Численность братьев Тевтонского ордена

Вплоть до конца XIV – начала XV вв. отсутствуют какие-либо статистические данные касательно численности братьев в различных провинциях Тевтонского ордена. Предположения историков о том, что в начале XV столетия в ордене числилось от 15 до 18 тыс. братьев (из них 9400 только в Пруссии) или о 20 тыс. братьев в Германии и Пруссии М. Тумлер считает явно завышенными и неправдоподобными 1.

   Сильнейшей провинцией ордена в количественном плане являлась, без сомнения, Пруссия. Согласно Тумлеру, ок. 1400 г.
она включала в себя примерно 1000 братьев. Более точные данные появляются только после поражения 1410 г. при Грюнвальде/Танненберге. В 1418 г. в Пруссии числилось ок. 500 братьев. В 1430 г. речь идет уже о 300 членах ордена. Ок. 1437 г. в Кенигсбергском конвенте состояло 45 (в 1439 г. – 63), в Эльбинге – 39, в Данциге – 24, в Бальге – 24 и в Бранденбурге – 22 брата. В других конвентах численность была еще меньшей. Например, в Голлубе находилось только 5 братьев 2.

   Тумлер также приводит некоторые сведения о количестве братьев в Ливонии. В 1279 г. в Терветене находилось 12 братьев. В 1420 г. в провинции насчитывалось: в Риге – 60 братьев, в Феллине – 36 и в Вейсенштейне - 28 братьев. В 1451 г. во всей Ливонии насчитывалось 270 братьев (195 рыцарей и 75 священников): из них в Риге – 14, в Вендене – 12 и в Нарве – 6 рыцарей 3.

   Следующей важнейшей орденской областью являлась Германия. По состоянию на 1379 г. в немецких баллеях ордена числился 701 брат. В 1394 г. количество членов ордена в немецких владениях снизилось до 620 братьев 4. В 1414 г. в баллее Эльзас находилось 70 братьев (29 рыцарей и 41 священник). В 1448 г. в Тюрингском баллее состояло всего 29 братьев 5. Определенную информацию о численности ордена мы можем почерпнуть из перечня Каспара, капеллана великого магистра, писавшего приблизительно в период между 1435-1440 гг. Каспар сообщает следующие данные по конвентам: Боцен – 2 брата (ландкомтур и священник), Триер – 6 (2 рыцаря и 4 священника), Люксембург – 1 (возможно, священник), Мец – 2 (возможно, священники), Кобленц – 11 (5 рыцарей и 6 священников), Мехельн – 7 (5 рыцарей и 2 священника), Маастрихт – 19 (12 рыцарей и 7 священников), Утрехт – 15 (распределение неизвестно), Марбург – 23 (11 рыцарей и 12 священников), Геттинген – 2 священника, Хорнек – 9 (4 рыцаря и 5 священников), Мергентхейм – 19 (15 рыцарей и 4 священника), Вена – 8 (2 рыцаря и 6 священников), Базель – 1 священник, Берн – 7 (6 рыцарей и 1 священник) и Страсбург – 8 братьев (1 рыцарь и 7 священников) 6.

   О численности ордена на территории современной Италии Каспар сообщает следующие данные:
   1) в Ломбардии: Бриксеней – 2 брата (1 рыцарь и 1 священник), Падуя – 3 (1 рыцарь и 2 священника), Венеция – 2 (священники?), Болонья – 2 брата (рыцарь и священник);
   2) в Апулии: Барлетта – 5 братьев (4 рыцаря и 1 священник), Корнетто – 3 (распределение неизвестно), Сан-Леонардо – 4 (3 рыцаря и священник), Бари – 1 (комтур), Фоджия – 1 священник, Нардо – 1 священник и Бриндизи – 2 брата (возможно, священники);
   3) на Сицилии: Палермо – 6 (5 рыцарей и 1 священник) и Маргана – 2 брата (возможно, священники) 7.

   О количестве братьев ордена в Святой Земле, Армении и на Кипре, Романии, Франции и Испании, к сожалению, ничего не известно.

   Как видим, полноценно осветить вопрос о количестве братьев в ордене не представляется возможным из-за скудности и отрывочности источников. В данном кратком обзоре были приведены имеющиеся в наличии фактические данные, которые ни в коей мере не в состоянии осветить полную картину численности братьев Тевтонского ордена в различных провинциях.


Иллюстрации:

   

_______________________

   1. M. Tumler, Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Wirken bis 1400 mit einem Abriss der Geschichte des Ordens von 1400 bis zur neuesten Zeit (Wien, 1954), pp. 389-390, n. 54.
   2. Ibid., p. 390, n. 56.
   3. Ibid., n. 57.
   4. Ibid., n. 55.
   5. Ibid., n. 58.
   6. K. Forstreuter, Der Deutsche Orden am Mittelmeer, in QSGDO (Bonn, 1967), pp. 213-214.
   7. Ibid., p. 213.

Библиография

Литература:
   Forstreuter, K., Der Deutsche Orden am Mittelmeer, in QSGDO (Bonn, 1967).
   Tumler, M., Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Wirken bis 1400 mit einem Abriss der Geschichte des Ordens von 1400 bis zur neuesten Zeit (Wien, 1954).
Источник ➝

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

 

Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновников, обследовавших объект. Специалисты провели обследование и подготовили рекомендации по защите объекта, который в последнее время активно эксплуатируется бизнесменами и  сторонниками нетрадиционных верований, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Геленджика.

– Дольмены на реке Жане – редчайший памятник тысячелетней истории.

Гордость местных краеведов, ученых и историков. Ежегодно здесь бывают тысячи туристов. С недавнего времени вокруг дольменов стали разворачивать свою деятельность не только ловкие предприниматели, собирающие дань с желающих пожить близ дольмена, но и различного рода оккультисты и сектанты, – рассказали в пресс-службе муниципалитета.

 
Ученые бьют тревогу – бесконтрольная деятельность наносит вред памятникам неолита. А ведь не только дольмены, сама долина реки Жане представляет уникальный комплекс.

В связи со сложившейся обстановкой руководством муниципального образования была организована всесторонняя проверка долины реки Жане специальной комиссией, в которую вошли сотрудники музея, казаки, представители администраций Геленджика и Дивноморского. Особую обеспокоенность сложившейся ситуацией высказывают краеведы, сотрудники музея.

– По результатам осмотра памятников комиссией уже составляется акт, который будет передан в соответствующие инстанции. Окончательное заключение даст научный сотрудник Российской академии наук кандидат исторических наук Николай Сударев. Уникальные свидетели тысячелетней истории человечества не должны находиться в таких условиях – рядом с шалашами, шашлычными и служителями всевозможных культов. Будем надеется, что в чудесной долине реки Жане, рядом с древними памятниками нашей истории воцарятся спокойствие и порядок, – уточнили в пресс-службе.

Справка ИА KrasnodarMedia

Жане — река в 15 км к юго-востоку от Геленджика. У села Возрождение сливается с рекой Мезыб. В долине реки расположенны многочисленные памятники археологии — дольмены и средневековые адыгские курганы VII—XV веков. Главная группа из 3 дольменов (2 круглых составных и один плиточный) — в 2 км от посёлка Возрождение, вторая группа из целого плиточного, одного развала плиточного обыкновенного и одного развала плиточного ложнопортального дольменов — выше по реке на 1 км

Дольмены — мегалитические сооружения, ровесники египетских пирамид, являются памятниками мирового значения эпохи бронзы. Одни ученые связывают их появления с погребальным культом древних, другие считают их святилищали, местами поклонения богам.
 

Популярное в

))}
Loading...
наверх