течения Оки было вовлечено в процессы эпохи Великого переселения народов. Время жизни реконструированного воина, по-видимому, приходится на период основного расцвета культуры рязано-окских могильников. Вскоре после этого началась миграция групп населения этой культуры, которая и привела к формированию финно-угорских  народов Поволжья.

 

Реконструкция одежды

Реконструкция одежды женщины культуры рязано-окских могильников (из Шиловского краеведческого музея, фото Н.Маркиной).

текст Надежды Маркиной

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб