Многие ли из вас знают, что у прославленного белого генерала, казака Корнилова и мать и жена были казашками?
Или что старейший казахстанский казак-казах (такая вот игра слов) Габбас Жуматов служил во время войны в Донской дивизии, и там, в боевом братстве, был принят в казачество, от которого никогда не отрекался (фото из архива Казачества)
И вот в Алматы произошло событие, которое можно считать историческим. В Казахстане создан казачий мусульманский юрт. В июле в его состав приняли первых казаков – потомков прославленного батыра Суранши и не менее прославленного воина Великой отечественной войны Кошкарбаева, того самого, что водрузил советский флаг на Рейхстаге
Но обо всем по-порядку. Сначала в этот жаркий воскресный день в казаки приняли обычных кадетов. Обычные – в данном случае, значит славяне, православные
Вообще, надо заметить, казаки довольно религиозный народ, ревностно выполняющий предписания своей веры
Все происходило в православном храме Большой станицы. Здесь в первое воскресенье каждого месяца проходит большой сход семиреченских казаков. На этот раз сход был особенный
В казаки принимают в любом возрасте. В рядах новобранцев был и стар и млад. Но спрос со всех одинаковый – за нарушение следует строгое наказание, вплоть до порки. На вопрос, когда в последний раз такое замечательное событие произошло в Казахстане, нам неохотно ответили, что лет 10 тому назад. Причина тривиальная – за пристрастие казака к спиртному. Жена пожаловалась атаману…
Вот он, кстати, атаман семиреченских казаков — Шихотов Владимир Семенович, слушает присягу. Соответственно, и наказывать за отступление от клятвы будет тоже он
Даже этот малец клянется верой и правдой служить отечеству…
Какому отечеству? Конечно, Казахстану!
Старые казаки внимательно слушают новобранцев. Это они решали судьбу каждого кандидата – достоин зваться казаком или нет
Пьяниц, наркоманов, хулиганов, судимых в казаки не принимают, законы казачества на этот счет очень строгие, патриархальные
Поэтому они обычно обижаются на давний, навязанный литературой и кино стереотип, что казаки – известные пропойцы.
— Не было такого! – убеждали нас потомки Григория Мелехова
Принятие в казаки – это сложный, живописный ритуал. Новобранцы читают присягу, клянутся на Библии, целуют знамя своего казачества
Может быть, не все мальчишки осознают высокие слова клятвы, которые произносят. Правильно ли совершать такой ритуал в столь юном возрасте? Ведь мальчики клянутся на Библии, целуют священную книгу, но так повелось издавна, не мне судить…
Для этого мальчика происходящее в храме пока только яркое, красивое представление. Но он из казачьей семьи, значит, скоро придет время учить присягу
Семиреченское казачество, Алматы. Год 2012. Заметили в первом ряду мужчин, на штанах которых желтые лампасы? Это значит, что они забайкальские казаки. У каждого казачества свой цвет лампас и лент на фуражке
Идет казак по городу…
А вот и исторический момент. Началась присяга казаков-казахов. Заложен первый остов мусульманского юрта
Вот они – первые казаки мусульманского юрта Семиреченского Казачества: Талгат Шарипбаев, Алмабек Сайдакберов, Ерлан Кушкарбаев. Это очень интересная история, почему двоюродные братья Талгат Шарипбаев и Алмабек Сайдакберов, говорящие между собой исключительно на казахском и прожившие почти всю сознательную жизнь в шымкентских краях, решили вступить в казачество. Началась эта история давно, в 1860 году, когда их прямой прадед — батыр Сураншы выступил вместе с казаками против кокандского хана в знаменитой битве под Узун-Агашом. Казаки и батыр со своими джигитами победили в том важном сражении и отвоевали южные земли казахов. Все было именно так, говорят братья, и пожимают плечами – зачем кому-то переписывать историю?
После той битвы казахский батыр Сураншы побратался с казаками и вступил в казачье войско. А через 150 лет это решили сделать и его праправнуки
Вступление казахов в казаки происходит точно так же, как у славян, только Библию заменяет Коран
Казаки-казахи клянутся на Коране
И благословляет их не батюшка, а имам
— Я, Ерлан Кушкарбаев, перед Всемогущим Аллахом, святым Кораном, казачьим стягом и братством присягаю верой и правдой служить Отечеству и Казачеству. Если я нарушу клятву, пусть мне наказанием будет гнев Аллаха и презрение моего народа
Ерлан Кошкарбаев тоже правнук прославленного воина, того самого Рахимжана Кошкарбаева, водрузившего в 1945 году победное знамя над Рейхстагом. Но Ерлан пришел в казачество своим путем, через обыкновенную мальчишескую дружбу
Ерлан с детства дружит с Семеном Шихотовым и Колей Ползюковым – мальчики жили по соседству и практически все время проводили вместе. От друзей Ерлан и заразился любовью к казачьим традициям. И вот в 21 год решил официально вступить в казачество. Родные сказали — вступай, дед бы одобрил
После исполнения присяги, клятвы на Коране и целования флага новоиспеченные казаки по традиции проходят поздравительную строевую. Можно сказать, ритуал братания
Вдохновитель и один из инициаторов создания мусульманского юрта – ученый-историк Асылхан Артыкбаев. Он отстаивал историческую правду — добрососедских отношений казахов и казаков — задолго до того, как это стало можно делать, еще в 90-е, когда казачество в Казахстане не пользовалось расположением властей. Его планы даже радикальней, чем у самих атаманов. Он считает, что участие казахов в казачестве в процентном отношении надо довести до половины и отдать казакам охрану внешних границ
Мусульманский юрт Союза Казаков Семиречья в полном составе
Какой казак без коня?
После присяги казаки в полном составе поехали в конное племенное хозяйство «Ахал-Теке». Это хозяйство можно с полным правом назвать казачьим – директор здесь казак, и большинство работников тоже из казаков
Каждый казак должен уметь скакать на коне, иначе, что это за казак? Но казачьи традиции тоже проходят испытание на урбанизацию, признался мне атаман Владимир Семенович. Большинство казаков ныне живут в городах и зачастую не могут отличить мерина от кобылы. Поэтому им стали регулярно устраивать научно-познавательные экскурсии в конные хозяйства
Здесь что ни кобыла, то красавица стоимостью в несколько миллионов тенге
Здесь мы встретили еще одного казака- казаха — Курала Райымбекова. Но он не из мусульманского юрта, он просто казак. Его дорога в казачество тоже интересная – в казачество его привела… песня. Курал вырос в поселке Акчатау Жезказанской области, где жили представители самых разных национальностей, даже гуцулы. Были в их числе и старые казачьи семьи, разумеется, не афишировавшие в советское время свое происхождение. И вот однажды на празднике музыкальный ребенок, услышал в исполнении чернобровой соседки песню: «Эх, любо, брат, любо…», раз и навсегда влюбился в эту культуру
Казачество — это сельская, патриархальная культура. И гармоничнее всего казаки выглядят на фоне природы. Здесь, в лесу, среди деревьев у нас временами шла кругом голова – казалось, вот сейчас из-за угла нам навстречу выйдет самый настоящий Григорий Мелехов
Атаман Союза Казаков Семиречья Владимир Шихотов был избран на демократических выборах большинством — так у казаков принято издревле. Кстати, интересный факт, если два кандидата набирали одинаковое количество голосов, побеждал тот, кто знал язык местного народа
Владимир Ворошилов – один из самых аутентичных казаков Семиречья, сказали нам по секрету. Потомственный казак живет в селе или, иначе говоря, станице Надеждинской. Соблюдает все традиции, не пропускает воскресную службу в церкви, ведет натуральное хозяйство. Мы не могли не напроситься к казаку в гости, раз такое дело
У Владимира яблоневые и абрикосовые сады, которые по осени приносят семье стабильный доход. Землю он купил, когда решил, что будет жить на земле, натуральным хозяйством
В семье казака строгие, патриархальные нравы. Работа кипит с утра до позднего вечера
Когда мы приехали, старший сын занимался тем, что заготавливал на зиму сено. Отец давал ценные указания
В семье заняты все, от мала до велика – старший сын Никита на сенокосе, а за младшим, Давыдом, закреплена кроличья «ферма»
Как потопаешь, так и полопаешь – говорят в семье казака Ворошилова
Общаясь с казаками, нельзя не заметить, что казачки всегда находятся как бы на втором плане, в тылу. Казачество пропитано маскулинной культурой, такова природа народа, название которого пошло от слова «казаковать», то есть скакать вольным в степи
Супруга Владимира Наталья в казачьи дела мужа не вмешивается, она воспитывает четверых детей, младшему из которых, Егору, всего полгодика
И в завершении рассказа о жизни казаков Семиречья, мы решили показать не парадную сторону, сбить, так сказать, пафос. Ведь казаки собираются не только у главных атаманов, но и по своим станицам. Это казаки поселка Акжар со своим предводителем, прославленным спортсменом Владимиром Гашутой
Вот такие они, современные казаки-разбойники!