Богдан Хмельницкий и еврейские погромы

 

4638534_13025_13_94791117_large_1355051169_img_thumb_1_ (500x625, 143Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

Богдан Хмельницкий

и еврейские погромы

на Украине

глазами современника

  

 

Среди книг современников погромов 17 в. самое видное место занимает «Пучина бездонная» — полная история преследований евреев и зверств казаков Богдана Хмельницкого. Автор книги Натан Ганновер был ортодоксальным раввином и каббалистом. Натан с семьей жил в Заславле и там чудом спасся бегством в 1648 году во время зверских погромов казаков. После этого Натан вел кочевую жизнь — жил в Праге, затем в Италии (в Венеции), где он изучал Каббалу. Был раввином в Ливорно, потом опять переехал в Восточную Европу. Сначала в Валахию, затем был раввином в Молдавии, в Ясах и Фокшанах, потом попал в Моравию, в Венгерские Броды, где также был раввином, здесь он и погиб во время погромов 14 июля 1683 года от турецкой пули, когда он совершал молитву в синагоге.

  

 

       
4638534_rr (453x700, 83Kb)

Титульный лист первого издания хроники

Натана Ганновера «Пучина бездонная»

(Венеция, 1653) 

     Натан Ганновер излагает последовательность событий приведших к геноциду евреев в тогдашней Польше. «Я назвал эту книгу «Пучина бездонная», так как в этом названии заключен намек на ужасное бедствие…» — так пишет о книге сам Натан Ганновер. Он винит в трагедии не только казаков, но и крымских татар, вступивших с ними в союз против Польши ради наживы. А вот как формулирует автор возможность спасения евреев: «И сказал им по своему обычаю православный народ: Кто хочет остаться в живых, пусть изменит своей вере и пусть напишет…, что он отказывается от Израиля и от его бога».

4638534_af51e5dc4018 (640x480, 109Kb)

 Автор описывает беды, причиненные бандами Богдана Хмельницкого в 1648-1652 годах в Украине, Литве и Польше.  26 мая 1648 польское войско с двумя гетманами было пленено. Один из польских руководителей, князь Ярема Вишневецкий, отступал со своим войском по направлению к Литве, а вместе с ним бежало около 500 евреев, каждый со своей женой и детьми. Те же жители местечек, которым убежать не удалось «погибли смертью мучеников от различных жесточайших и тяжких способов убиения, у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых, — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение». Часть евреев татары уводили в плен, женщин насиловали и забирали в наложницы. Только небольшая часть евреев спаслась, приняв под угрозой смерти христианство. Несколько общин сдались татарам и их потом выкупили из плена, собрав деньги на это по всей еврейской Европе и Турции. Автор Натан Ганновер подробно останавливается на захвате казаками Немирова, Тульчина, Полонного, Заславля. Большое внимание уделено мужеству и сопротивлению евреев, враждебности крестьян и случаям предательства поляков. 

4638534_20204 (620x459, 85Kb)

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

 Манифест Хмельницкого призывал к уничтожению поляков и евреев. Против евреев в манифестах выдвигались развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению. Восстание сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно.

Самое ужасное остервенение проявлял народ к евреям: они осуждены были на конечное истребление, всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них евреев и резали без милосердия». Катастрофу, пережитую евреями в период восстания Хмельницкого, сравнивали с третьим разрушением Храма. Тысячи еврейских семей из сел и местечек искали спасение от казаков Хмельницкого в укрепленных городах. Однако города стали местом их массовой гибели. 

В ходе войны особый резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев Немирова и Тульчина (июнь 1648 г.). В Тульчине поляки в обмен на сохранение собственных жизней выдали евреев казакам, но это их не спасло. Казаки зарубили евреев, а потом покончили с поляками. Тернополь вообще отказался впустить евреев.

Особо лютая резня произошла в Немировской крепости. Казаки, зная, что Немиров хорошо укреплен, прибегли к хитрости. Они подошли к Немирову, переодевшись поляками и с польскими знаменами. Евреи, думая, что это к ним на помощь подошло польское войско, открыли ворота. Около 6000 евреев погибли в Немирове. 20 сивана – день Немировской резни был определен днем ежегодного поста и молитвы.Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан обвинил казацкое войско Богдана Хмельницкого в этнических чистках и преднамеренном убийстве 300 тысяч евреев на Правобережье Украины.

Многие были пленены и проданы в рабство крымским татарам. В конце 1648 г. число полоненных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары меняли шляхтича на коня, а еврея — на щепотку табака. Второй раз цены на рабов упали осенью 1654 г. по весну 1655 года. XVII столетие было временем страшных испытаний и потрясений для еврейского народа.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб