10 шокирующих фактов о туалетах в Древнем Риме.

Сложно найти человека, который ничего не слышал о совершенной канализации в Древнем Риме, конструкция которой значительно опередила свое время.

А сегодня мы решили приоткрыть завесу над деликатной, но занимательной темой римских туалетов.

Как оказалось, общественные туалеты в Древнем Риме больше смахивали на современную курилку. Они выполняли не только свое непосредственное предназначение, но и были местом, где можно обсудить последние новости и познакомиться с нужными людьми.

В туалете находились длинные каменные скамейки с отверстиями сверху и на переднем фасаде.

Там не было перегородок, поэтому неудивительно, что посетители так любили поболтать в сортире о жизни.

Если с верхними отверстиями всё ясно, для чего же были нужны вертикальные? Поскольку в то время еще не было туалетной бумаги, с помощью этой дырки римляне приводили себя в порядок.

Они брали губку, нанизывали ее на палочку и смачивали в желобе, который находился напротив лавки. После того как процедура была проведена, губки выкидывали, а палочки оставляли для следующих посетителей.

К слову, римский туалет не считался унылым местом. На стенах была лепнина, а комнату украшали статуи. За вход брали определенную плату, поэтому бедняки практически не посещали эти места.

Кстати говоря, когда император Веспасиан ввел налог на мочу, чтобы пополнить казну, многие его не поняли. Но мера оказалась действенной, а высказывание о том, что деньги не пахнут, стало крылатым.

Некоторые туалеты даже имели специальную отопительную систему — гипокауст.

Во многоэтажках туалеты обустраивались по-иному. В комнате оставляли горшок на ночь, содержимое которого выливали в специальную амфору на первом этаже.

Некоторые выливали экскременты прямо из окон, за что полагался штраф. Тем не менее хитрецы постоянно пользовались этой возможностью, перекладывая вину на других.

В IV веке, в период правления Диоклетиана, в Риме было 144 общественных туалета. Если рассматривать эту цифру из расчета на количество жителей, современные города никак не дотягивают до такого уровня!

Ты не поверишь, но деликатной теме посвящены многие академические труды, ведь историки очень интересовались данным вопросом.

Екатерина Волчастая

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх