История и эволюция одного из главных символов Средневековья

Арагорн, Джон Сноу, Ведьмак – это очень короткий перечень персонажей – любителей оружия, которое специалисты называют «длинный меч». Пожалуй, нет ни одного фильма про средневековый мир, где бы не мелькали такие клинки. «Дизайн» большинства из них выдуман, но некоторые довольно точно повторяют реальные средневековые прототипы. Если вы прочитаете эту статью Вадима Сеничева, вам будет гораздо сложнее смотреть кино – придётся сдерживаться, чтобы не начать рассказывать друзьям, к какому типу по Окшотту относится каждый меч на экране и в каком веке он появился.

Вадим Сеничев – историк-медиевист, переводчик.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья

Длинный меч – это меч для конного и пешего боя, переносимый в поясных ножнах и используемый как одной, так и двумя руками.

Термин «длинный меч» в историографии появляется впервые как перевод немецкого langes schwert. Этот термин используется в оружиеведении, а также часто встречается в германских фехтовальных трактатах XV и XVI веков, откуда, скорее всего, и ведёт своё происхождение. Стоит отметить, что этим понятием в фехтовальных трактатах обозначался не столько тип меча, сколько способ его применения. Длинный меч – это меч, удерживаемый двумя руками за рукоять и применяемый как для рубящих ударов, так и для уколов. Прямым аналогом немецкого langes schwert в синхронных итальянских источниках является spada da due mani. Сходство изображений этих мечей в фехтовальных трактатах, а также совпадение описываемых приёмов позволяют предположить, что германский термин langes schwert и итальянский spada da due mani в первой половине – третьей четверти XV столетия синонимичны.

Заметим, что в отличие от настоящих двуручных мечей из фехтовальных трактатов XVI века, длинным мечом XV столетия могли пользоваться и одной рукой – как в пешем бою, так и в конном. В период, когда настоящие двуручные мечи ещё не были широко распространены, это понятие обозначало в первую очередь способ удержания оружия – типичного для своего времени меча длиной 115-125 см с удлинённой рукоятью.

  • История и эволюция одного из главных символов Средневековья
    Избиение воинами царя Ирода младенцев. Один из воинов держит меч в двух руках. Мин. перв. половина XIII века. Манускрипт BL Harley 1527, Bible moralisée, v.2, Fol. 013R,1225-1250 годы, Франция
  • История и эволюция одного из главных символов Средневековья
    Меч в двух руках, конец XIII века. Манускрипт BL Additional 24686, The Alphonso Psalter Fol. 017R, 1284-1316 годы, Англия
  • История и эволюция одного из главных символов Средневековья
    Меч в двух руках. Манускрипт SBB MS. Germ. 2º282 Eneit, folio 53r-2c, 1210-1220 годы. Хранится в Staatsbibliothek zu Berlin

Мечи типов XII и XIII

Впервые мечи с удлинённой рукоятью массово появляются в археологических и изобразительных источниках в начале – середине XIII века. Эварт Окшотт, автор наиболее полной типологии клинкового оружия западноевропейского Средневековья, выносит первые мечи с удлинённой рукоятью в отдельный подтип XIIa со следующими характерными чертами:

«Широкий, равномерно сужающийся клинок, средней длиной 90-95 сантиметров, с хорошо выраженным остриём. Клинок меча типа XIIa имеет хорошо выраженный дол, проходящий через 2/3 клинка. Длина рукояти составляет от 15 до 25 сантиметров. Вес мечей типа XIIa колеблется в пределах от 1,5 до 2 кг. Различия между мечами XIIa и XIIIa не очень велико. Клинки мечей типа XIIa немного уже, сильнее сужаются и имеют более ярко выраженное остриё». [Oakeshott, 1997].

Бытование этого типа фиксируется археологами в промежутке между 1250 и 1400 годами.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Бытование этого типа фиксируется археологами в промежутке между 1250 и 1400 годами.

Несмотря на то, что мечи типа XIIa можно держать как одной, так и двумя руками, их сложно использовать в паре со щитом из-за значительной массы. Тяжёлые мечи предположительно предназначались не только для рубящих ударов, но и для уколов, способных повредить кольчужную броню – самую распространённую форму защиты воина до середины XIV века. В такой ситуации меч получает дополнительные преимущества для укола, и, вероятно, вслед за этим начинает формироваться особая техника обращения с ним.

Один из первых трактатов, в котором описано применение меча двумя руками – это знаменитый «Цветок битвы» Фиоре ди Либери. Несколько списков этого манускрипта датируются 1404-1410 годами, а самый пространный из них посвящён патрону Фиоре, Никколо III д’Эсте, знаменитому кондотьеру, в то время обучавшемуся у ди Либери искусству боя. В них показан бой с длинным мечом в одной и двух руках, при этом одноручный хват применяется в основном для самообороны и не предполагает сложных приёмов, в то время как для хвата двумя руками разработана система позиций и перемещений; большое значение имеет дистанция, слабая и сильная доли своего меча и оружия противника. Можно предположить, что применение меча двумя руками уже во второй половине XIV века выделилось в особую фехтовальную технику. Она была непохожа на работу мечом одной рукой, более характерную для всадника, чем для пешего бойца, и требовала специальной подготовки. Также в манускрипте большое внимание уделяется работе против одоспешенного противника, в контексте которой меч применяется для поражения слабо защищённых участков тела и как рычаг в борьбе. Благодаря своей многофункциональности длинный меч стал основным инструментом нескольких поколений мастеров фехтования и главным героем европейских фехтовальных трактатов.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Меч используется для захвата за шею с последующим броском. Манускрипт «Цветок битвы», MS Ludvig XV 13, fol. 34v

Несомненно, длинный меч возник благодаря развитию технологий, а именно изобретению водяного колеса с молотом, позволившему повысить качество обработки стали во второй половине XIII столетия [Gies, 1994]. Это привело к появлению первых образцов жёсткого пластинчатого доспеха, закрывавшего торс воина и способного противостоять таранному удару копья, а также ручному холодному и метательному оружию [Williams, 2003]. Возникла потребность в оружии, способном не столько разрушать пластины доспеха, сколько проникать между ними. Поэтому остриё должно было стать уже и толще (чтобы не сгибаться при ударе).

Ранняя форма пластинчатого доспеха, бригандина, появляется в изобразительных источниках уже в конце XIII века. О структуре и внешнем виде доспехов начала XIV века мы узнали благодаря археологическому открытию массового захоронения возле Висбю на острове Готланд. 27 июля 1361 года под стенами города произошла битва, в которой погибло более 800 защитников крепости. Остатки 24 корпусных доспехов в 1930-х реконструировал Бенгт Тордеман [Thordeman, 1939]. Изобразительные источники свидетельствуют, что большинство из них ко второй половине XIV века (время битвы) уже устарели и больше соответствовали реалиям конца XIII – первой половины XIV веков.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Доспех, найденный на месте битвы при Висбю. I тип по Тордеману

В дальнейшем остриё меча усиливали за счёт увеличения ширины клинка у основания, что привело к появлению типа XIV, существовавшего в промежутке между 1275 и 1350 годами. Тип XIV не имел особого подтипа для двуручного хвата. Такие мечи, вероятнее всего, неплохо справлялись как с прокалыванием кольчужной и тканевой брони, так и с нанесением рубящих ударов.

Предположительно, в самом раннем из известных иллюстрированных фехтовальных трактатов европейского Средневековья, манускрипте I.33, представлены именно мечи тип XIV с характерным сужающимся силуэтом клинка. Укол как эффективное поражающее действие представлен в манускрипте как приоритетное и эффективное действие.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Изображение из манускрипта I.33
История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Меч типа XIV в прорисовке. Автор: Peter Johnsson

Мечи типов XVa и последующих типов

В конце XIV века на смену типу XIV приходит тип XV с удлинённым для хвата двумя руками подтипом XVa. Его самая важная особенность – отсутствие дола, заменённого на медиальное ребро, проходящее через всю длину клинка. Окшотт описывает его так:

«(тип XVа. – Прим. ред.)Имеет клинок ромбовидного сечения, сильно сужающийся к острию, лезвия идут практически прямо, дол отсутствует. Зачастую клинки мечей типа XVa вообще не затачивались вплоть до острия. Здесь мы имеет дело с мечом, предназначенным в основном для мощного колющего удара, этаким большим стилетом. Длина клинка мечей типа XVa в среднем составляет 80-90 сантиметров, а рукояти от 18 до 25 сантиметров. Тип XVa был распространён с конца XIII по XVI век» [Oakeshott, 1997]

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Меч типа XVa в прорисовке. Автор: Peter Johnsson

Обратим внимание на несколько важных для дальнейшего развития факторов, принципиально отличающих длинные мечи конца XIV века от их предшественников:

Конструкция меча

Рукоять. Изобразительные источники XIII-XIV веков показывают, что на рукояти большого меча две руки укладываются впритык. Однако на изображениях в фехтовальных трактатах, созданных уже в самом начале XV столетия, хорошо видно, что руки на рукояти располагаются более свободно.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Позиция “Posta di Donna” из трактата Фиоре ди Либери. Можно видеть, что обе руки помещаются на рукояти, и между ними остается свободное пространство

Свободный хват расширяет спектр возможных движений и повышает управляемость оружия. Упрощается совершение коротких и точных действий (таких, как перевод клинка), улучшается контроль укола, что очень важно для фехтования с длинным мечом как против противника в доспехах, так и в бездоспешном бою.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Типы наверший по Окшотту

Другой элемент эфеса, навершие, также претерпевает изменения – чаще всего на мечах, начиная с типа XV и далее, мы встречаем навершия типов T, T1-T5, U, V, V1 и V2 по Окшотту. Все эти типы объединяет ярко выраженный вытянутый профиль и небольшие размеры. Ширина наверший этих типов редко превышает 3,5-4 см. Изобразительные источники демонстрируют хват левой рукой за навершие – либо полной ладонью, либо несколькими пальцами. Такой хват улучшает управляемость клинка, удлиняет рычаг и позволяет наносить более сложные удары. Двуручный хват давал и новые возможности для самообороны: левая рука на навершии или чуть выше его создавала дополнительную точку опоры, распределяющую нагрузку от принятого или нанесённого удара. Кроме того, широкий хват позволял чётко регулировать поворот клинка и перекрестья, которое также могло быть задействовано в защите.

Перекрестье длинного меча почти всегда пропорционально соответствует длине рукояти, что подтверждает тезис о его возрастающей роли в фехтовании. Манускрипт Фиоре показывает среди прочих способов защиты защиту перекрестьем. Таким образом, держа меч в двух руках, можно не только принимать тяжёлые удары клинком, но и лучше управлять гардой, защищая кисть, что не всегда достижимо в фехтовании одной рукой.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Защита перекрестьем. «Цветок битвы», манускрипт Pisani-Dossi, fol. 20b
История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Манускрипт Ганса Тальхоффера. Обратите внимание на соотношение размера рукояти и рук, а также на способ удержания за навершие

Клинок

Важным преимуществом мечей типа XVa и более поздних типов являлся узкий клинок (4-5 см у основания, около 3,5-3 в середине). С уменьшением ширины клинка увеличилась его толщина: мечи типов XV, XVI и XVIII имеют до 6 мм толщины в ребре. Такой клинок без особого труда можно перехватить за середину для лучшего управления остриём, нанесения ударов навершием и перекрестьем либо для применения меча как рычага в борьбе. Такие приёмы описаны в руководствах, посвящённых бою в доспехах, среди которых выделяется красочно иллюстрированная серия работ под общим названием “Gladiatoria”. Узкий клинок с выступающими гранями вместо долов стал более управляемым и удобным для удержания, легче ложился в ладонь, даже не защищённую перчаткой. Впрочем, в изобразительных источниках встречаются примеры левой латной рукавицы, внутренняя сторона которой заплетена кольчужным полотном.

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Хват меча за клинок. Страница из манускрипта “Gladiatoria”, 1430-1440 годы, Священная Римская империя

Дальнейшее развитие мечей демонстрирует аналогичную тенденцию: наличие дола, переходящего в ребро, не далее, чем до середины клинка, и сильно сужающееся, ярко выраженное остриё. Эти признаки свидетельствуют о большом значении укола в фехтовании XV века. Типы XVI, XVII и XVIII, особенно их подтипы с удлинённой рукоятью, показывают заложенные в конце XIV века принципы использования меча. Подтверждают эту тенденцию и фехтовальные трактаты второй половины XV века. Такие мастера как Ганс Тальхоффер, Паулюс Каль, Иоганнес Лекюхнер и другие, описывали схожие пропорции рукояти и форму клинка в своих сочинениях.

Благодаря своей новой форме и изменённой технике длинный меч стал основным оружием фехтовальных школ. Фиоре ди Либери и последующие (как итальянские, так и германские) мастера фехтования посвятили большую часть своих руководств именно длинному мечу. Это означает, что оружие обрело популярность не только среди профессиональных военных, но и в гражданской среде. Самые поздние из дошедших до нас трактатов о длинном мече датируются серединой XVII века и продолжают традицию, заложенную в начале и середине XV столетия. Длинный меч, даже перестав быть традиционным снаряжением тяжёлого всадника, оставался важным гимнастическим снарядом, занятия с которым оставались частью обучения фехтованию ещё долгое время.

Тип XVIIIb

Новым этапом эволюции европейских длинных мечей XV века стал тип XVIIIb, который характеризуется следующими признаками:

«Длинный тонкий остроконечный клинок, в сечении обычно уплощённый бриллиант. Остриё часто усилено. Рукоять очень длинная, до 25-28 см. Яблоко обычно в форме колеса, но широко распространились также яблоки грушевидной формы типов Т и Т5. Крестовины обычно длинные и тонкие, чаще прямые, чем изогнутые. Рукоять очень характерной формы: нижняя часть, имеющая сужение, соединяется с узкой верхней частью» [Oakeshott, 1997].

История и эволюция одного из главных символов Средневековья
Меч типа XVIIIb в прорисовке. Автор: Peter Johnsson

Большое количество таких мечей сохранилось в оружейных коллекциях Германии. Кроме того, они встречаются в произведениях изобразительного искусства (с середины XV и по 20-е годы XVI века), например, на полотнах Альбрехта Дюрера. Один из лучших экземпляров находится в Баварском национальном музее в Мюнхене. Окшотт отмечает:

«Можно уверенно утверждать, что этот меч – воплощение полутораручного меча второй половины пятнадцатого века. Он очень похож на те, которые держат в руках святые и рыцари Дюрера. Его эфес часто изображался на различных иллюстрациях, но, к сожалению, только эфес, а не меч целиком. А по одному только эфесу невозможно получить представление о великолепии и гармоничности этого оружия» [Oakeshott, 1997].

Итак, во второй половине XV века самыми популярными типами мечей были XVa и XVIIIb. Длина сохранившихся образцов варьируется от 125 до 135 см, размеры рукояти позволяют расположить на ней три ширины ладони, при этом довольно часто используется хват левой рукой за навершие, что ещё сильнее удлиняет рычаг удара и повышает управляемость клинка.

Какими же были идеальные пропорции меча согласно фехтовальным трактатам второй половины XV века? Для ответа на этот вопрос мы можем использовать описание, оставленное Филиппо Вади из Пизы, автора трактата “De Arte Gladiatoria Dimicandi”:

Меч должен быть таких размеров,
Чтобы навершие достигало подмышки*,
Как я написал в своём труде.
И если желаешь избежать проблем,
Навершие должно быть гладким
И хорошо лежать в руке.
Всегда следуй и второму правилу:
Рукоять должна быть в одну пядь**,
Иначе неудобство постигнет тебя.
И чтобы не навлечь проблем,
Пусть перекрестье будет той длины,
Что и рукоять вместе с навершием.

*Согласно последним исследованиям, средний рост европейца в XIVXVI веках равнялся 173,4 см [Steckel, 2005]. Соответственно, оптимальная длина меча конца XV века – 133,5 см.

** Spana (она же пядь) – расстояние от кончика мизинца до кончика большого пальца раскрытой ладони (около 22 см).

Выводы

В конце XII века меч впервые стали использовать двумя руками. Это привело к удлинению рукояти и появления меча типа XIIa. Для того чтобы усилить колющие свойства оружия, дол был заменён на ребро, а сам клинок стал уже и толще. Для улучшения управляемости увеличилась и длина рукояти. К началу XV века длинный меч обрёл ту форму, которую он сохранит с небольшими изменениями до конца XVI века, пока не отойдёт на второй план в фехтовальных трактатах, уступив место одноручному колющему мечу.

Литература:

  1. Blair C. European Armor circa 1066 to circa 1700. Batsford, 1958.
  2. Clements J. Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods And Techniques. Paladin Press, 1998.
  3. Gies, F., Gies, J. Cathedral, Forge, and Waterwheel. Technology and Invention in the Middle Ages. HarperCollins, 1995.
  4. Hannam, J. The genesis of science. How the Christian Middle Age s Launched the scientific revolution, Regnery Publishing, 2011.
  5. Hull J. Early European Longswords: Evidence of Form and Function
  6. Jaquet D.,Verelst K., Dawson T. Late Medieval and Early Modern Fight Books: Transmission and Tradition of Martial Arts in Europe (14th-17th Centuries). Brill, 2016.
  7. Oakeshott, E. The Sword in the AGE of Chivalry. The Boydell Press, 1997. 260 с.
  8. Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons: Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. Dover Publications, 1996.
  9. Steckel, R.H «Health and Nutrition in the Preindustrial Era: Insights from a Millennium of Average Heights in Northern Europe». Living Standards in the Past: New Perspectives on Well-Being in Asia and Europe, Oxford : Oxford University, 2005.
  10.  Thordeman B. Armour from the battle of Wisby 1361. — Stockholm: Royal Swedish Academy of Letters, History and Antiquities, 1939.
  11.  Willians, Alan. The Knight and the Blast Furnace: A History of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages & the Early Modern Period, History of Warfare, issue 12, Brill, 2002.
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб