Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"

"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"

Музей-заповедник Царицыно показывает в своих стенах замечательную коллекцию британской карикатуры конца XVIII - начала XIX века из собрания Российского государственного архива социально-политической истории России (РГАСПИ). В стенах Хлебного дома, который возводился В.И.Баженовым как кухонный и складской корпус дворцового ансамбля, оживает не парадная и официальная, а подлинная история эпохи войн и революций, свободомыслия и просвещения. Правление Екатерины II в России совпало с расцветом карикатуры в Англии, и русская императрица сразу же стала персонажем английских сатир. Впрочем, российская тема - лишь один из разделов большой выставки. Не сомневаюсь, что многие картинки шокируют современного зрителя, но, вглядевшись, он поймет, что Екатерина II и Русский Медведь изображались ничуть не более скабрезно или ужасающе, чем Джон Булль или Малютка Бони, Георг III или Георг IV. Политическая карикатура в собрании РГАСПИ преобладает. Но в поле зрения карикатуристов оказывались погода и мода, театр и армейская служба, семейная жизнь, светская хроника и развлечения – все, что интересует нас сегодня, интересовало и карикатуристов в конце XVIII - начале XIX века.

"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"

При всей условности языка, построенного на преувеличении и безудержной фантазии, раскрашенные гравюры способны рассказать нам об ушедшем времени значительно больше, чем постановочные парадные портреты и аллегорические сцены триумфов и битв.

Существенно и то, что английская карикатура XVIII века не была стеснена цензурой. Это искусство, обращенное к улице. Но при кажущейся простоте язык старинных гравюр требует сегодня такой же расшифровки, как и язык высокого искусства. Роль «толмача» с блеском выполнил куратор выставки и автор книги Василий Успенский. Выставка не случайно названа «Анатомия смеха», поскольку целый ряд произведений на ней буквально «препарирован». То, что знал весь Лондон в ту далекую эпоху, восстановить сейчас совсем не просто, но возможно. И если выставка и книга, не только вызвали любопытство, но и рассмешили, значит - эксперимент удался.

"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"

В череде выставочных проектов «Царицыно» «Анатомия смеха» занимает особое место. Благодаря сотрудничеству с РГАСПИ у музея появилась редкая возможность максимально погрузить зрителей в атмосферу конца XVIII - начала XIX века. Кроме прекрасного архивного материала для этого потребовалась также фантазия дизайнера выставки Агнии Стерлиговой, которая воссоздала на выставке карикатурную лавку, предложила зрителям внимательно рассмотреть листы и даже превратила их в персонажей гравюр. Партнером выставочного проекта стало издательство «Арт-Волхонка». Художественные решения Евгения Корнеева использованы в книге и на выставке.
В современном мире карикатура оказалась не только причиной скандалов, без чего просто немыслима история этого жанра, но и поводом для трагических событий. Это заставляет нас пристально вглядеться в истоки искусства европейской карикатуры, которые представлены на выставке и в книге. Смех как оружие, или смех вместо оружия? Как мы смеемся над врагами и как смеемся над собой? И, наконец, есть ли смех проявление свободы, или он создает иллюзию свободы? Череду актуальных вопросов можно продолжить. Ясно лишь одно: чем больше мы будем понимать над чем и как смеялись люди других эпох, или над чем и как смеются люди других культур, тем меньше будет поводов для смертельных обид.

"Анатомия смеха" в музее-заповеднике "Царицыно"

 

Автор:

Наталья Самойленко
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх