В конце 18 века в общину хлыстов в Орловской губернии пришел некий мужчине. Вначале он представился немым, но после заговорил. Да так, что глава общины признала его «пророком над пророками». так начался путь тамбовского крестьянина Кондратия Селиванова.
Селиванов начал проповедовать и одним из главных пунктов его учения стала идея оскопления, дабы так, отринув мирское и похотливое, отдаться полностью духовному.
Члены секты проходили через «огненное крещение» (оскопление), которое проводили специально обученные люди, либо делали это самостоятельно. В секту могли вступить и мужчины, и женщины, которым следовало удалить груди и половые губы.
В определенный момент скопцами заинтересовались власти. Скопцов арестовывали, судили, более 300 человек вместе с Селивановым сослали в Сибирь в 1775 году. Правда до Неречинска он не дошел, каким-то образом Кондратию удалось остаться в Иркутске.
Среди крупных общин скопцов особо выделялась община в Якутии. Власти регулярно сотнями ссылали сюда пойманных членов секты. Они резонно предполагали, что среди местного населения идеи сектантов не приживутся — так и случилось. Зато скопцам удалось в этом неприветливом климате наладить успешное земледелие — они получали высокие урожаи пшеницы, выращивали клумбы около домов и огороды. Некоторые дома сектантов до сих пор еще сохранились в хорошем состоянии.
Но общины постепенно вымирали. естественного продолжения у них не было, завлекать новых членов тоже не слишком получалось. Последних скопцов осудили уже при СССР в 1929 году.