История одного мифа: де Голль и доллар

История одного мифа:  де Голль и доллар

Ричард Никсон и Шарль де Голль

Есть ходячая в десятках тысяч копий байка про то, что де Голль потребовал в 1965 году обменять доллары из французских ЗВР на золото, чем вызвал катастрофические последствия для бреттон-вудской системы. Эта байка пробралась и в русскую википедию (известная, впрочем, помойка):

В 1965 году президент Франции Шарль де Голль потребовал обменять принадлежащие Франции доллары США на золото. В обмен на 750 миллионов долларов Франция получила 825 тонн золота. Вслед за Францией о желании обменять доллары на золото заявили Германия, Канада, Япония и другие страны. Золотой запас США быстро уменьшился в два раза.

В действительности «потребовать вдруг обменять» какое-то неожиданно большое количество долларов де Голль физически не мог:

во-первых потому, что Франция в предшествующие годы, стараясь накапливать ЗВР преимущественно в золоте, непрерывно меняла основную массу поступающих к ней долларов на золото, каковой обмен США исправно осуществляли, поэтому очередное требование обмена было совершенно ординарным,

во-вторых потому, что из-за предшествующих обменов никакого особенно значительного экстраординарного количества накопленных долларов у Франции не было.

Что видно из графика состава золото-валютных резервов Франции:

История одного мифа:  де Голль и доллар

Источник: IMF, International Financial Statistics; см. тж. Barry Eichengreen, «Global Imbalances and the Lessons of Bretton Woods», Caroli Lectures series, MIT Press, 2010, стp. 51.

График состава золото-валютных резервов США

История одного мифа:  де Голль и доллар

демонстрирует, что никакого резкого (и тем более двухкратного) падения запасов золота в ЗВР США в 1965 году не произошло. Моментного падения в 1965 не произошло вообще, а что касается тренда на постепенное уменьшение запасов, то каким он был, таким более-менее и остался.

Золотые запасы США скачком уменьшились в 1967-68 гг., что было связано:

Во-первых с коллапсом стерлинговой зоны и переводом резервов стран стерлинговой зоны в доллары и золото, при чём часть долларов, в которые первоначально переводились стерлинговые резервы, затем обменивалась на золото из запасов ЗВР США.

Во-вторых, с коллапсом золотого пула созданного ключевыми странами-участниками бреттон-вудской системы для интервенций на коммерческом золотом рынке в попытках удержать цену золота на нём вблизи цены межгосударственного обмена ($35 за тройскую унцию), для предотвращения арбитража между двумя ценами провоцирующего распад системы. Попытка удержать расхождение цен потерпела в 1968 году крах из-за недостатка общемирового запаса золота — коммерческий спрос на золото в расширяющейся экономике превысил доступное предложение по цене бреттон-вудской привязки доллара к золоту настолько, что сдержать давление спроса интервенциями на золотом рынке далее уже было невозможно. В процессе интервенций на рынке в попытках сдержать цену на коммерческом рынке около $35 как США (формально обеспечивавшие половину золотого пула, а фактически около 70%), так и другие страны-участники пула понесли потери в своём золотом запасе.

В период 1966 по март 1968 г. участники пула в ходе непосредственных интервенций потеряли золота на $3688 млн., из них США — на 2155, Германия 409, Англия и Италия по 341, Швейцария, Бельгия и Нидерланды по 137, а Франция, имевшая в пуле такую же долю как Англия и Италия (9.26%), но вышедшая из пула в 1967 году, потеряла только 30 млн. При этом поскольку Франция, Швейцария, Бельгия и Голландия имели обыкновение возмещать потери своего золота обменивая полученные за него доллары на золото из ЗВР США, они фактически переложили основную часть своих потерь на США, и фактические потери США оказались не 50%, а около 70% общих потерь пула.

Де Голль, однако, не имел к этим фундаментальным процессам никакого отношения. Это верно, что перманентно надувавшийся индюком хохол Европы пытался выдавать результаты коллапса стерлинговой зоны и последствия коллапса пула за своих рук дело, но эти претензии имели примерно такое же отношение к действительности, как утверждения, что украинцы первыми в мире приручили верблюда.

Ну и, конечно, восхищающиеся усилиями де Голля по «бегству от доллара» могут полюбоваться результатами его политики на графике состава французского ЗВР начиная с 1970 года. Разумеется, от действий или бездействий де Голля сами эти неизбежные результаты зависели очень мало, немногим более, чем обращение земли вокруг солнца, но они важны в смысле дорожного знака позволяющего сравнить «к чему стремились» с тем, «к чему приехали», а также заметить, что, по иронии, в той мере, в которой де голлевская «кампания против доллара» вообще имела значение, она привела только к некоторому небольшому ускорению коллапса частично-золото-стандартного аспекта бреттон-вудской системы и приближению момента долларизации французских резервов. По иронии, именно голлистская страсть к золоту слегка ускорила устранение золота из монетарной системы и долларизацию резервов.

* * *

«Коллапс бреттон-вудской системы никаким образом не был связан с политической атакой на гегемонию США. Напротив, главный энтузиаст подрыва монетарного лидерства Соединённых Штатов был бесцеремонно устранён с мировой сцены французским народом незадолго до этого коллапса — после того, как в годы нахождения у власти он попытался, но не смог привлечь другие страны к организации атаки на доллар.»

(…)

Вот некоторые дополнительные цифры:

Франция проводила обмен долларов на американское золото с первого квартала 1962 г. по октябрь 1967, но фактически обмены прекратились после середины 1966 года.

В первом квартале 1962 года запасы монетарного золота в США составляли 16.8 млрд.
К концу третьего квартала 1966 г. они снизились на 3.3 млрд., из которых 2.8 были приобретены Францией.

После начала политических беспорядков во Франции приведших к бегству капиталов из франка, Франция была вынуждена прекратить закупки золота, за отсутствием для того ресурсов, и приступить к продаже резервов. При этом около 1 млрд. золота были приобретены США от Франции обратно.

Таким образом, баланс всех голлистских обменов долларов на американское золото и обратно составил чуть более 1.8 млрд. или около 11% от размера золотого запаса США на момент начала голлистских обменов.

Michael D. Bordo, Barry J. Eichengreen, «A Retrospective on the Bretton Woods system: lessons for international monetary reform», NBER, University of Chicago Press, 1993, стр. 465-7

Для контекста, во второй половине 1940-х гг. объём золотого запаса США составлял 25 млрд., т.е. перераспределение золота между США и другими странами в период с конца 40-х и до начала голлистской программы закупок американского золота составило 33% (см. «Global Imlabances», стр. 7, тж. 42).

(…)

Самое раннее упоминание об этой байке оказалось у Привалова в «Итогах», 2008 год. Ссылок в поисковике много: 2009, 2010, 2011 и вплоть до 2016, но ни одной раньше Привалова. До 2009 года везде «Де Голль сказал о намерении обменять доллары», но не больше. А Привалов, видимо, решил историю приукрасить. Интересно, что в 2008 году вышла книга Николая Старикова «Шерше ля нефть», там есть про де Голля. Но ничего про то, что тот якобы привёз в 1965 году 750 млн на корабле. Просто потребовал, как о том везде и пишут. А уж Стариков такого факта не упустил бы. По Старикову, обменял в конце концов что-то, но только в 1967.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб