Почему музыкантов считали колдунами на Руси

Гусляры и трубачи выступали на улицах и площадях русских городов, играли на княжеских пирах, и без них не обходился ни один обрядовый праздник — масленица или Иван Купала, свадьба и похороны. Между тем, очень долго на Руси существовали поверья, что все музыканты - колдуны и ведьмы.

«Знающие люди»

Необразованные крестьяне, умевшие только работать по хозяйству — то есть делать то, чем исстари занимались их предки, ко всем другим имевшимся в то время профессиям относились со страхом и почтением. В представлении пахарей и сеятелей строители, умевшие сооружать дома и храмы; художники, расписывавшие стены; повитухи, принимавшие роды; музыканты умевшие извлекать из своих инструментов красивые звуки считались «знающими людьми», получившими свои умения невероятными способами.

В культурологическом труде «Народная демонология Полесья» говорится, что в большинстве своем простые славяне были уверены - освоить секреты таких ремесел «можно только с помощью нечистой силы или «сильных» колдунов». Поэтому широкое распространение имели поверья, повествующие о «злодеяниях» таких мастеров: не доплатишь строителям — «опустят» тебе дом на голову или даже «поселят в нем черта». Мало дашь денег повитухе — проклянет ребенка. Ну а музыканты так заворожат своей мелодией, что голову потеряешь.

Такие домыслы нашли свое отражение в народных сказках: «гусли — самогуды», как известно, сами заставляли людей пускаться в пляс, а «волшебная дудочка» явившегося в деревню странника своей музыкой поведала селянам о том, как местная мачеха извела милую падчерицу. И в этой сказке ни у кого не возникло сомнения, что странник-дудец может быть неправ. Он — музыкант, а значит «все знает».

Скоморохи

Многие исследователи древнерусских театрализованных обрядов и игр относят скоморохов к оставшимся без дела участникам языческих ритуалов. Скоморохи и во времена христианства для своих представлений использовали маски, которые, как считают историки, изначально нужны были для различных обрядов, проводимых на капищах. То есть, люди этой профессии обладали знаниями культовых мистических действий, почти наравне с волхвами, которых на Руси однозначно почитали кудесниками.

Между тем, согласно «Толковому словарю живого великорусского языка», составленному в середине XIX века этнографом и лексикографом Владимиром Далем получается: «...Скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим...». Значит, скоморох — профессиональный мультимузыкант, только обладавший языческой магией, и это на века закрепилось в сознании народа.

Церковный запрет

Музыкальные представления, которые на Руси в X – XV веках на площадях давали бродячие артисты — гусляры и скоморохи, вызывали у людей неподдельный интерес и самый живой отклик. Вот такое рассуждение об этом можно найти в литературном памятнике XI века «Поучение о казнях божьих», составленном преподобным Феодосием Печерским: «...Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты...».

Простой народ желал видеть на площадях яркие театрализованно-музыкальные действия, даже понимая, что показывают их - «знающие люди», то есть, колдуны и кудесники. А вот для служителей храмов было очевидным, что все уличные музыканты и артисты потакают дьяволу, отнимают у них паству и вводят её в грех.

В другом древнем христианском документе приблизительно того же периода «Слово о твари и дни рекомом неделе» записано, что люди «...не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес. (…) А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище. А когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще. А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение...»

Неприятие власти

И хотя во всех этих уличных представлениях и ликующих зрителях усматривается обычное желание простого народа «хлеба и зрелищ», в 1648 году, то есть уже во время правления царя Алексея Романова, были изданы и разосланы по всей стране весьма жесткие «заповедные грамоты»: «...Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах (…) А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь...»

Патриарх Никон и вместе с ним царь и его дворяне провели твердую политику, считая, что не должны смущать верующих никакие скоморохи-язычники. Вместе с гуслями, домрами и дудками массово горели и сами музыканты.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх