Цивилизации, которые оставили после себя больше вопросов, чем ответов

Ну для знатоков и любителей Древней Истории (просто памятка - "что искать" и "о чем речь" )

Цивилизации, которые оставили после себя больше вопросов, чем ответов

- https://onauke.info/tsivilizatsii-kotorye-ostavili-posle-sebya-bolshe-voprosov-chem-otvetov/

https://www.infoniac.ru/news/10-civilizacii-kotorye-ischezli-pri-zagadochnyh-obstoyatel-stvah.html

004MainH24.jpg

Энциклопедии с будоражащими фантазию названиями «Секреты древних цивилизаций», «Загадки историй», множество телевизионных передач, рассказывающих об уникальных находках археологов – именно таким образом современный человек знакомился с тайнами народов, живших тысячелетия тому назад.

Однако многие секреты уникальных культур, скорее всего, будут преданы забвению, поскольку от древних поселений практически ничего не осталось. Исследователи не прекращают по крупицам собирать мозаику жизни исчезнувших цивилизаций, но время беспощадно, и искать ответы на вопросы становится все сложнее.

1. Майя

ae814a5e84988c7ba55906760c9a36c6.jpg

Майя (2000 год до н. э. — 900 годы н. э.). Некогда могущественный народ, который строил исполинские города, спрятал большую часть своих тайн за пеленой времени.

Цивилизация майя является классическим примером цивилизации, которая была полностью утрачена. Ее памятники, города и дороги поглотили джунгли центральной Америки, а жителей разбросало по мелким деревушкам.

Хотя язык и традиции майя сохранились до сегодняшних дней, пик цивилизации пришелся на первое тысячелетие нашей эры, когда величественные архитектурные строения и масштабные сельскохозяйственные проекты покрывали большую часть Юкатана. Сегодня эта территория простирается от Мексики до Гватемалы и Белиза. Майя широко пользовались письменностью, математикой, замысловатыми календарями и сложным инженерным делом для строительства пирамид и террасных полей.

О майя известно, что они разработали свою письменность, создали сложный календарь и имели собственные формулы для математических расчетов. У них также были свои инженерные инструменты, с помощью которых они возводили огромные пирамидальные храмы и создавали системы полива для своих земледельческих угодий.

Считается, что загадочный упадок цивилизации майя начался где-то в 900 году, и по этому поводу есть несколько предположений. Среди них есть свидетельства того, что изменения климата в Юкатане и междоусобные войны привели к голоду и заброшенности городских центров.

До сих пор ученые ломают голову над тем, что могло послужить причиной угасания этой цивилизации. Ведь свое могущество майя начали терять еще задолго до того, как на земли нынешней Центральной Америки впервые ступила нога европейца. Согласно предположениям исследователей, виной такого поворота событий стали междоусобные войны, в результате которых древние города опустели.

2. Индская цивилизация

Индская (Хараппская) цивилизация (3300 год до н.э. – около 1300 года до н. э.). В долине Инда в период существования этой цивилизации жило практически 10% всего населения планеты в то время – 5 миллионов человек.

82734be25f43ae5a10f5408e37445a3c.jpg

Индскую цивилизацию также называют Хараппской (по названию ее центра – города Хараппа). У этого могущественного народа была развита металлургическая промышленность. Они владели собственным письмом, которое, к сожалению, так и остается одной из тайн этой цивилизации.

Индская или, как ее еще называют Хараппская цивилизация - одна из величайших цивилизаций древнего мира. Еще тысячи лет назад она простиралась по Индии, Пакистану, Ирану и Афганистану и могла похвастаться 5 миллионами жителей, что составляло около 10 процентов всего населения Земли.

Ее торговые пути, массивные многоэтажные дома были покинуты больше 3000 лет назад. Существует несколько предположений упадка Индской цивилизации. По последней версии, как и майя, эта древняя цивилизация пострадала от постепенных изменений уровня осадков, что затруднило выращивание достаточного количества продовольствия для огромного населения.

Но примерно три с половиной тысячи лет назад большинство хараппцев решили переселиться на юго-восток, оставив свои города. По мнению ученых, наиболее вероятной причиной такого решения стало ухудшение климатических условий. Всего за несколько веков переселенцы забыли про достижения своих великих предков. Последний решающий удар по хараппской цивилизации нанесли арии, которые уничтожили последних представителей этого некогда могущественного народа.

3. Остров Пасхи

b4f5a7b2629e4ab7042f36bfbc32f73e.jpg

Рапануйская цивилизация на острове Пасхи (примерно 1200 год н.э. – начало 17-го века). Этот затерянный в океане клочок земли окружил себя просто огромным количеством тайн и легенд. До сих пор в ученых кругах продолжаются споры о том, кто же первым заселил этот остров. По одной из версий, первыми жителями Рапа-Нуи (так остров Пасхи называют его обитатели) стали выходцы из Восточной Полинезии, которые приплыли сюда около 300-го года н.э. на огромных и прочных лодках.

О жизни древней цивилизации рапануйцев практически ничего неизвестно. Единственное напоминание о былом могуществе данного народа – это исполинские каменные статуи моаи, которые молчаливо охраняют остров уже многие века.

Жители острова Пасхи представляют собой еще одну классическую "утраченную" цивилизацию, ставшую знаменитой благодаря загадочным, огромным статуям человеческих голов, которые выстроились по береговой линии острова.

Каким образом процветающая полинезийская цивилизация исчезла после того, как веками здесь строили древние памятники, переплывая сотни километров через океан с одного острова на другой?

По одной из гипотез, рапануйцы – жители острова Пасхи были очень развиты и умны, но их методы не были рациональными. В то время, когда они поселились на острове Пасхи в период между 700 и 1200 г. н.э., они использовали все деревья и сельскохозяйственные ресурсы острова, и им пришлось переехать.

4. Чатал-Хююк

c2563ba77eb36ffacfc6a85029a70aac.jpg

Чатал-Хююк (7400 год до н.э. – 5600 год до н.э.). Самый старый мегаполис в мире. Звучит впечатляюще, не правда ли? Чатал-Хююк был построен во времена развитой неолитической цивилизации (больше девяти с половиной тысяч лет назад) на территории, где сейчас находится современная Турция.

У этого города была уникальная по тем временам архитектура: в нем не было улиц, все дома располагались вплотную друг к другу, а входить в них нужно было через крышу.

Древним мегаполисом Чатал-Хююк ученые назвали не просто так – в нем проживало почти десять тысяч человек. Что заставило их покинуть свой громадный город, неизвестно до сих пор.

Чатал-Хююк, часто называемый самым древним городом в мире, был частью крупного градостроительства и земледельческой цивилизации, процветающей между 9000 и 7000 лет назад, там, где сейчас находится центральная часть Турции.

Чатал-Хююк отличался уникальной структурой, не похожей на другие города. Здесь не было дорог, и вместо этого жители возводили нечто, похожее на улья, где дома строились друг над другом, а вход располагался на крыше. Считается, что за пределами стен люди выращивали все, что только было возможно, начиная от миндаля до пшеницы. Жители украшали вход в дом черепами быков, а под землей на полу хоронили тела усопших людей.

Цивилизация существовала еще до железного века и до появления грамоты, но, тем не менее, сохранились свидетельства того, что это было очень развитое общество, включая предметы искусства и ритуалы. Почему же люди покинули город? На этот вопрос пока нет ответа.

5. Гебекли-Тепе

604923ad5a30ca2b61f78aad0d39ffa7.jpg

Гёбекли-Тепе (его возраст около 12 000 лет). Этот храм поныне является загадочным сооружением. Единственное, что о нем известно – он был построен приблизительно в 10 000 году до нашей эры. Необычное название данного комплекса, который расположен на турецкой территории, переводится как «пузатый холм». На сегодня исследовано только 5 процентов этого сооружения, поэтому археологам еще только предстоит найти ответы на многочисленные вопросы.

Одной из самых загадочных обнаруженных структур стал комплекс Гебекли-Тепе, построенный около 10 000 лет до н.э. и расположенный в современной южной части Турции.

Комплекс представляет собой ряд круглых, расположенных гнездами сооружений, украшенных резьбой в виде животных, что вероятно служило храмом для кочевых племен в этой области. Это не было постоянным местом жительства, хотя возможно несколько жрецов жили здесь круглый год. Это первая постоянная структура, построенная людьми, которая была обнаружена, и она вероятно представляет собой вершину местной месопотамской цивилизации той эпохи.

Чему поклонялись люди? Откуда они пришли в это место? Чем они еще занимались? В настоящий момент археологи тщательно работают над тем, чтобы дать ответы на эти вопросы.

6. Кахокия

146e79e3564785fe8b7832844a164c73.jpg

Кахокия (300 год до н. э. – 14 век н. э.). Единственным напоминанием об этой древней индейской цивилизации стали церемониальные курганы, которые находятся на территории штата Иллинойс (США). Долгое время Кахокия сохраняла за собой статус крупнейшего города в Северной Америке: площадь этого поселения составляла 15 квадратных километров, а жило здесь 40 тысяч человек. Забросить величественный город, по мнению ученых, люди решили из-за того, что в нем появились большие проблемы с санитарией, из-за которых появлялись вспышки голода и эпидемий.

Задолго до европейцев, прибывших в северную Америку, так называемые миссисипцы построили крупный город, окруженный огромными земляными пирамидами – курганами и структурами из дерева, похожими на Стоунхендж, для того, чтобы следить за движением звезд.

Расцвет цивилизации пришелся на 600-1400 г. н.э. , и город простирался на 15 кв. км с сотнями курганов и огромной площадью в центре. Население его составляло около 40 000 людей, многие из которых были искусными художниками, архитекторами, земледельцами, создававшими удивительные предметы искусства из раковин, меди и камня. До конца не ясно, что заставило людей покинуть город, но некоторые археологи считают, что возможно в городе начались болезни и голод, и люди отправились в более благоприятные места.

7. Ангкор

8730da740b420f921e458b722dff6b6c.jpg

Империя Кхмеров (около 802 — 1431 годы н.э.) Ангкор-Ват – это главная достопримечательность Камбоджи. А когда-то, в 1000-1200 годах нашей эры, город Ангкор был столицей великой империи кхмеров. По оценкам исследователей, это поселение могло быть самым большим в мире в свое время – его население было равно одному миллиону человек.

В ученых кругах рассматривают несколько версий на счет причин упадка величественной Кхмерской империи – от войны до природной катастрофы. Изучать руины Ангкора сегодня достаточно сложно, потому что большая часть из них заросла непроходными джунглями.

Многие люди слышали о выдающемся храме Ангкор-Ват в Камбодже. Но это всего лишь малая часть той огромной цивилизации во времена Кхмерской империи, которую называли Ангкор. Город процветал во времена позднего Средневековья в 1000-1200 г. н.э., и его поддерживало около миллиона людей.

Есть множество причин, по которым произошел упадок Ангкора, начиная с войн до природных катастроф. Сейчас большая часть цивилизации захоронена в джунглях. До сих пор не ясно, сколько на самом деле людей жило в городе, отличавшемся удивительной архитектурой и индуистской культурой. Некоторые археологи считают, что учитывая все дороги и каналы, связывающие многие его регионы, можно предположить, что это он был самым крупным городом в мире при расцвете.

8. Бирюзовая гора

1312802d860c318253afcc809744f689.jpg

Династия гуридов (1148 – 1206 годы н.э.). О городе Фирузкух, который был столицей древней империи гуридов, напоминает сегодня только Джамский минарет. Исчезнувшая цивилизация жила в огромном по тем временам государстве (территория нынешних Афганистана, Ирана и Пакистана). С лица земли столицу гуридов смело войско Чингисхана. По причине того, что минарет находится на афганской территории, его изучение усложняется, а работы по раскопкам в этом месте так и не начаты.

Хотя не все разрушенные памятники представляют собой потерянные цивилизации, Джамский минарет является именно такой постройкой. Это величественное архитектурное строение, построенное в 1100 году, являлось частью города в Афганистане. Археологические раскопки указывают на то, что это была многонациональная территория, где соседствовало множество религий, включая иудейскую, христианскую и мусульманскую, представители которых гармонично жили здесь сотни лет.

Возможно, уникальный минарет был частью затерянной древней столицы Афганистана которую называют Бирюзовая гора.

9. Ния

526a119b95bf28fac3992faf2c48b969.jpg

Древний город Ния (период существования Великого Шелкового пути, около 15-го века н.э.). Сейчас на месте Нии пустыня, а раньше это был настоящий оазис, в котором любили отдыхать караваны, везущие груз по Великому Шелковому пути. Спрятанные под песком остатки древнего города были обнаружены археологами совсем недавно. Раскопав древнюю Нию, археологи были в восторге, ведь в этом месте им удалось обнаружить следы множества народов, которые торговали на Шелковом пути. На сегодняшний день ученые продолжают активно изучать Нию, упадок которой совпал с утратой интереса к великой торговой дороге.

Будучи сейчас заброшенным местом в пустыне Такла-Макан в западной части Китая, еще 1600 лет назад Ния был процветающим городом, расположенном на знаменитом Великом шелковом пути. За последние два века, археологи обнаружили бесчисленное количество сокровищ в пыльных и разрушенных остатках того, что когда-то было величественным городом с деревянными домами и храмами.

В каком-то смысле Ния является реликтом потерянной цивилизации Великого шелкового пути, который связывал Китай с центральной Азией, Африкой и Европой. Множество людей прошло по Шелковому пути, включая богатых купцов, паломников и ученых, которые обменивались идеями и создали сложную, просвещенную культуру везде, где проходил Шелковый путь. Древний путь претерпел множество изменений, но его важность как торгового пути уменьшилась во времена правления Монгольской империи, и он пришел в упадок в 1300-х годах.

10. Набта-Плайя

19882af3e6cea5080ada5a5ebfdb84b5.jpg

Город на Набта-Плайя (около 4000 лет до н.э.). В пустыне Сахара некогда жила высокоразвитая цивилизация, сумевшая построить свой прототип астрономического календаря, который старше на тысячу лет всемирно известного Стоунхенджа. Покинуть долину древнего озера Набта-Плайя ее жителям пришлось из-за разительной смены климата, который становился все более засушливым.

Около 7000 – 6500 лет до н.э. в месте, где сейчас находится египетская часть Сахары возникло невероятное городское сообщество.

Люди, живущие здесь, одомашнили скот, занимались фермерством, изготовлением керамических изделий и оставили после себя каменные сооружения, указывающие на изучение астрономии. Археологи считают, что жители Набта-Плайя были предшественниками цивилизации, царившей в крупных городах Нила, которые появились в Египте тысячи лет назад.

Хотя сейчас цивилизация Набта расположена в засушливой области, она возникла во времена, когда уровень осадков был другим, наполнив это место озером, которое позволило этой культуре процветать.

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

ПОДРОБНЕЕ -

Портал СверхДревней Истории Человечества -

http://almisto.mirtesen.ru/

Восстание Уота Тайлера

Большими изменениями в социально-экономической и политической области характеризовалась также история Англии XIV и XV вв. Как и во Франции, в Англии развивались товарно-денежные отношения и шел процесс постепенного складывания единого внутреннего рынка. Как и во Франции, происходили массовые антифеодальные движения и создавались условия для формирования нации.

Изменения в экономической жизни

В XIV в. в экономической жизни Англии произошли крупные перемены. Развитие промышленности, особенно таких её отраслей, как шерстяная и металлургическая, а также рост населения городов повысили спрос на продукцию сельского хозяйства — сырье и продукты питания — и требовали расширения обмена между городом и деревней.

Крепостнически барщинная система феодального хозяйства, основанная на малопроизводительном подневольном труде крепостных, становилась тормозом дальнейшего роста производительных сил. Эта система задерживала развитие товарности в крестьянском хозяйстве, так как отрывала крестьянина от работы на его участке и тем самым препятствовала расширению производства продуктов на рынок.

Крестьяне, ранее и теснее, чем феодалы, связавшиеся с рынком, становились основными товаропроизводителями в сельском хозяйствен уже в XII—XIII вв. были в значительной мере переведены на денежную ренту. Стремясь увеличить свои доходы от сбыта сельскохозяйственной продукции на рынке, некоторые феодалы пытались повышать производительность барского хозяйства путем усиления барщины. Но эти попытки наталкивались на усиливавшееся крестьянское сопротивление. По этой причине в XIV в. в условиях развивавшегося товарного производства, барщинная система приходила в упадок, феодалы всё больше отказывались от барщины и переводили крестьян на денежный оброк. Лишь некоторые феодалы, располагавшие большим числом крепостных, особенно крупные монастыри, упорно держались за барщинную систему и всеми способами старались заставить крестьян работать больше, чем прежде. Но это только озлобляло крестьян и усиливало их борьбу.

Замена барщины денежными платежами ещё не означала облегчения крестьянских повинностей, ибо феодалы, нуждавшиеся в деньгах для удовлетворения своих растущих потребностей, всячески пытались увеличивать денежные поборы. Но денежная рента давала крестьянам большую свободу от надзора поместной администрации. Вместе с тем денежная рента прокладывала путь к личному освобождению крестьянина от крепостной зависимости, к его выкупу. С XIV в. крепостное право в Англии начало клониться к упадку.

Лондонски Тауэр. Миниатюра. XV в.
Лондонски Тауэр. Миниатюра. XV в.

Развитие товарно-денежных отношении обогащало некоторых крестьян, наживавшихся на торговле сельскохозяйственными продуктами. Так в среде крестьянства возникала зажиточная верхушка. Но в то же время часть крестьянства беднела, запутывалась в долгах и разорялась, увеличивая ряды малоземельных и безземельных бедняков, которым приходилось наниматься за деньги и превращаться в батраков, чтобы не умереть с голоду.

В результате упадка барщинной системы некоторые феодалы, преимущественно крупные, совсем ликвидировали барскую запашку и сдавали землю за денежную плату, главным образом более зажиточным крестьянам. Другие феодалы, особенно мелкие (рыцари), сохраняли барскую запашку и вели на ней хозяйство руками наёмных работников из малоземельных и безземельных крестьян, труд которых эксплуатировали также богатые крестьяне.

«Рабочее законодательство»

Феодальное государство помогало удерживать плату батракам на низком уровне и подчиняло их воле нанимателей. Страшная чума 1348—1349 гг. (так называемая «Черная смерть»), которая произвела большие опустошения во всей Европе, в том числе и в Англии, вызвала в стране нехватку рабочих рук и вздорожание продуктов питания. Это привело к некоторому повышению нищенской заработной платы и в деревне и в городе. Тогда король и парламент провели в интересах нанимателей ряд законодательных мер, враждебных сельским батракам, слугам, подмастерьям и всем лицам, получавшим заработную плату.

Ордонанс 1349 г., изданный королем Эдуардом III (1327—1377), предписывал всем взрослым людям обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет, не имеющим собственной земли и других средств к жизни, наниматься на работу за ту плату, которая была обычна до эпидемии чумы. За отказ от найма на таких условиях и за уход от нанимателя до истечения срока грозила тюрьма. Наниматели и рабочие, уплатившие или получившие более высокую плату, наказывались штрафом. Затем последовал ряд статутов (Ордонансом назывался королевский указ, статутом — закон, утверждённый королём по предложению парламента.), подтверждавших эти постановления и усиливавших наказание за их нарушения. Изданный в 1351 г. «Статут о рабочих» предписывал забивать в колодки и сажать в тюрьму тех из них, кто нарушил правила найма (наниматели продолжали наказываться только штрафом). Согласно статуту 1361 г. рабочие за уход от нанимателей объявлялись уже вне закона и клеймились раскалённым железом. 

Палата общин, представлявшая рыцарство и городскую верхушку, которые были особенно заинтересованы в дешёвой рабочей силе, засыпала короля и палату лордов петициями с требованием принятия новых, более суровых и действенных мер против рабочих. Маркс дал следующую характеристику «рабочему законодательству» XIV в. в Англии: «Законодательство относительно наёмного труда, с самого начала имевшее в виду эксплуатацию рабочего и в своём дальнейшем развитии неизменно враждебное рабочему классу, начинается в Англии при Эдуарде III Statute of Labourers [Статутом о рабочих], изданным в 1349 г. ... Дух Статута о рабочих 1349 г. и всех последующих законов ярко сказывается в том, что государство устанавливает лишь максимум заработной платы, но отнюдь не её минимум» (К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 742, 743. (Маркс называет здесь статутом ордонанс 1349 г.)).

«Рабочее законодательство» вызвало отпор со стороны крестьянской бедноты и безземельных батраков. Вопреки запрещениям статутов батраки создавали союзы для борьбы за повышение заработной платы. Нередко крестьяне и батраки совершали нападения на судей по делам о рабочих, освобождали арестованных.

Перемены в строе цехового ремесла

Классовая борьба принимала всё более острые формы и в городах. Цеховая система, основанная на мелком ремесленном производстве, начинала постепенно перерождаться. Цехи всё более превращались в замкнутые корпорации. Многие из подмастерьев на всю жизнь оставались на положении наёмных рабочих. В зависимость от богатых мастеров попадали и мелкие ремесленники, получавшие от них сырьё и обязанные сдавать им готовый продукт за низкую цену. Многие мелкие ремесленники в городах и в сельских местностях становились зависимыми от купцов-скупщиков. Наибольшее развитие эта система получила в шерстяной промышленности, которая сделала значительные успехи в течение XIV в.

В городах всё более росло имущественное расслоение, возникали резкие контрасты между богатством и бедностью. В XIV—XV вв. значительно развился торговый и ростовщический капитал. Крупные по тому времени капиталы создавались путём спекуляций на вывозимой за границу шерсти, путём ростовщичества и займов королю, а также путём откупов всё возраставших налогов. Внутригородское управление в это время было сосредоточено в руках богатых купцов и цеховой верхушки, которые и представляли города в парламенте. Городская верхушка вела своекорыстную политику и перекладывала главную тяжесть налогов на трудящиеся массы. Так называемое «рабочее законодательство», выгодное эксплуататорам и враждебное трудящимся и деревни и города, ещё более обостряло социальные противоречия в городах. Внутри цехов происходили ожесточённые столкновения между цеховыми мастерами и подмастерьями. Подмастерья организовывали союзы для защиты своих интересов. Их поддерживала всё возраставшая масса бедноты и чернорабочих в городах.

Обострение классовой борьбы трудящихся в деревне и в городе вызывало усиление репрессий со стороны господствующего класса. Укреплялась государственная машина для подавления трудящихся масс: королевский совет и парламент, местная администрация и королевские суды. В связи с этим на население ложились дополнительные тяготы в виде возраставших налогов и различных повинностей в пользу государсава. Продажность и лихоимство судей и королевских чиновников, мошеннические проделки откупщиков налогов, недобросовестность налоговых сборщиков, неизменная враждебность судов по отношению к трудящимся вызывали у народа всё большую ненависть ко всем органам государственной власти.

Бедствия народных масс особенно усилились во время Столетней войны между Англией и Францией (1337—1453). Начало войны было успешно для Англии. Однако затем англичане стали терпеть поражения. К 1380 г. за Англией осталось на территории Франции только несколько приморских городов.

Выступление Виклефа против папства и католической церкви

Важные перемены, происходившие в экономическом и политическом развитии Англии, отразились и в области идеологии. Это нашло свое выражение прежде всего в том, что во второй половине XIV в. различные общественные группы и политические силы в Англии выступили с требованием реформы католической церкви. Крайне враждебно смотрели на богатую феодальную церковь горожане, которые стремились всячески удешевить ее, в частности путем упрощения культа (обрядности), лишить ее земельных владений и освободить от подчинения папе, чтобы тем самым прекратить вмешательство пап в церковные дела Англии. Выразителем этих реформационных идей был профессор Оксфордского университета Джон Виклеф (1320—1384).

Джон Виклеф. Портрет XVI в.
Джон Виклеф. Портрет XVI в.

Виклеф выступил против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Он заявлял, что государство не зависит от церкви, а, наоборот, церковь должна подчиняться в гражданских делах светской власти. Он требовал коренной реформы церкви, ликвидации епископата и подвергал критике основные догматы католицизма. Виклеф отвергал учение католической церкви об особой «благодати», которой будто бы обладает духовенство и которая дает ему силу отпускать грехи и «спасать» человеческие души. Виклеф отвергал индульгенции, тайную исповедь и почитание святых». Он провозгласил «священное писание» единственным источником вероучения и, чтобы сделать его общедоступным, принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский. По словам Энгельса, Виклеф был ярким представителем ереси городов, главным требованием которой всегда было требование «дешевой церкви» (См. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн. К. Маркс и Ф. Энгельс , Соч., 1. 7, изд 2, стр. 361—362.). Учение Виклефа в течение двух последующих столетий оказывало сильнейшее влияние на учения всех буржуазных реформаторов церкви.

Идеи Виклефа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером — сыном короля. Королевская власть в Англии тяготилась своей зависимостью от папства, особенно ввиду враждебной политики пап, которые находились в Авиньоне и поддерживали в Столетней войне Францию. Поэтому Эдуард III в 1353 г. издал закон, воспрещавший перенесение в папскую курию дел, разбиравшихся в церковных судах. Это было большим уроном для панской казны. Эдуард же отказался платить папе дань в 1 000 марок серебром, установленную ещё со времени Иоанна Безземельного. В то же время король и парламент, недовольные тем, что несметно богатая церковь уклонялась от государственных налогов, стремились наложить руку на доходы и на земельные владения церкви и подчинить её непосредственно королевской власти, освободив из-под власти пап. Придворная знать, часть крупных феодалов и значительная часть рыцарства рассчитывали в свою очередь увеличить собственные владения путём захвата конфискованных церковных земель.

Лолларды. Джон Болл

Но особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в среде трудящихся масс, и прежде всего крестьянства. Церковь упорнее всех держалась за сохранение крепостного права и барщины. К тому же церковь накладывала на трудящихся ещё и дополнительные тяготы в виде десятины и других поборов. Широкое народное движение против католической церкви нашло поддержку и среди низшего духовенства, многие представители которого вели полунищенское существование, ненавидели богатую церковь и понимали народные нужды.

В Англии появились народные проповедники, так называемые «бедные священники» (лолларды). Одетые в грубые шерстяные рясы, они странствовали по всей Англии и в своих проповедях резко выступали против богатой и властной церкви. Среди них было много учеников Виклефа и последователей его учения. Но, будучи близки народу и отражая его стремления, они шли гораздо дальше своего учителя. В их проповедях очень сильно звучали социальные мотивы. Это были проповедники идей народной реформации, выступавшие против феодалов и против злоупотреблений королевских чиновников и обличавшие несправедливость строя, при котором одни должны целый век трудиться на других. Если учение Виклефа не выходило за пределы требования церковной реформы в рамках существующего строя, то лолларды открыто выступали против феодального строя и стремились уничтожить его. Представитель умеренной бюргерской ереси Виклеф резко отмежёвывался от таких «последователей», делавших из его учения опасные для имущих классов социальные выводы. 

Среди народных проповедников особенно выделялся своим талантом и силой убеждения Джон Болл. Слушать его собирались огромные толпы народа. Он говорил, что бог сотворил людей равными, и заявлял: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто тогда был дворянином?». Проповеди Джона Болла и лоллардов выражали интересы широких масс крестьянства и городской бедноты. Энгельс называл Джона Болла представителем крестьянско-плебейской ереси средних веков, которая из учения церкви о равенстве всех верующих перед богом «выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ» (См. Ф Энгельс, Крестьянская война в Германии; в кн. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, изд. 2, стр. 362—363.).

Восстание крестьянства в 1381 г.

Гнёт феодалов, злоупотребления органов государственной власти и поборы католической церкви всё чаще приводили к открытым выступлениям крестьян. Многие крестьяне бежали в леса и составляли вооружённые отряды, становившиеся грозой для феодалов, богатых купцов и королевских чиновников. В петиции, поданной в парламент в 1377 г., дворяне жаловались на то, что почти в каждом поместье вилланы ведут организованную борьбу с сеньорами, сплотившись в союзы, скреплённые присягой о взаимной помощи. Вилланские союзы распространились по всей стране. Из деревни в деревню пересылались рукописные агитационные листовки, призывавшие к сопротивлению помещикам и королевским чиновникам и к расправе с ними. Среди крестьян особым успехом пользовались рифмованные листовки Джона Болла.

Сильнейшее возмущение вызвали новые налоговые требования, обрушившиеся на трудящихся в связи с возобновлением войны с Францией при Ричарде II (1377—1399). В 1377 г. парламент ввёл единовременный поголовный налог, который в 1379 г. был взыскан снова. Новый поголовный налог, установленный в 1380 г., увеличил обложение ещё втрое. Этот налог и злоупотребления при его взимании послужили непосредственным поводом к восстанию, которое вспыхнуло весной 1381 г. в Юго-Восточной Англии. Начавшись как протест против тяжёлых налогов, оно немедленно приняло ярко выраженный антифеодальный характер. Особенную ненависть крестьян вызывали церковные феодалы — епископы и аббаты. Во многих местах образовались крестьянские отряды. Они громили усадьбы и монастыри, уводили скот, уносили имущество и жгли документы, где были записаны крестьянские повинности. В ряде графств крестьяне были поддержаны городской беднотой. В результате многие феодалы были вынуждены пойти на уступки крестьянам, отменить крепостное право и барщину и понизить крестьянские платежи. Наибольшей массовостью и организованностью отличалось восстание в соседних с Лондоном графствах — Эссексе и Кенте. Одним из видных участников этого восстания был Джон Болл. Он проповедовал непримиримую ненависть к угнетателям народа и призывал к истреблению всех сеньоров и их пособников — королевских судей. Он говорил, что дела пойдут хорошо только тогда, когда всё имущество станет общим, когда не будет ни вилланов, ни дворян и все будут равны. Вождем восставших был деревенский ремесленник из Кента, кровельщик Уот Тайлер, по имени которого обычно и называют крестьянское восстание 1381 г. Он был хорошим организатором и пользовался большим авторитетом среди народа. Двумя отрядами крестьяне Эссекса и Кента подступили к Лондону. Вопреки приказу мэра городская беднота не позволила запереть перед ними ворота. Вступив в столицу с помощью присоединившихся к ним городских ремесленников, подмастерьев и бедноты, крестьяне стали жечь и разрушать дома ненавистных народу королевских советников и богатых иноземных купцов. Восставшие предавали смери королевских судей, которых они считали виновниками угнетения народа, разбивали тюрьмы и выпускали заключенных на свободу.

Джон Болл среди восставших крестьян. Миниатюра из 'Хроники Франции, Англии, Шотландии и Испании' Фруассара. Рукопись второй половины XV в.
Джон Болл среди восставших крестьян. Миниатюра из 'Хроники Франции, Англии, Шотландии и Испании' Фруассара. Рукопись второй половины XV в.

Восставшие крестьяне потребовали, чтобы король Ричард II явился к ним для переговоров. Король был вынужден согласиться на это свидание, и оно состоялось в Майл-Энде — предместье Лондона. Крестьяне предъявили королю свои требования, получившие название «Майл-Эндской программы». Эта программа содержала требование отмены крепостного права, ликвидации барщины и замены всех крестьянских повинностей в пользу феодалов невысокими денежными платежами, введения свободной торговли во всех городах и местечках Англии и амнистии для восставших. Эта программа в основном отражала интересы более зажиточной части крестьянства. Королю пришлось капитулировать перед крестьянами. Он согласился на все требования «Майл-Эндской программы» и приказал выдать крестьянам подтверждавшие это грамоты. 

Часть крестьян поверила королевскому слову, покинула Лондон и отправилась по домам. Но многие из восставших, особенно малоимущие крестьяне, не были удовлетворены этими уступками. Им была нужна земля и отмена жестоких законов против рабочих. Значительная часть крестьян вместе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом осталась в Лондоне. Они потребовали нового свидания с королём. Ричард II был принуждён вторично явиться на свидание с крестьянами, состоявшееся на Смитфилдском поле близ городской стены.

Предательское убийство Уота Тайлера. Миниатюра из 'Хроники Франции, Англии, Шотландии и Испании' Фруассара. Рукопись второй половины XV  в.
Предательское убийство Уота Тайлера. Миниатюра из 'Хроники Франции, Англии, Шотландии и Испании' Фруассара. Рукопись второй половины XV в.

«Смитфилдская программа» шла значительно дальше «Майл-Эндской». Крестьяне требовали не только отмены крепостного права, но и отобрания земель у епископов, монастырей и священников и раздела этих земель между крестьянами. Они требовали также отмены всех привилегий сеньоров, уравнения сословий и возвращения крестьянам захваченных сеньорами общинных угодий. Это были в основном требования крестьянской бедноты.

Однако феодалы и лондонские богачи уже оправились от первого испуга и успели приготовиться к сопротивлению. Путём обмана и вероломства им удалось справиться с восставшими. Во время переговоров в Смитфилде Уот Тайлер был предательски убит лондонскдм мэром. На выручку королю прискакал вооружённый отряд из рыцарей и богатых горожан. Крестьянам надавали всяческих обещаний и убедили их разойтись по домам. Лишившиеся своего вождя крестьяне вторично дали себя обмануть и покинули Лондон.

Тем временем от имени короля по графствам был разослан приказ всем рыцарям собраться в Лондон. Рыцарские отряды направились вслед за крестьянами, уже частью разошедшимися по домам, и обрушились на них. Затем во все районы восстания были посланы королевские судьи, которые произвели там жестокую расправу: замучили и повесили множество крестьян. На рыночной площади в Лондоне положили бревно, на котором рубили головы городским беднякам, принимавшим участие в восстании.

Жестокой и мучительной казни подверглись вожди восстания, в их числе и Джон Болл. Король разослал приказ, чтобы крестьяне беспрекословно слушались сеньоров и выполняли все те повинности, которые они несли до восстания. Парламент одобрил действия короля. Члены нижней палаты заявили, что они скорее готовы все умереть в один день, чем согласиться на освобождение вилланов. Но казни всё же пришлось прекратить из опасения новых крестьянских волнений. Так было задушено крестьянское восстание, направленное против феодальной эксплуатации.

Это восстание носило стихийный и разрозненный характер. Крестьянские общины, проникнутые узкими, местными интересами, мало связанные друг с другом, не сумели объединиться, действовать совместно и организованно. Большинство восставших не приняло участия в походе на Лондон, а ограничилось только борьбой с сеньорами в своих графствах. Кроме того, среди самого крестьянства уже существовало значительное расслоение. Интересы зажиточного крестьянства и бедноты во многом не совпадали. Поэтому и в Лондоне крестьяне не до конца действовали сообща. Крестьяне ненавидели феодалов, а также королевских советников, которых считали виновниками тяжёлых налогов и всяческих притеснений. Но они верили, что король заступится за них, и доверчиво отнеслись к его лживым обещаниям. Таким образом, они не сумели воспользоваться первыми успехами восстания. Предательскую роль по отношению к крестьянству сыграла богатая городская верхушка. Богатые горожане сначала пытались использовать крестьянское восстание в своекорыстных целях, а затем активно содействовали его подавлению. Городская же беднота была ещё очень слаба и неорганизованна и не могла оказать крестьянам решающей поддержки. Всё это привело к разгрому крестьянского восстания.

Несмотря на свирепую расправу с восставшими, крестьянские волнения продолжались в разных частях страны. Вилланы упорно отказывались отбывать барщину и платить повышенную ренту. Господствующему классу всё же пришлось пойти на уступки и осуществить на практике ряд крестьянских требований.

Картина дня

))}
Loading...
наверх