Саамский шаманизм и древнескандинавская мифология

В традиционных шаманских верованиях саамов, наблюдается много общего с верованиями североазиатских и северовосточных этносов (ханты, манси, нивхи, ульчи , нанайцы, эвенки, юкагиры, отчасти якуты), традиционный общественный и хозяйственный уклад которых в большей или меньшей степени близок к саамскому.

Среди саамов было распространено почитание сейдов – священных мест, холмов, водоемов, деревьев, но чаще представляющих собой большие естественные валуны. В этих местах обитают природные духи и духи предков.

Вокруг сейдов саамы обычно сооружали ограду, приносили им жертвы. Считалось, что жители сейдов даруют удачу на охотничьем промысле. Существует версия об этимологической связи саамского слова сейд и древнескандинавского «сейдр», названия особой формы магии, близкой шаманизму, построенной на ритуальном экстазе. Сейду учили боги Фрейя и Один, практиковали её в основном женщины, сейдконы, практика сейда у мужчин-колдунов считалась в обществе "позорным" и "не мужественным" занятием. Версия о заимствовании сейда у саамов подтверждается неоднократным упоминанием в сагах того, что для обучения колдовству скандинавы совершают поездки к лопарям. Сейду у лопарей училась колдунья Гуннхильд, жена конунга Эйрика Кровавая Секира из «Саги об Эгиле». Среди скандинавов эпохи викингов существовало устойчивое поверье, что именно финские народы самые сильные колдуны и волшебники, владеющие сейдом и гальдром (другой формой магии, связанной с ритуальными песнями и заклинаниями). Саамские песни, которые шаманы пели во время камлания, назывались «ёйку».

В «Саге о Хальвдане Эйстейнссоне» упомянуты саамские вожди Флоки и Фид (названные конунгами), которые были могущественными волшебниками. В битве Флоки приращивает на место свою отрубленную руку, а оборотень Фид превращается в боевого моржа. В этой же саге конунг другого финского народа бьярмов Харек превращается в дракона:

«Тогда превратился Харек в дракона и ударил Скули хвостом, и упал тот без сознания. Тогда подошел тот герой, которого звали Грубс, и отсек дракону ногу, но дракон вонзил когти второй ноги в тело Грубса и разорвал его. Тогда подоспел Хальвдан и нанес удар дракону в шею, и это была его смерть».

У саамов существует с древности особое сословие служителей культа, тождественное шаманам, которых называют нойд, они должны обеспечивать общение с миром духов. При шаманском камлании они используют игру на ритуальном бубне, который называется кобдас, и надевают специальный пояс (почень). Ритм бубна позволял нойду входить в измененное состояние сознания, после чего бубен становился птицей или ездовым животным шамана (лосем, оленем или козлом), переносящим шамана в мир духов, также рисунок на бубне с изображением трёх миров (Верхнего, Среднего и Нижнего, соединенных Мировой осью или Деревом) воспринимался как компас или карта, чтобы не заблудится в духовном мире. Состояние шаманского экстаза называется «лови» – дословно, это прорезь между мирами, такое отверстие является вратами в Маналу (священную реку ведущую в загробный мир Ямби Аймо). Якуты также верят, что бубен – ездовое животное шамана-ойууна, и называют бубен «шаманским конем» (считается, что, когда шаман ударяет в бубен, он едет на небо на своем коне).

Германский Один также является божественным шаманом, который носил ритуальную маску, и превращался в священную птицу или путешествовал на волшебном восьминогом коне Слейпнире между всеми мирами Вселенского древа Иггдрасиль. На перебранке с богами Локи обвиняет Одина в занятии сейдом, что было постыдным для мужчин, и считалось занятием ведьм и колдуний:

«А ты [Один], я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы, –
ты – муж женовидный».

Записанная в начале XIII века «Сага об Инглингах» дает развернутое описание магии сейда и присущих его адептам шаманских способностей:

«Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется сейд (колдовство). С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел».

Ровно теми же способностями наделяла молва и саамских шаманов, так географ Циглер передает суеверие, что нойд, развязывая один за другим три волшебных узла, вызывал появление сначала умеренного ветра, затем сильного и, наконец, урагана с громом и молниями от одного края неба до другого. Адам Бременский, хронист XI века, упоминает, что лапландские шаманы могли видеть на расстоянии и узнавать, чем занимаются люди в отдаленных местах, а также силой заклинаний выбрасывать на берег китов.

«Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и колдовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так колдовство очень распространилось и долго держалось».

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх