Свежие комментарии

  • Михаил Гаврилов
    Учение Сиддхартхи Гаутамы и проблемы современности. https://www.youtube.com/watch?v=2EEjiwHZrcMН.В. Федорова. Те...
  • Михаил Ачаев
    Скорее всего, данная реконструкция - не 1100 год. Скорее всего этот вариант на тёмные века, когда разделение на знать...Реконструкция ран...
  • Алексей Т
    Раннее средневековье это исторический период с середины V до XII века. Хотите сказать что в 1100 году в славянских го...Реконструкция ран...

Каменные идолы Себежского музея

Из статьи Ф.Д.Гуревич «Каменные идолы Себежского музея», помещенной в журнале «Краткие сообщения института Истории Материальной культуры», вып.54, 1954 год.

В нашем музее хранятся два каменных идола и эти экспонаты представляют безусловный интерес, так как находки каменных антропоморфных языческих изображений на землях восточных славян довольно редки.

Камни и скалы как ограждение от болезней и мора почитались многими народами, в том числе и славянскими. К обожествленному камню обращались за излечением от болезней, за помощью в горе, печали, скорби, и приносили ему при этом жертвы.

Каменные идолы Себежского музея

Из воспоминаний 1906 года старожителя Глушакова Е.Е. об идоле:

Я хочу рассказать как в нашем себежи был случай откудото попы достали дикий каминь ввиди статуя идала накаторим была заметно какоято лицо, Себежское духовенство использаволи этот дикий каминь ввиди нерукотворного явленного образа якобы господа бох прислал какогото святого пестуна каторий пришол напомощ всем страдающим людям православной церкви. И установили этого каминного статуя попы над Криничном колодцам между бывшим имением Техомичи и фольборками Сидоркова около самой дороги. А сейчас еще есть около этого статуя были приколочены денижные скорбницы для збора дених и были поставлены шатры для збора жертв от населения, а в шатрах времино жили духовные зборщики.

От себежского духовенства было написанно так называемое офяра:

Православныя братия.

Появилася нерукотворной образ пришел на помощь страдающим от болезни и горя нужды печали скорбий. Православное братья обратились с прискорбием к господу боху и не жалея принясите жертву кто что сможит: шерсть яйца полотно кудель белья одежды сало масла и живая птица битой скот.

Пошли крестьяне с жертвой просить избавления от нужды к этому дикому камню. Это было в 1906 году и моя мать тоже пошла, ей болели глаза, призаняла очередь к этому богу 563 очередь, впереди ей стоял Яков страдающий грыжей, все страдающие своими болезнями терли больным местом об этот камень и клали принесенное жертво и деньги. Подойдя к этому камню Яков старик с нашей деревни снял штаны чтобы больным местом потереться об этого бога ну ему не удалось стоящая рядом женщина не разрешила ему сесть на бога и збила его но старик не здал своего права оббежал кругом этого бога и со злом и руганьем бросился на этот камень и все же потер больным местом.

Лексика и орфография первоисточника

Каменные идолы Себежского музея

Каменные идолы Себежского музея

«Мацковский камень»

Камень найден в 10 метрах от шоссе Идрица-Лавищи, на дне небольшого карьера, который был использован для строительства дороги, по всей видимости камень должен был быть расколот и уложен в полотно строящейся дороги в 20 годах. По рассказам местных жителей в строительных работах участвовали рапрессированные, среди которых было много интеллигенции, благодаря им, наверное, камень сохранился.

Камень имеет форму человеческой головы и по всей поверхности испещрен петроглифами. Глубина борозд колеблется от 2 до 5 мм. Характер написания знаков представляет собой хаотическое нагромождение линий и черт пересекающихся между собой в различных направлениях. В отдельных случаях можно различить знаки напоминающие собой славянские либо скандинавские руны.

Один из идолов вывезен в 20-х годах из Идрицкого района Великолукской области (ныне территория Себежского района, Псковская область), где был найден в болоте. Идол представляет собой гранитную голову человека в шляпе. Шляпа с округлой, несколько стесанной справа тульей и прямыми полями. Не исключено, что голова – лишь часть фигуры человека. Нижняя часть головы могла быть причленена к другому камню. У него есть лоб, глаза, широкий нос, рот. Черты лица обозначены неглубокими линиями, а видимо в позднейшее время с левой стороны острым железным орудием глубоко выбиты буквы Н В А. Этот идол во многом схож с идолом Новгородского музея, оба высечены из гранита и имеют форму головы человека в шляпе. Как уже сказано, идол нашего музея найден в болоте, места, откуда он вывезен, изобилуют озерами. Почти все находки каменных антропоморфных изображений обнаружены в воде, как и наши идолы. Это связано с принятием христианства: «Добрыня же идолы сокруши, древянии сожгоша. А камении изломав в реку ввергоша и быть нечестивым печаль велика». Низвержение языческих идолов в воду было расправой со старыми богами сразу после введения христианства. Таким образом, наш экспонат является воспроизведением местного языческого славянского божества, потопленного в болоте или в бывшем тогда озере на грани X-XI веков.

Другой каменный идол вывезен из леса близ деревни Каменец Себежского района. Это грубо обработанный гранит неправильной стеллообразной формы, высота его 0,9 м. На камне схематично изображена женская грудь или профиль девушки с косой. Идол назывался у местного населения Пестуном. В переводе на современный язык – нянька. Население окрестных деревень приписывало ему целебную роль, перед тем как перевязать больное место руки или ноги, бинт клали на этот камень. Возле него обычно оставляли деньги.

Каменные идолы Себежского музея

Картина дня

наверх