Саамский шаманизм и древнескандинавская мифология

Саамский шаманизм и древнескандинавская мифология

В традиционных шаманских верованиях саамов, наблюдается много общего с верованиями североазиатских и северовосточных этносов (ханты, манси, нивхи, ульчи , нанайцы, эвенки, юкагиры, отчасти якуты), традиционный общественный и хозяйственный уклад которых в большей или меньшей степени близок к саамскому.

Среди саамов было распространено почитание сейдов – священных мест, холмов, водоемов, деревьев, но чаще представляющих собой большие естественные валуны. В этих местах обитают природные духи и духи предков. Вокруг сейдов саамы обычно сооружали ограду, приносили им жертвы. Считалось, что жители сейдов даруют удачу на охотничьем промысле. Существует версия об этимологической связи саамского слова сейд и древнескандинавского «сейдр», названия особой формы магии, близкой шаманизму, построенной на ритуальном экстазе. Сейду учили боги Фрейя и Один, практиковали её в основном женщины, сейдконы, практика сейда у мужчин-колдунов считалась в обществе «позорным» и «не мужественным» занятием. Версия о заимствовании сейда у саамов подтверждается неоднократным упоминанием в сагах того, что для обучения колдовству скандинавы совершают поездки к лопарям. Сейду у лопарей училась колдунья Гуннхильд, жена конунга Эйрика Кровавая Секира из «Саги об Эгиле». Среди скандинавов эпохи викингов существовало устойчивое поверье, что именно финские народы самые сильные колдуны и волшебники, владеющие сейдом и гальдром (другой формой магии, связанной с ритуальными песнями и заклинаниями). Саамские песни, которые шаманы пели во время камлания, назывались «ёйку».

В «Саге о Хальвдане Эйстейнссоне» упомянуты саамские вожди Флоки и Фид (названные конунгами), которые были могущественными волшебниками. В битве Флоки приращивает на место свою отрубленную руку, а оборотень Фид превращается в боевого моржа. В этой же саге конунг другого финского народа бьярмов Харек превращается в дракона:

«Тогда превратился Харек в дракона и ударил Скули хвостом, и упал тот без сознания. Тогда подошел тот герой, которого звали Грубс, и отсек дракону ногу, но дракон вонзил когти второй ноги в тело Грубса и разорвал его. Тогда подоспел Хальвдан и нанес удар дракону в шею, и это была его смерть».

У саамов существует с древности особое сословие служителей культа, тождественное шаманам, которых называют нойд, они должны обеспечивать общение с миром духов. При шаманском камлании они используют игру на ритуальном бубне, который называется кобдас, и надевают специальный пояс (почень). Ритм бубна позволял нойду входить в измененное состояние сознания, после чего бубен становился птицей или ездовым животным шамана (лосем, оленем или козлом), переносящим шамана в мир духов, также рисунок на бубне с изображением трёх миров (Верхнего, Среднего и Нижнего, соединенных Мировой осью или Деревом) воспринимался как компас или карта, чтобы не заблудится в духовном мире. Состояние шаманского экстаза называется «лови» – дословно, это прорезь между мирами, такое отверстие является вратами в Маналу (священную реку ведущую в загробный мир Ямби Аймо). Якуты также верят, что бубен – ездовое животное шамана-ойууна, и называют бубен «шаманским конем» (считается, что, когда шаман ударяет в бубен, он едет на небо на своем коне).

Германский Один также является божественным шаманом, который носил ритуальную маску, и превращался в священную птицу или путешествовал на волшебном восьминогом коне Слейпнире между всеми мирами Вселенского древа Иггдрасиль. На перебранке с богами Локи обвиняет Одина в занятии сейдом, что было постыдным для мужчин, и считалось занятием ведьм и колдуний:

«А ты [Один], я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы, –
ты – муж женовидный».

Записанная в начале XIII века «Сага об Инглингах» дает развернутое описание магии сейда и присущих его адептам шаманских способностей:

«Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется сейд (колдовство). С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел».

Ровно теми же способностями наделяла молва и саамских шаманов, так географ Циглер передает суеверие, что нойд, развязывая один за другим три волшебных узла, вызывал появление сначала умеренного ветра, затем сильного и, наконец, урагана с громом и молниями от одного края неба до другого. Адам Бременский, хронист XI века, упоминает, что лапландские шаманы могли видеть на расстоянии и узнавать, чем занимаются люди в отдаленных местах, а также силой заклинаний выбрасывать на берег китов.

«Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и колдовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так колдовство очень распространилось и долго держалось».

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб