«Молодое время»: как проходили молодежные гулянья в деревнях в XIX в.

«Молодое время»: как проходили молодежные гулянья в деревнях в XIX в.

Дж. А. Аткинсон. Качели. 1800-е

Традиции совместного коллективного проведения досуга незамужних девушек и холостых парней существовали на Руси издавна. Варианты занятий регламентировались неписаными правилами. В ходе совместных игр и гуляний молодые люди выбирали себе пару для будущей семейной жизни. И. Шангина в книге «Русские девушки» описывает разные виды молодежных гуляний и правила их проведения.

 

И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е

И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е

 

И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812

И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812

Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.

 

Деревенская пляска

Деревенская пляска

В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.

 

E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e

E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e

 

Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в.

Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в.

 

Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907

Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907

Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.

 

Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия

Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия

 

На гулянье. Центральная Россия

На гулянье. Центральная Россия

Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.

 

А. Степанов. Хоровод

А. Степанов. Хоровод

 

А. Саврасов. Хоровод в селе

А. Саврасов. Хоровод в селе

Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.

 

К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии

К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии

Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.

 

Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804

Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/100316/28751/

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб