Грамоты и Ярлыки крымских ханов

Грамоты и Ярлыки крымских ханов

Тарханная грамота — охранительный и/или дающий определенные привилегии за службу. Данный документ датирован 1523 г. и представляет собой тархан Саадета Гирея I (1492 — 1538) — впоследствии крымского хана (с 1524 г.), вошедшего в историю благодаря проведенным в ханстве экономическим и военным реформам.

Тарханная грамота Саадет — Гирея

1523 год

Великого улуса правой руки и левой руки командующим Болярам Темникам, Тысяцким, Сотникам и Десятникам, внутренних городов Болярам Городничим, Законодавцам и Наставникам наук, народным Судьям и Блюстителям благочиния, Писцам диванов, Настоятелям монастырей и братии их, Сокольничим и Ловчим, хлебным магазинщикам, Таможенникам и Важникам, Заставщикам и Рассыльщикам, Перевозчикам и Мостовщикам, войску опричному, едущим и проезжающим послам, всем чем либо занимающимся и всему многому народу исправно да будет ведомо: Представителей сего ярлыка сыновей Тайкия: Алыбкару, Маллыя, Куйлыя, Аккучкара, Бузкучкара……; меньших братьев: Байкару, Джанкару; сыновей последнего: Хубданю, Акылданю, Акмухаммеда, Мухаммед-Суфия; сыновей старшего: Такрибердия, Итуя, Худжукая, и меньших братьев: Тагира, Даулят-Яра, Уразгильдия, Байкару-Худжа, — за то, что Алыбкара, Джанкара и Тагир были при нас Стрельцами, — в изъявление царской милости пожаловали мы вольными Тарханами. А потому с сих наших тарханов ясака не брать и не взимать, под гонцов лошадей не ловить, баранов и барашков не колоть, кормов не скармливать, в домы их насильно постов не ставить, ни каких поборов ни на меня, ни на Темника, ни на служителей моих не требовать и не взимать; при каждой реке за перевоз с узлов и всего находящегося в руках платы не брать, с проданного и купленного пошлин и весовых не взимать; дани с дымов, именуемой Салыг, не налагать; с жатв снятого хлеба в запасные амбары не требовать, на воинские обловы не наряжать, а равно ни насилия, ни притеснения, ни обиды ни вреда не причинять. Пусть они с душевным спокойствием проводят в тишине убогую жизнь свою, и после пяти временных молитв, денно и нощно воссылают о нас и потомках наших мольбы и благословения. Но ежели бы вы, в самонадеянности на свое тарханство, задумали не исполнить личных служб наших и служб последующих за нами ханов — тарханами не будете, и тогда каждому обидевшему сих тарханов, причинившему им вред, насилие, будет благо. Да боятся. В удостоверение чего пожалован им сей ярлык за алою тамгою и золотым вензеловым именем нашим. Писан 930 г. от хиджры (1523 по Р. Х.), в половине священного месяца Джумадин-евваля, в городе Крыму. По просьбе докладывал конюший Алибей. Писал я Газы Бакши. Во имя всемилостивого, всемилосердного Бога! Рцы: Господи! Ты еси царь царств и даруешь царство кому восхощешь. Нет Бога кроме Бога Единого. Мухаммед посланник Божий. Султан Хаджи — Гирей хан«. Цитируется по: ЗООИД, том 1, 1844, стр. 341 — 342, перевод Я. О. Ярцова

Грамоты и Ярлыки крымских ханов
Ярлыки крымского хана Мехмеда II Гирея

1577, 1579 гг.

Ярлыки крымского хана Мехмеда Гирея, относящиеся к периоду турецко-персидских войн, в которых Крымское ханство принимало непосредственое участи на стороне своего сюзерена. Первый персидский поход был неудачным для крымского войска и во время второго похода хан решил вернуться с армией в Крым, что вызвало гнев турецкого султана. Вскоре после этого султан низложил Мехмеда II с престола и назначил новым ханом Исляма II Герая. Мехмед II попробовал организовать сопротивление, но армия перешла на сторону нового правителя, после чего Мехмед II бежал из Крыма и был вскорости убит своим братом Алпом Гераем.

Ярлыки крымского хана Мехмеда II Гирея Грамоты и Ярлыки крымских ханов 1577 г.

Победоносный, храбрый Мухаммед — Гирей Хан. Слово мое: Великой орды правой руки и левой руки владетельным слугам болярам: воеводам областей, стотысячникам и десятитысячникам, внутренних городов и деревень бекам исправникам, народным судьям и блюстителям порядка, верховным законоведцам и учителям веры, благочестивым старцам и набожным последователям их, канцелярским писцам диванов, ремесленникам ,перевозчикам и мостовщикам, сокольникам и охотникам, едущим, проезжающим посланцам и гонцам и всему многому Ордынскому народу, чем либо законно владеющему, да будет ведомо: Представитель сего красноречивейшего, счастливейшего ханского ярлыка и высочайшего вензелевого имени, блещущего славой монархии, Ак-Мухаммед имел счастие подвести лошадь блаженной памяти отцу нашему и получить от него священный ярлык за синею печатью и алою тамгою на крепостное владение землей и пресным колодцем, из которых первая граничит к востоку с урочищем Кенгир-Тайки, к западу с Киргиз-Кэызылбаем, к северу с Чингир-Чир-Суфием, к северо-западу с Чадыр-Баем, и Ибрагимом, и второй лежит к югу от урочища Курут-Чка. А как он подвел и мне лошадь, то в доказательство моих милостей жалую ему также сей ярлык за синею печатью и алою тамгою, и повелеваю, чтобы впредь ни старшие, ни младшие султаны, и никто из настоящих судей, не делали ему никаких притеснений; тем же, которые видя мой священный ярлык, учинят насилие, наглость и притеснение и нанесут оскорбления и обиды, тем нехорошо будет, и они да боятся! Пусть помянутый слуга наш Ак-Мухаммед, проводя с сердечным спокойствием жизнь свою в тишине по окончании дневных своих занятий, воссылает о нас и потомках наших молитвы и благословения ко Всевышнему. Никто, не вмешиваясь и не препятствуя ему во владении, должен только сообразоваться с сим священным ярлыко, за синею печатью и алою тамгою и в отвращение зла лично себе, не причинять ему никаких обид и оскорблений. В удостоверение чего, пожалован ему сей, за алою тамгою, ярлык. Писан 11 дня месяца Джумадиль-Ахира, 985 г. В Альма-сарае. Цитируется по: ЗООИД, том 2, 1849 г., стр. 676.


1579 г.
Мухаммед — Гирей Хан, Слово мое: Так как происходящие от прямой линии от Хаджи-Хайруллы-Шейха, сына покойного Гасы-Шейха, приближенные и искренно преданные богомольцы, удостаивались издревле всегда уважения и покровительства, и блаженной памяти дедами нашими Мингли-Гирей Ханом, и Хаджи-Гирей Ханом (да озарит Бог ложе их светом своим!) существующие с подвластных им 32-х кочующих аулов, дарственные сборы именуемые Сауга, всегда жаловались им в жалованье; а потому в уважение мужества, представителя сего ярлыка, родного сына Хаджи-Хайруллы-Шейха Абдурразака, которое оказал он во время нашего похода на сволочь Персидскую, в сражении с гнусным еретиком Мухаммед-Ханом, поставленным заблудшим Шахом в наместники Ханства Ширванского, пролитием вражеской крови, и другими доблестями, желая по прежним примерам вознаградить его, увольняю под покровительством его кочующие 32 аула во всех местах их кочевок, от существующих в обычае дарственных сборов и повелеваю, чтобы ни слуги мои, таковые сборы взимающие, ни старшие, ни младшие султаны, ни люди их, как обыкновенных, так и выделяемых из добычи дарственных сборов (сауга) не требовали и не только не причиняли бы им никаких обид и оскорблений, но оказывали бы должную честь и уважение. А кто же вчинит обиду, тому самому будет нехорошо. В удостоверение чего пожаловал сей ярлык и Ханская грамота. Месяца благословенного Рамазана, года от хиджры 987-го в городе Шемахе, что в Персии.

Цитируется по: ЗООИД, том 2, 1849 г., стр. 679.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб