6-я пехотная под Ржевом. 1941-1942 г.

6-я пехотная под Ржевом. 1941-1942 г.

«3 марта 1942 года.
  Ночью, 3 марта, наш марш-батальон, все до единого погружены в товарный вагон. В вагонах должны помогать против холода маленькие печки. Встроены нары, которые постелены соломой, — это уже комфорт. В 3 часа утра поезд отправляется в направлении на восток.
      Магдебург и Берлин мы проезжаем в первый же день. Шнайдемаль и Граудену — во второй, на третий мы видим Алленштейн и Гумбиннен в Восточной Пруссии; становится все холоднее — леденящий холод! На четвертый день мы в Литве, проезжаем Ковно и Вильнюс и на 5 день достигаем известную нам по бывшему маршу реку Двину с Дюнабургом и Полоцком.

8 марта 1942 года.
   В 6.30 происходит выгрузка на вокзале в Витебске. После марша в 10 км мы находим пристанище в колхозе в Ямполе. Каждая группа — по 10 человек — попадает в русский дом. Типично русский дом, 5х5 м, построенный из положенных друг на друга гладких бревен, которые законопачены мхом и состоят из одной комнаты.

        Самое главное сооружение в доме — большая печь-стена. В середине — топка с большим отверстием для огня, в которой хорошо горят сухие дрова. При этом столько много выделяется тепла, что тепла от стен печи хватает на всю комнату, а в печке еще можно готовить и печь. Эти печки так широки и стабильны, что на печке имеется удобное спальное место: вся семья — отец, мать и четверо детей.
        Для детей это также любимое место пребывания днем и игровая площадка. Сверху они наблюдают и удивляются чужим гостям. В деревянном запасном помещении под печкой ютятся небольшое количество кур семьи, здесь у них теплая квартира.
        Туалеты? Совсем просто: присаживаешься на корточки на улице у задней стороны дома, на определенном месте, огражденном от ветра снежными сугробами и увеличивающейся там мощной кучей. Она замерзает тотчас, холодная, но чистое дело.
       Ледяной северный ветер с ночными температурами до — 38 градусов. У нас зимнее обучение с ночными тренировками. Лыжники бегают для безопасности ночью большими кругами вокруг деревни.

25 марта 1942 года.
    Автобусы нас доставляют в Смоленск. Там мы размещаемся в одном из кинотеатров. Нам не мешает никакая служба, так что наша основная деятельность заключается в приеме скупой провизии и в выпрашивании одной или больше порций из полевых кухонь близлежащих здесь штабов и военно-воздушных соединений.
        Смоленск — древний, русский город по обеим сторонам Днепра с круто поднимающимися улицами, важный пункт соединения на железнодорожной и шоссе-трассе Москва-Варшава. Он окружен еще хорошо сохранившейся здесь стеной из XVI века.
        Во время наших вылазок в город мы удивляемся современным, великолепно одетым в мрамор большим государственным зданиям. Мы посещаем также знаменитый собор с достопримечательными произведениями с резьбой по дереву, старой стеной с царскими воротами и двумя боковыми воротами. Собор стоит нетронутым среди развалин и сгоревших домов. Русские при своем отступлении подожгли город зажигательными бутылками, и большая часть города сгорела.
6-я пехотная под Ржевом. 1941-1942 г.
1 апреля 1942 года.
  По железной дороге нас везут в Вязьму. Там мы будем пересажены в русские вагоны, которые идут по широкому рельсовому пути, в которых мы поедем до южного вокзала города Ржева.

Вечером 3 апреля мы маршируем в полном снаряжении 18 км по трассе Ржев-Калинин до д.Батюки к месту нашей старой 9 роты 58 пехотного полка.

        Что же произошло за время моего отсутствия между сентябрем 1941 и 1 апреля 1942 года в нашем 58 пехотном полку? Взгляд назад.

В сентябре 1941 — обычная позиционная война — никакого особенного успеха. 2 октября военные соединения «Центр» предпринимают наступление на Москву под названием «Тайфун». Вождь и главнокомандующий вермахта, Адольф Гитлер, издает призыв к солдатам восточного фронта:
         (отрывки) «Исполненный глубочайшей заботой о самом существовании и будущем нашего народа, я решил 22 июня направить к вам призыв опередить в последний час угрожающее нападение противника. Как мы сегодня знаем, это было намерение властителей Кремля — уничтожить не только Германию, но и всю Европу! Мы взяли свыше 2400000 пленных, свыше 17000 танков и уничтожено или захвачено свыше 21600 стрелков; сбиты или разбиты на земле 14200 самолетов.
Мир подобного еще не видел!!!
       С 22 июня прорваны мощнейшие позиционные системы, перейдены мощные реки, взяты штурмом бесчисленные населенные пункты, разрушены бункеры и укрепленные сооружения..

Начав с дальнего Севера, где наши во всех отношениях храбрые финские союзники второй раз доказали свой героизм, вы стоите сегодня до самого Крыма в союзе со словацкими, венгерскими, итальянскими и румынскими дивизиями вглубь на почти 100 километров во вражеской стране.
        Присоединяются испанские, кроатские и бельгийские соединения, другие последуют за ними. Так как эта борьба рассматривается, вероятно, впервые, как общая акция всех наций Европы к спасению ценнейшего континента культуры…
Сегодня только начало последней решающей битвы этого года…
       Однако, мы отводим опасность сегодня от немецкого рейха и от всей Европы, как во времена гуннов — и позднее, монгольских племен — ужас больше не парит над континентом.
       С затаенным дыханием и благословением провожает вас в эти трудные дни вся немецкая родина. Так как вы дарите ей, с помощью Бога, не только победу, но с ней также важнейшую предпосылку к миру!»
(Главная квартира фюрера, 2 октября 1941 года.)

    После короткой артиллерийской подготовки на известных позициях противника, 58 полк предринимает атаку на сильные позиции врага в ранние утренние часы 2 октября через осотненское болото Оссожня. Болотистая местность преодолена при высоких собственных потерях, враг отброшен. 58 пехотный полк с причисленным к нему 3-го батальоном 37 полка в этот первый день наступления оплакивал 109 павших, 372 раненых и 12 пропавших без вести.

6 октября 1941 года выпал первый снег и в последующие дни было очень холодно с длительным снегопадом. Зимняя одежда отсутствовала полностью.

10 октября полком взята Сычевка, день стоил 19 убитых. В последующие дни наша дивизия располагается на развернувшемся фронте — на запад — в оборонительной позиции, шириной в 50 км для того, чтобы воспрепятствовать прорыву оставшимся частям противника к своим линиям, в то время, как танковые дивизии находятся на подступах к Калинину.
      Дело идет дальше при снеге, гололедице, также и в оттепель, в глубокой грязи, через Зубцов, вдоль по восточному берегу Волги, на север.

20 октября сюда на найденных русских переправочных средствах переправлены пехотные части через Волгу. Сооружен и укреплен понтонный мост на северо-западный берег. Атаки в северном направлении продолжаются.

2 ноября в д.Тутань достигнута Тьма — приток Волги в 25 км западнее Калинина, При яростном сопротивлении противника взят мост, подготовленный к взрыву. Это наступление стоило полку 35 убитых.
       Позиция на Тьме удерживается до 18 декабря под непрерывными вражескими атаками и попытками прорыва наших позиций. Термометр падает до — 33 градусов.
Отступаем небольшими группами, под непрерывными атаками врага.

Так, в Святой вечер 1941 — 4 вражеские атаки и на Рождество уже в 0.30 начинается грохот. Нападения и ответные атаки приносят нам высокие потери, за эти два рождественских дня 48 убитых и 107 пропавших без вести.
      Термометр падает во второй рождественский день до — 45 градусов, а 29 декабря — 35 градусов. И 2 января — 40 градусов. 2 января 42-й полк занимает «позицию Кенигсберг» у д.Рамница и Собакино, около 20 км северо-восточнее Ржева.
Дивизия получает для усиления парашютно-пулеметный батальон и роту авиа-штурмового полка.

         Фронт стабилизировался, он может быть сдержан наступлением русских. Наша 9 рота должна оборонять северо-восточный угол среднего отрезка Восточного фронта, с видом на восток и на север. Отсюда пролегающий в северо-южном направлении фронт проходит резко на запад для того, чтобы затем, спустя 30 км, резко повернуть на юг.
         Там, благодаря образовавшемуся люку в 15 км шириной, Советам удалось внедриться 2-мя армиями далеко на юг. Самые передовые части достигли шоссе и железной дороги Смоленск-Вязьма, мощные силы развернулись на восток и стоят на вокзале в Сычевке; общее обеспечение двух немецких армий под угрозой.

        К этому времени главнокомандующим 9 армии назначен генерал Модель. Это его заслуга, что он, хотя и с тяжелыми жертвами, однако, сумел повернуть эту критическую, уже сложившуюся как безнадежную, ситуацию-катастрофу.
Водители, писари, счетоводы, сапожники и портные, каждый солдат из обоза включен в оборону.

17 января 1942 года наш 58 пехотный полк имеет силу в 135 человек. Первоночальный состав полка на 22 июня 1941-го составлял около 3000 человек.
Позиция «Кенигсберг». — из дневника гренадера 6-й пехотной вермахта дивизии Франца Бельке.

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб