«Продается полк», или как на солдатах деньги делали

"Продается полк", или как на солдатах деньги делали

Во многих романах, действие которых происходит в XVI-XVIII веках, периодически встречается странное для нас, людей двадцать первого века, выражение: «Купил место». Или «купил офицерский патент». А то и вовсе «купил полк». Полк, однако, не мышь белую! Вот захотелось какому-то богатею, он пошел и его купил, вместе с сапогами, и стал таким образом полковником…

Это не шутка и не фигура речи. Такой «обычай» действительно существовал во многих европейских странах в упомянутый период. Дольше всего он продержался во Франции, если мне не изменяет память, аж до середины XIX века. Отчасти именно он был причиной перманентно низкой боеспособности французской армии, исключая наполеоновскую эпоху…

«Продаются жизни — дешево, в рассрочку…»

Со времен позднего Ренессанса в Европе продавалось все и вся. Продавалась должность в ремесленном цехе. Продавалась медицинская или аптекарская практика — именно как бизнес. Очень долго, еще со средневековых времен от врача или аптекаря не требовалось иметь никакого образования и никаких подтверждающих документов — знай плати в магистрат налог на свою деятельность. Правда, если от твоей «помощи» будут слишком часто умирать люди, недолго и нарваться на встречу с суровыми дядями с алебардами, но это, как говорится, мелочи…

Офицерские звания и должности продавались также. Свободно. В открытую, а никак не в переносном смысле. Европейские короли широко использовали этот способ для пополнения казны. Единственное, пожалуй, ограничение — для покупки «места» в привилегированном полку, вроде Синих Мушкетер, куда так стремился д’Артаньян, нужно было быть дворянином.

 
Офицерский патент, Россия
Офицерский патент, Россия

И плюс к тому — весь командный состав привилегированных частей утверждал в должности король или лицо, его заменяющее — регент. Если ты монарху не понравился, то плакал твой патент…

А вот стать офицером обычного, не гвардейского полка было гораздо проще. И тут уже для знающего человека открывался широчайший простор для манипуляций…

«Плотно закрытый, как щитом, золотом, золотом…»

Здесь было два основных варианта. Мелкие должности вроде сержантских и лейтенантских покупались обычно, чтобы честно служить. Ради заработка, но честного, как и всегда при покупке «места», скажем, конюха. Возможностей для махинаций у нижних чинов всегда было немного — колбасу да муку с кухни тырить, сапоги с бумажной подошвой принимать по накладной под видом нормальных…

А вот «сесть на полк» — это гораздо круче. Полк «покупали» в первую очередь с целью заработка. Чтобы делать на солдатах деньги. 

Вторая причина: звание полковника и должность командира полка, пусть даже простого армейского, в некоторых странах автоматически давала право на дворянство. В России тоже, но в России воинские части не покупались и не продавались. Отставали мы тут от старушки Европы…)

 
"Продается полк", или как на солдатах деньги делали

Во-первых, с появлением регулярных армий появилось и государственное их финансирование, а это — постоянный денежный поток. Которым можно рулить как хочешь. Хочу — туда рулю, хочу — сюда… К себе в карман, например. Если осторожненько, то, глядишь, и не заметят.

Во-вторых, от имени полка можно заключать договоры с поставщиками провианта, фуража, лошадей, тканей для солдатских мундиров и всякой мелочевки вроде подков и гвоздей. Мелочь-то она мелочь, но тоже денег стоит! Все всё поняли, господа? Откаты — они отнюдь не в наше время родились.

И в-третьих, каждая воинская часть частично или полностью тогда находилась на самообеспечении. Завозилось только сырье или заготовки, которые невозможно было сделать в полковых условиях. В каждом полку были свои мастерские по производству упряжи, свои швейные цеха по пошиву или ремонту мундиров, своя плотницкая артель — чтобы делать необходимые вещи из дерева (рамы для окон, например), свои слесари или кузнецы, и так далее, и тому подобное. Все это вместе — весьма мощная производственная база, которая достается практически на халяву. Ее не надо в поте лица организовывать — она уже есть. Достаточно просто купить ее вместе с полком…)

Ведь кто будет разбираться, что там шьют полковые портные — камзолы для солдат полка — или для продажи на сторону? Кому извне интересно, на что уходит чепрачная кожа — на седла для казенных лошадей или на ближайшую ярмарку?

 
"Продается полк", или как на солдатах деньги делали

Эта порочная практика держалась в европейских армиях очень долго. Где могли — ее как-то ограничивали (например, во многих немецких землях), а кое-где и чихать хотели (как, например, во Франции и в свободолюбивой Польше).

Единственное, правда, исключение: эта практика, по крайней мере в послепетровскую эпоху, не действовала в России. У нас хватало своего мошенничества в военной сфере, полковники и генералы крали порой миллионами — но все же воинские части в открытую не покупались и не продавались. Офицерские патенты тоже…

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб