Свежие комментарии

  • Михаил Бутов
    Gerry Embleton - известный в Европе иллюстратор и реконструктор военного костюма разных времён и народов. Он хорошо с...Армии волжских бо...
  • Алексей Андреевич
    нарисовали и нарисовалиАрмии волжских бо...
  • Никифор
    Спасибо! Упоминаний совсем чуть...Наших вестей о том прошлом гораздо больше..Описание Новгород...

Празднование понедельника в Малороссии

Празднование понедельника в Малороссии

 

Киевская старина. Год шестой. Том XVII. Январь-Апрель 1887 г. — Киев, 1887. С. 180.

Во время «сватання», когда «запивают могорич», родители невесты объявляют сватовьям, какое именно приданое дают за дочерью, и вместе с тем выговаривают для последней право «понедилкувать», т. е. быть свободной в понедельник от обычных работ и занятий. По установившемуся обычаю, самый строгий и взыскательный супруг не имеет права заставить жену исполнять хозяйственные работы в понедельник, если она сама добровольно не откажется от своего права. Так установилось «с предков» и поддерживается теперь, хотя в последний десяток лет, по словам туземцев, некоторые рачительные хозяйки уже сами добровольно работают по понедельникам. Вышедшие в замужество за бориспольцев девицы из других сел имеют право «понедилкувать» наравне с туземками, но бориспольские девицы не пользуются этим правом при выходе замуж в другие селения.

В Борисполе обыкновенно водится так, что жена имеет в своем безотчетном распоряжении «жиноцьке» хозяйство, к которому относятся «дробина» (мелкая домашняя птица), продукты огородничества, конопля и лен (волокно и семена), мука и крупа для харчей, молочные скопы и сало. Вся выручка от этих предметов поступает в распоряжение жены и предназначается специально для заготовления приданого дочерям; сыновьям же ничего не уделяется, и нужды их пополняются отцом из общего хозяйства.


При таком порядке, женщины не стесняются припасать к понедельнику для продажи небольшое количество (торбинку или кошик) муки, гороху, фасоли и т. н. Выходя в понедельник на базар для распродажи, женщины усаживаются в ряды, избирая соседство с кумушками, свахами и приятельницами. После распродажи своих продуктов, некоторые делают кое какие покупки, между прочим почти всегда мясо в скоромные дни, и затем в компании отправляются для выпивки. В летнее время все эти «понедилкующие» женщины усаживаются на открытом воздухе, а зимой в хате, и начинается круговая... Многие остаются в компании весь день, а домашние иногда сидят без обеда, если нет в доме девочки, способной сварить обед. Весьма часто мужья заходят также выпить, под предлогом зазвать жену домой, если они живут между собой более или менее сносно; строптивый же или ревнивый муж в бабью компанию не пойдет, иначе его осмеют и наговорят ему с три короба всякой всячины. На поддержании «понедилкування» особенно настаивают матери, высказывая, что их «бабки и матери понедилкували, та й нам заказали».

В Борисполе бывают базары ежедневно (не исключая воскресений), но по понедельникам и пятницам базары именуются «торгами» и отличаются тем, что в эти дни обыкновенно наезжают «крамари» (торговцы) из Киева, Переяслава, Козельца и Остра с разными товарами, так что базар имеет характер ярмарки более или менее многолюдной. Пьянство в Борисполе настолько вкоренилось, что некоторые бабы не просто «понедилкуют», но положительно пьянствуют и последнее представляется как бы общим правилом. «Понедилкуванье» в этой своеобразной форме не пошло далее Борисполя и даже в ближайших селах не существует; пьянство же баб в базарные дни вообще встречается во многих местечках по всей Полтавщине.

По-видимому в Борисполе в прежнее время существовало женское братство, и еще не так давно делались сборы на «мироносиц» и на складочные деньги покупались «ставники» для приходских церквей; но теперь это уже вывелось.
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх