Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Последний Герой

   

Последний Герой

 

10 ноября 2014 года ушел из жизни последний дважды Герой Советского Союза, последний Герой - казах, заслуживший обе геройские звезды на полях Великой Отечественной Войны - Талгат Бигельдинов. Он родился 5 августа 1922 года в ауле Май-Балык, ныне Северо-Казахстанской области.  Детство и юность провел в Бишкекe,  где в 16 лет поступил в аэроклуб.  В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургское военное авиационое училище лётчиков.

В декабре 1942 года сержант Талгат Бигельдинов прибыл в штурмовой авиационный полк под Калинин. Там ему дали самолет под № 13. Многие боялись на нем летать, а летчики - народ  очень суеверный.     

Рассказывает  Талгат Бигельдинов: вот летчик-истребитель Шутт, тот никогда не полетит, пока тарелку не разобьет. У нас в полку был летчик Опрышко. Перед вылетом всегда штаны снимет, присядет и только потом летит.

Сам Талгат, перед каждым вылетом читал молитву которой его научила прабабушка и был уверен, что снаряд не попадет, Аллах сбережет.

Вы представляете, что сделал старший сержант Бигельдинов? Он одним разом напрочь опрокинул представление о возможностях «ИЛов». Конструкторы, ограничивали их исключительно штурмовочно-разведывательными задачами.

Во всем остальном, в отношении с вражескими истребителями, приравнивали к тяжелым бомбардировщикам. А для штурмовиков закон: появились истребители противника, беги, спасайся, на бреющем полете (у летчиков есть выражение -Траву винтами брить). О том, чтобы силой с ними меряться, бой принимать, не могло быть и речи. В одиночном бою, — Вы слышите, «в бою!»- летчик на «ИЛе» № 13 сбил немецкого аса, любимчика фюрера майора фон Дитриха, награжденного крестами за подвиги в Испании, Франции, на Балканах. На счету которого было около двухсот боевых вылетов, много сбитых самолетов». Немецкий ас не мог поверить, что его сбил сержант, имеющий всего восемь боевых вылетов! Примечание: первые Илы были одноместные без стрелка.

Один раз из - за полученного повреждения самолёт Бигельдинова стал терять скорость. Держаться в строю стало почти невозможно, а до линии фронта ещё 40 километров.

Видя отставший, израненный Ил-2, пара "Фоккеров" решила взять его в клещи и посадить на свой аэродром. Но советский лётчик и не подумал выполнять команды истребителей. Тогда самолёты противника развернулись и начали расстреливать штурмовик. Пулемётная очередь прошила мотор и кабину. Загорелся двигатель. Лётчик и стрелок выбросились на парашютах...

Несколько дней пробирались они к линии фронта. Дважды натыкались на немецкие посты. В одной из схваток уложили наповал 2-х вражеских солдат. Около 3-х часов просидели по горло в болоте, скрываясь от преследования. Уже перед самой линией фронта, наскочив на минное поле, погиб стрелок.

Незадолго до рассвета Талгат один добрался до берега Северского Донца. Там, за ним, наши. Он поплыл в холодной, обжигающей тело воде под бешеной стрельбой немцев. В воде его ранило в левую руку. Намокшая одежда тянула ко дну. Достигнув противоположного берега, теряя сознание, Талгат упал на камни. Лётчика обнаружили наши пехотинцы, принесли в землянку. Санитар сделал ему перевязку. Потом медсанбат, а через 3 недели снова в строй.

В Феврале 1944 года, в период Корсунь - Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бигельдинову пришлось заняться несколько необычным делом - охотой за путеразрушителем. Ещё в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде 2-х огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна. Именно такой паровоз - путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окружённой Корсунь - Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бигельдинову. Началась охота. Предоставим слово герою нашего очерка:

"Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Ещё вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза.

Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.

Однажды Талгат находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.

В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длину, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни... Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолётами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.

Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдёшь !   Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И... впустую. Машинист резко дает ход - и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.

Необычайный поединок паровоза с самолётом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашёл сбоку, прошил его очередями из пушек и пулемётов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой..."

Если фотоконтроль не подтверждал удар по цели, то боевой вылет могли и не засчитать. И этим потом уже занимались особисты. Фотографировать было непросто, это не любительская фотография. Летчиков специально подбирали и обучали фотографии. Они очень рисковали, ведь для того, чтобы снимок был качественным, нужно выдержать высоту, скорость, курс, а в это время по тебе с земли  стреляет все, что может стрелять…

Краткая биографическая справка:

С января 1943 года сержант Т. Я. Бигельдинов в действующей армии.

К Июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант Т. Я. Бигельдинов совершил 155 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Командуя эскадрильей того же полка и дивизии  ( 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ), к Марту 1945 года совершил ещё 120 боевых вылетов.

27 Июля 1945 года Гвардии капитан Т. Я. Бигельдинов награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1956 года Гвардии полковник Т. Я. Бигельдинов - в запасе. Окончил строительный институт, жил и работал в городе Алма-Ата  ( Казахстан ). Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го созывов. Автор книг: "Илы" атакуют, "305 рейдов" и других.

Награждён орденами: Ленина,  Красного Знамени  ( дважды ),   Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст Героя установлен на родине. Почётный курсант Оренбургского Высшего авиационного училища лётчиков имени И. С. Полбина.

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх