«ПЬЯНЫЕ» БИТВЫ РУСИ

«ПЬЯНЫЕ» БИТВЫ РУСИ«Руси есть веселие пить: не можем без того быть»,-так ответил князь Владимир мусульманским послам и даже не подозревал, какими последствиями могут обернуться эти слова. Страсть к горячительным напиткам стали показывать уже его дети, и не где ни будь на пирах или застольях, а прямо перед сражениями.
БИТВА ПОД ЛЮБЕЧЕМ.
Страсть к пьянству проявил Святополк, который «окаянный», правда до конца не ясно, Святополк это был или Борис, но для нашего рассказа это не важно. Обратимся к «Повести временных лет» (ПВЛ). «Наступили уже заморозки. Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей. Ярослав же на другой день, на рассвете, исполчив дружину, переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли друг против друга, и сошлись в схватке» (ПВЛ)
Более подробную информацию доносит до нас Новгородская Первая Летопись: «Был же Ярославу приятель от вельмож Святополковых, к которому послал Ярослав ночью отрока своего и велел спросить: «Войска имею много, а меда недостаточно, скажи, когда лучше пить». И отвечал ему вельможа тот: «Когда тебе в день меда мало, то готовь к ночи и меньше истратишь». Ярослав уразумел, что ночью велит наступить, велел войскам тихо готовиться. Святополк же веселился всю ту ночь, пил с вельможами своими. А Ярослав, вооружив войско, ночью велел всем головы перевязать белыми платками и на заре, переправившись, высадив войско на берег, велел лодки все назад отвести от брега, объявив всем, что назад бежать пути не осталось, но или победить, или помереть с честию нужно. И увещав к храбрости все войско, пошел на Святополка.»(НПЛ)
Самое интересное то, что подтверждение пьянству под Любечем находится и в шведской «Хронике об Эймунде»: «Люди спали крепко по всем шатрам, быв крайне утомлены и очень пьяны». Ярослав разбил Святополка, а согласно «Саге…» убил, то ли Бориса, то ли Святополка.
ЛИПИЦКАЯ БИТВА.
Битва при Липицах одно из крупнейших сражений русского междоусобья. Оно произошло в 1216 году между младшими сыновьями Всеволода Большое Гнездо и муромцами, с одной стороны, и соединённым войском из смоленской и новгородской земель, поддержавшим претензии старшего Всеволодовича Константина на владимирский престол и возглавляемым Мстиславом Мстиславичем Удатным, с другой. События до и после битвы отражены в «Повести о битве на Липицы». Мстислав Удатный хотя и был очень хорошим военачальником, сражений не любил, и решил покончить дело миром. Однако, младшие Всеволодовичи, Ярослав и Юрий, мирные инициативы Удатного не приняли. «И так Юрий с Ярославом вознеслись славой, видя у себя силу великую, не приняли мира и начали пировать в шатре со своими боярами». («Повести о битве на Липицы»). А дальше, как обычно при пьянке, начались разборки, похвальба и дележ шкуры неубитого медведя. «И, отпустив людей, пошли в шатер с братьею и стали делить города, и сказал Юрий: «Мне, брат Ярослав, Владимирская земля и Ростовская, а тебе Новгород; а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дадим черниговским князьям, а Галич — нам же». («Повести о битве на Липицы»).
Исход битвы известен, младшие Всеволодовичи были разбиты в пух и прах, а Ярослав бежал так, что потерял свой знаменитый шлем.
Еще одна история, не совсем связанная с пьянкой, но судя по поведению новгородского воеводы, он явно что-то принял. Татищев ее описывает так. «Новгородцы отправили войско на югров с воеводою. Оный, перейдя Двину, взял на реке Юге первый град, и пошли к другому, около оного стояли 5 седмиц. И выслали югдоры к воеводе с обманом просить, чтоб их не погубили, сказывая, что они в дань зверей собирают и хотят отдать. После малого же времени вышли другие и просили, чтоб воевода, взяв с собою 12 человек, вошел в город и дань принял. Воевода же так глуп был, а более льстясь на обещанные ему подарки, взяв с собою попа и 12 человек, пошел в город. И когда вошли, то югдоры тотчас их всех побили, потом, выйдя, позвали еще 30, и тех побив, еще позвали 50, и тем вошедшим то же учинили. И так как новгородцы обнадеялись на мир, а к тому же, что управителя не было, стояли без всякой опасности, югдоры же, ночью выйдя, остальных всех побили, так что новгородцы и вести о том не получили.»
ПЬЯНКА НА ПЬЯНЕ
Классика «пьяных битв» русского Средневековья. Сражение, ставшее нарицательным, как в силу места где оно произошло, река Пьяна, так и в силу «пьяных» событий перед битвой.
В 1377 году перешедший на службу к Мамаю из Синей Орды Арапша двинулся на Нижний Новгород. Дмитрий Константинович Нижегородский срочно попросил помощи у Дмитрия Московского, который решил помочь своему тестю и даже возглавил поход, но в силу сложившихся обстоятельств, вернулся назад, но полки прислал. Силы собрались немалые и тут началось. Сражение описывает «Повесть о побоище на реке Пьяне»: «Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные!» (Повесть о побоище на реке Пьяне)
Похмелье было тяжким. «И когда дошли (наши) до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали» (Повесть о побоище на реке Пьяне) Татары погуляли по нижегородским и рязанским землям и даже взяли приступом Рязань. После успешного набега 1377 года на русское пограничье в следующем году Мамай двинул войско на самого Дмитрия Московского. Так что, кто знает не было бы пьянки на Пьяне, может быть и не было бы побед на Вожи и Куликово.
СУЗДАЛЬСКОЕ ПОХМЕЛЬЕ
Особенно повезло с «пьяными» битвами Василию II в будущем Темному. У него таких целых две, при Клязьме и Суздале.
В 1433 году состоялась битва при Клязьме между претендентами на московский стол Юрием Звенигородским и Василием Васильевичем. В летописи Татищева она описана так: «Князь же великий Василий Васильевич, что было тогда поблизости людей, собрал тех, да и москвичей гостей и прочих с собою, пошел против и встретился с князем Юрием на Клязьме за двадцать верст от Москвы. С князем же Юрием было множество воинов, а у великого князя весьма мало, но на равных сразились с ними. Москвичи ж многие, не думая что битве быть, не готовы были, ибо имели с собою меда много и упились тогда. Что увидел князь великий Василий, что не было ему надежды и ниоткуда помощи, побежал к Москве скоро весьма.». Москву пришлось оставить Юрию, правда ненадолго.
В 1445 году Василий предпринял поход против татар.6 июля московская рать остановилась у Спасо-Евфимиева монастыря неподалёку от Суздаля. Самым правильным решением было устроить пир, что они и сделали. «Князь же великий Василий Васильевич возвратился в станы свои и ужинал у себя со всею братиею и с боярами, и пили долго ночью. А вечером тем пришел к великому князю Алексей Игнатьевич с полком своим, а иные воеводы многие и с других мест пришли. И было утро, уже солнце взошло, и князь великий поднялся, и повелел заутреню петь июля в 7 день. И после заутрени восхотел князь великий еще отдохнуть, и в тот час пришла к нему весть, что татары Нерль реку вброд переходят.»
Вначале Василий имел успех, и татары даже побежали: « а татари побегоша, наши же ови погнаша по них, а инии сами побегоша, друзии же начаша уже избитых татар грабити. А татари пакы възвратившися на христиан, и тако одолеша им, князя же великаго самого руками Яша». Великий князь оказался в плену и похмелять его пришлось всей Московской землёй. За него назначали такой выкуп, что по мнению Шемяки, проще было ослепить Василия, что позднее и сделали.
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб