Значение святок у русских

Святки и святочные гадания в первой половине XIX в. Статья А.В. Терещенко

Святками называют двенадцать дней с 25 декабря по 6 января (с 7 января по 19 января по новому стилю), которые служат воспоминанием о Рождестве и Крещении Господа.

В народной традиции эти дни сопровождают всевозможные гадания. Одно из них — гадание курицами и петухами — сохранялось на протяжении всего XIX в.

Публикуемое ниже описание святочных гаданий принадлежит этнографу и археологу Александру Васильевичу Терещенко (1806—1865), получившему известность благодаря труду «Быт русского народа». В этом сочинении собраны сведения о различных сторонах народного быта: жилище, костюмах, музыке, о крещении, свадьбах, похоронах, поминках, обрядах, играх.

 

Значение святок у русских

Святочное гадание с петухом. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова

 

Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми; народ же обратил их в свои забавы.

Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святок ранее XVII века; история же [C. 130] насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцы наши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще в отдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого и наконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генваря месяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней; празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии, решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным по причине недостатка свидетельств.

Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели жившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни. Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно, если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в ней бы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди [С. 131] утешают нас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями о том, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одному искаженному слуху.

Время празднования святок

Святки начинаются в России с Р. X. и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине [т.е. середине — прим. ред.] XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских.

Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим, чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими. Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности, ничего не сообщили о святках.

Предмет святочных забав

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр. [С. 132]

Гадание курицами и петухами

Берут ночью куриц с насести, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо. Если они клюют шибко, и в одну сторону — то быть скоро замужем; если клюют не скоро и беспрестанно поворачиваются — то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг другу и начинают драться — то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это означает скорое исполнение желаний. Другие, сняв куриц с насести, приносят их закрытыми в комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных [C. 235] сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно — верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду — будет пьяница; если схватит золотое кольцо — богатый муж; серебряное — посредственного состояния, а медное — бедный муж. Когда заноет курица — неминуемая смерть кому-либо из родных.

В некоторых местах Костромской губернии не только девицы, но и холостые ходят в курятники и, зажмурив глаза, снимают курицу с насести. Если она закричит громко, то по голосу судят о нраве суженой. Другие судят о суженых по цвету курицы. Рыжая — значит, коварный муж, черная — вспыльчивый, каштановая — обманчивый и пр.

Чтобы узнать нрав жениха, приносят кур с насести. Если внесенная курица, быв брошена на пол, сядет спокойно, то суженый ее будет кроткий; если же она будет кукудахтать [так! — прим. ред.] и начнет пить воду, нарочно на этот случай поставленную, то муж будет сердитый и пьяница.

Делают еще иначе: бегут девушки в курятник, и каждая из них ловит по курице. Которой попадется пестрая — той будет [С. 236] муж рябой, которой черная — чернобровый. Потом наливают воды в корыто, и каждая девушка выпускает из рук курицу. Если она, напившись, станет кукудахтать, то суженый будет пьяница и озорник; а если не пьет и сидит смирно, то суженый не будет пить и будет смирный.

В Белоруссии берут сонного черного петуха, завертывают ему голову под крыло, крутят при свечах до обморока, и потом кладут его на пол. Вокруг петуха каждая девушка насыпает по кучке зернового хлеба, который обставляется свечами. Когда петух придет в себя, тогда он встает и ходит около кучек, ничего не видя (птицы не могут смотреть хорошо при огне), и потом, по внутреннему влечению к зернам, начинает клевать первую попавшуюся ему кучку. Чьи он клевал зерна, той выйти замуж. Такой обычай в употреблении по некоторым местам Малороссии.

Связав хвосты курицы и петуха, сажают их под решето, и кто кого потащит за собою вперед, по этому судят о будущем. Если курица потащит вперед, то будет первенствовать в доме жена, в противном случае — муж. В Малороссии и Сибири, выпускают на средину комнаты курицу с пету-[С. 237]хом и замечают, как они расхаживают. Когда петух щиплет курицу, тогда будет сердитый муж; если курица не дает себя щипать или бить, то жена возьмет верх над мужем. [C. 238]

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб