Свежие комментарии

  • наиль Галимов
    Реальность такова что людей больше интересует что было сотни лет назад, оправдывая этим то что делают сейчас.Об ордынской «люб...
  • Николай Бобин
    Большое спасибо за статью, в которой приводятся ссылки на первоисточники и подробный анализ миграционных процессов, в...Монголо-татарские...
  • Николай
    Вполне возможно.Все победительниц...

Как Орда «защала Русь от западных агрессоров».

Как Орда «защала Русь от западных агрессоров».

Улуг Улус в мировой политике. Улуг Улус с момента своего образования стал противником европейского крестоносного движения и, соответственно, союзником стран, подвергшихся агрессии крестоносцев. Существовал союз Улуг Улуса с Египетским государством мамлюков, направленный против Иерусалимского королевства, сарайские ханы активно поддерживали русских князей в их борьбе с прибалтийскими орденами. Александр Невский, который был приемным сыном Бату, часто пользовался степными отрядами в борьбе с крестоносцами. Русские княжества, входившие в Улуг Улус, избежали участи южных и западных русских земель, попавших под власть Литвы. Степняки построили несколько крепостей, которые впоследствии стали крупными русскими городами – Тула, Елец, Калуга. Многие русские земли (Новгород, Смоленск и др.) добровольно вступили в подданство Улуса, получив взамен защиту от западных агрессоров.
А. Кузембайулы, Е. Абиль. История Казахстана. Учебник для ВУЗов. СПб., 2004. С. 91-92

 

Посмотрим, как «защита от западных агрессоров» выглядела на практике.

1266-1272 гг. – Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову
Менгу Темерово слово къ Ярославу князю: даи путь немецкому гости на свою волость.

От князя Ярослава ко рижаномъ, и к болшимъ и к молодымъ, и кто гоститъ, и ко всемъ: путь вашь чистъ есть по моеи волости; а кто мне ратныи, с тимъ ся самъ ведаю; а гостю чистъ путь по моеи волости.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. С. 57

Как видим, ордынский хан приказывает русскому великому князю предоставить немецким купцам право свободной торговли в русских землях. Естественно, делается это в ущерб интересам русских купцов.
Дополнительные сведения об отношении ордынских властей к немецким купцам содержит рассказ русских летописей о разгроме татарами в 1283 г. Курского княжества:

Того же лета [6791=1283] сътворися зло въ княжении Курскиа области… Царь же Ногои разгневася и дасть рать на Олга, и повеле его изнимати, а княжение его взяти все; и приидоша Татарове ратью къ городу Варгулу месяца Генваря въ 13, по Крещении Господни. Князь же Олегъ побежалъ къ своему Телебузе царю, а князь Святославъ побежалъ въ лесы Вороножскыа, и половина рати Татарскыя погналися за князми, а другая половина заяша все пути, и тако поимаше все княжение Олгово и Святославле, и изнимали бояръ стареишихъ 13 и стоаше днеи 20 воююче по всему княжению, а свободы те наполниша людеи и скота и всего добра Ворголскаго и Рылскаго, и Липовичскаго. Егда же приидоша Татарове, гонящеся по Олге и Святославе, не обретше ею, и наутриа выдаша Ахмату бояръ изниманныхъ и черныхъ людеи, рекуще: «кого убьешь, кому животъ даси, ты ведаи». Они же повели ихъ бояръ, бяше бо приведено на побоище то много множество людеи, скованы по два въ немецкыхъ железехъ; бяху бо изымани поломници неции гости, егда же изби бояръ, и повеле поломници те пустити, а порты повеле дати паломникомъ избитыхъ бояръ, река имъ: «вы есте гости поломници, ходите по землямъ, тако молвите, кто иметь держати споръ съ своимъ баскакомъ, такоже ему и будеть», а что изымано будеть черныхъ людеи и съ женами, и з детми, то все попровадилъ прочь, а трупья бояръ техъ повеле по древью развешати, отъимая у всякого голову да правую руку; и начаша бесермена вязати головы те къ торомъ боярскыя, а рукы выкладоша въ судно и въставиша на сани и поидоша отъ Воргола, и пришедше въ села и потомъ въ Туровъ. Хотеша же послати по землямъ головы и рукы боярскыя, ино некуды послати, все княжение изымано, и тако пометаша головы и рукы боярскыа псомъ на снедь, и тако поидоша прочь. Мнози же человеци отъ мраза изомроша, людие облуплени суще, мужие и жены и младенци.
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 79-81

Посмотрим, как «защита от западных агрессоров» выглядела на практике.

1266-1272 гг. – Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову
Менгу Темерово слово къ Ярославу князю: даи путь немецкому гости на свою волость. От князя Ярослава ко рижаномъ, и к болшимъ и к молодымъ, и кто гоститъ, и ко всемъ: путь вашь чистъ есть по моеи волости; а кто мне ратныи, с тимъ ся самъ ведаю; а гостю чистъ путь по моеи волости.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. С. 57

Как видим, ордынский хан приказывает русскому великому князю предоставить немецким купцам право свободной торговли в русских землях. Естественно, делается это в ущерб интересам русских купцов.
Дополнительные сведения об отношении ордынских властей к немецким купцам содержит рассказ русских летописей о разгроме татарами в 1283 г. Курского княжества:

Того же лета [6791=1283] сътворися зло въ княжении Курскиа области… Царь же Ногои разгневася и дасть рать на Олга, и повеле его изнимати, а княжение его взяти все; и приидоша Татарове ратью къ городу Варгулу месяца Генваря въ 13, по Крещении Господни. Князь же Олегъ побежалъ къ своему Телебузе царю, а князь Святославъ побежалъ въ лесы Вороножскыа, и половина рати Татарскыя погналися за князми, а другая половина заяша все пути, и тако поимаше все княжение Олгово и Святославле, и изнимали бояръ стареишихъ 13 и стоаше днеи 20 воююче по всему княжению, а свободы те наполниша людеи и скота и всего добра Ворголскаго и Рылскаго, и Липовичскаго. Егда же приидоша Татарове, гонящеся по Олге и Святославе, не обретше ею, и наутриа выдаша Ахмату бояръ изниманныхъ и черныхъ людеи, рекуще: «кого убьешь, кому животъ даси, ты ведаи». Они же повели ихъ бояръ, бяше бо приведено на побоище то много множество людеи, скованы по два въ немецкыхъ железехъ; бяху бо изымани поломници неции гости, егда же изби бояръ, и повеле поломници те пустити, а порты повеле дати паломникомъ избитыхъ бояръ, река имъ: «вы есте гости поломници, ходите по землямъ, тако молвите, кто иметь держати споръ съ своимъ баскакомъ, такоже ему и будеть», а что изымано будеть черныхъ людеи и съ женами, и з детми, то все попровадилъ прочь, а трупья бояръ техъ повеле по древью развешати, отъимая у всякого голову да правую руку; и начаша бесермена вязати головы те къ торомъ боярскыя, а рукы выкладоша въ судно и въставиша на сани и поидоша отъ Воргола, и пришедше въ села и потомъ въ Туровъ. Хотеша же послати по землямъ головы и рукы боярскыя, ино некуды послати, все княжение изымано, и тако пометаша головы и рукы боярскыа псомъ на снедь, и тако поидоша прочь. Мнози же человеци отъ мраза изомроша, людие облуплени суще, мужие и жены и младенци.
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 79-81

От евразийцев часто приходится слышать, что Орда защищала Русь от Запада, если вообще не спасла её от уничтожения «западными крестоносными агрессорами». С фактологическим обоснованием этих – как и всех прочих – утверждений у евразийцев сложности за полным отсутствием в источниках свидетельств об участии татар в сражениях русских войск против крестоносцев. Более того, как я указывал, Орда принуждала русских князей разрешать на русских землях свободную торговлю немецким купцам из крестоносных государств Прибалтики, нанося тем самым удар в спину русскому купечеству.

Ту же самую прозападную политику Орды можно наблюдать и в черноморском регионе. Именно на столетия татарского господства на северном и северо-восточном побережьях Черного моря пришелся расцвет в этих местах торговли итальянских городов-государств, основавших там свои многочисленные колонии. В связи с обстоятельствами похода Мамая на Русь привлекает внимание упоминание о присутствии в рядах его войска «фрягов», т.е. итальянцев. Евразийцы любят особо отмечать этот факт, стремясь представить ордынского правителя игрушкой в руках всё тех же «западных агрессоров». На самом деле, сотрудничая с итальянцами, Мамай действовал полностью в русле традиционной политики своих предшественников и преемников.

Одним из основных источников доходов итальянских торговых колоний на землях Орды были рабы, в изобилии поставлявшиеся им татарами. Согласно свидетельствам источников, значительное количество этих рабов были русскими по происхождению. Итальянско-татарское коммерческое партнерство в сфере работорговли просуществовало более двух столетий – с середины XIII в., когда был основан Улус Джучи, до конца XV в., когда итальянцы были окончательно изгнаны из Черного моря турками. Однако сама торговля восточноевропейскими рабами продолжилась и далее, только поставщиками живого товара стали крымцы, а рынком его сбыта – Османская империя. Некоторые сведения о продаже татарами русских рабов итальянским купцам приведены в книге М.Д. Полубояриновой «Русские люди в Золотой Орде»:

С середины XIII в. бурную деятельность на Черном море развили купцы-работорговцы из итальянских городов Венеции, Пизы, Генуи, а позже (конец XIV-XV в.) – из Флоренции. Наиболее активные генуэзцы, а вслед за ними остальные вошли в сношения с Золотой Ордой, получили разрешение на основание колоний в Крыму, в частности Каффы, ставшей одним из основных центров работорговли. Часть рабов, среди них и русские, оседали в причерноморских центрах. В нотариальных актах конца XIII в. генуэзских колоний Пера и Каффа среди проданных рабов упоминаются и славяне, т.е. русские. Огромные партии рабов переправлялись в Европу, в частности в итальянские и французские города.
Характерно, что особым спросом в итальянских городах пользовались женщины: до XIV в. их покупали в два раза больше, а с XIV в. – в четыре раза больше, чем мужчин, и цены на женщин в общей сложности были выше. Это объясняется тем, что рабы предназначались для домашних работ. Возраст рабов – не старше 40 лет; наиболее ценными считались рабы от 16 до 30 лет. Часто упоминаются русские рабы и рабыни. Они (главным образом женщины) и ценились на рабских рынках очень высоко. В 1429 г. 17-летняя русская девушка была куплена за максимальную цену – 2093 лиры; известны и другие примеры. После русских ценились выше всего черкешенки, дешевле татарки – их продавали за 136-139 лир.
В 1465 г. одна флорентийская синьора в письме к сыну пишет следующее: «Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую. Какую-либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, т.е. из России, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мнению, – добавляет рассудительная мать, – лучше всего было бы взять татарку».
В документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» – Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т.п. – говорят об их русском происхождении. С начала XV в. на первом плане во всех записях стоят русские рабы и рабыни – они составляют более 22%. Цены на них также наиболее высокие.
В документах итальянских городов уже в середине XV в. слышны жалобы на то, что количество привозимых рабов уменьшается.
М.Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 39-40

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх