Трубка курительная: Ритуал курения табака

ТРУБКА  трубка курительная; труба — общеслав. заимствование из др.-в.-нем. яз., в котором trumba — «труба» восходит к ср.-лат. trumba; ср. лат. trua 1) ковш, черпак; 2) сточный желоб. 

 

Трубка курительная: Ритуал курения табака

В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в качестве модели Вселенной. Во время ритуала пространство внешнего мира представлено силами шести кардинальных направлений, которым приносятся жертвенные дары. Частицы табака символизирует вещи, которыми наполнено пространство. Поэтому в ритуале курения табака модель мироздания как вместилище всех вещей  и явлений природы сужается до масштабов чашечной части трубки, или ее «сердца». В момент ритуала трубка является Вселенной, универсумом. Трубка находится в руках человека, который в процессе ритуала набивает ее и отождествляется с центром Вселенной и с  личностью Творца. Актом воскурения табака человек «расширяет» шесть направлений пространства с помощью распространяемого вокруг себя  дыма. Сам же он остается в центре. В этом ритуале человек утрачивает свою частичность, фрагментарность и становится целым: он разрушает иллюзию отдельности, обособленности(1,21)

Трубка курительная: Ритуал курения табака

 Согласно легенде, трубка в качестве подарка была принесена индейцам сиу священной женщиной — теленком бизона. В ритуале воскурения табака трубка связывает сиу не только с миром духов, а мир духов с земным миром, но и индейцев между собой, мужчин иженщин. Трубка в ритуале рассматривается как мост, миротворец, символ родства членов коллектива, а также как эротическую связь, воплощение эроса. Через эротический аспект ритуал курения табака связан с культом плодородия(2,207).

Трубка курительная: Ритуал курения табака

 Б.Ф.Адлер дает изображение о-ва Мер в Торресовом проливе, сделанное папуасами на бамбуковой трубке. Длина трубки — 1 м; на рисунке — контуры острова, пальмы, вулкан, из которого поднимается столб дыма (рисунок этой «карты» сделан в зеркальном изображении (3,47,55).

 

     Семантика, этимология и мифология сближают «трубку» и «сосуд«. Обе эти структуры способны вмещать универсум и символизируют его. В этой связи можно вспомнить и то, что алтарь как середина мира  нередко изображается как  детородное место (алтарь и лоно могут обозначаться одним словом, ср.др.-инд. yoni- и др.), через которое обретается, рождается богатство, обилие, потомство. В этом контексте пламя в центре алтаря соотносится с membrum virile(4,129).

Трубка курительная: Ритуал курения табака

В современном даосском богослужении курильница — самый важный объект в храме. Она символизирует как обретение Дао священнослужителем, так и всю даосскую общину, связанную с данным приходом. Вероятно, современный даосский священнослужитель, возжигающий курения и призывающий нефритовых дев и золотых отроков сопровождать его во время священного танца, следует традиции, коренящейсяв видениях адепта древности, погруженного в наркотическое забытье, вызванное вдыханием курений священной курильницы бо шань лу. Эти курильницы представляют собой изображения гор, населенных бессмертными и животными, с пещерами (отверстиями, из которых и поднимаются курения) (5,208). Иероглифом  лу обозначается как курильница, так и печь алхимика (следовательно, алхимик обретает единство с Дао через вдыхание запахов, исходящих от реторты).

    Ср.: «дыхание Пифона», исходившее из расщелины дельфийского святилища и «воодушевлявшее» прорицательниц. В словаре «Суда» говорится о мантических жребиях, которые Пифия вытягивала из сосуда, стоявшего на медном треножнике. 

Трубка курительная: Ритуал курения табака

Трубка курительная: Ритуал курения табака

Трубка курительная: Ритуал курения табака

                                                            ССЫЛКИ

 

1 Brown J. The sacred pipe. Norman, 1953.

Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995.

3 Адлер Б.Ф. Карты первобытных народов// Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т.119. СПб., 1910.

4 В. Н. Топоров  Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте   // Исследования по структуре текста. М.,1987.

5 Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религиозном даосизме («Главы о прозрении истины» Чжан Бодуаня) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

 

 

                                                        ЛИТЕРАТУРА

 

1 Brown J. The sacred pipe. Norman, 1953.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб