Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты — хозор/хузэр и уйчуур (с животными).

Рисунки на картах каждой колоды выполнялись исключительно вручную. Монгольские игральные карты отличались от европейских, кроме обычных мастей полумесяца, наконечника, креста, бубна, треф, червей, в них очень своеобразно изображались тузы, короли, дамы, валеты. И сейчас также старые карты можно обнаружить в сопредельных районах Монголии.

Рисуя их художники не придерживались каких-либо шаблонов, образцов, поэтому каждая карточка содержала свободную тематику и смысл. Художник был очевидцем изображаемой жизни. Своих персонажей он знал в лицо. Симпатизировал одним, пародировал и высмеивал других и делал это в высшей степени метко и находчиво. Работы представляли собой род самого массового, популярного, доступного искусства. Картинки эти очень просты по цвету, композиции, рисунку и другим изобразительно-выразительным средствам. Главный объект изображения помещен в центре или на видном месте, показан крупно, без лишнего многословия. Зато не упущено без внимания все самое необходимое, обязательное, что служит раскрытию образа, главной идеи. Картинки полны настоящей художественной силы, непосредственности чувств, столь недостающей классической живописи и аппликациям.

Из книги американского автора Мэри Грир:

Несмотря на вполне европейский дизайн большинства используемых в наши дни игральных колод, происходят они из Азии. Есть версия, что предком западных игральных карт стали китайские карты, проделавшие долгий путь вместе с монгольскими завоевателями, и в XVI веке попавшие в Западную Европу из Персии. Одним из возможных источников являются так называемые «карты домино» вроде тех, в которые, согласно хроникам, играли Му-цзун, император из династии Ляо, и его жена в 969 году нашей эры. При игре в китайское домино бросаются две кости, которые дают двадцать две комбинации (если кости три, в итоге получается, соответственно, пятьдесят шесть возможных раскладов). Кроме того, у китайцев были так называемые «денежные карты», имевшие четыре масти: монеты, шнуры монет, тысячи шнуров монет и десятки тысяч шнуров монет. Эти колоды нередко включали три специальные карты, называвшиеся «Старая Тысяча», «Красный Цветок» и «Белый Цветок», на некоторых из которых были изображены известные люди. Красный Цветок часто нес портрет мужчины с китайским иероглифом «Ван», который не только служил фамилией рода, но и переводился как «государь».

В XI веке кочевое племя сельджуков пришло с территории современного Казахстана и завоевало Персию, часть Малой Азии и часть Северной Африки. К XIII веку великие монгольские вожди Чингисхан и его внучатый племянник Хубилай включили Китай в границы своей империи. Именно благодаря этому игральные карты, скорее всего, и попали в XIII-XIV веках в Персию, а, может быть, также и в Индию. Связь между этими регионами можно проследить по распространенной там карточной игре, которую в Индии называют ганджифа, в Персии — ганджифе, а в арабских странах и Египте — канджифах.

Монгольские правители, боявшиеся мятежей, создали клан воинов-рабов преимущественно турецкого происхождения и христианской веры, которых еще детьми забирали от родителей. Их обращали в ислам и посылали в Северную Африку. Эти воины стали известны под названием мамелюков, что означает «находящиеся в подчинении». К 1250 году мамелюки свергли монгольскую династию Айюбидов в Египте и правили там до 1517 года.

В 1400 году в мамелюкской среде бытовала колода из пятидесяти двух карт с мастями мечей, клюшек для поло, чаш и монет, достоинствами от единицы до десятки и тремя придворными картами: маликом («владыкой»), наибом («наместником» или «заместителем») и тани-наибом («вторым наместником» или «младшим наместником», хотя такой должности в исламских государствах того времени не существовало). Слово «наиб» постепенно стало ассоциироваться с игральными картами в целом. Именно оно стало самым ранним названием карт в Испании (naipes) и Италии (naibbe или naibi). Можно допустить, что карты считались в те времена «игрой наместников». Скорее всего, мамелюки привезли их с собой из Персии. В христианскую Европу они попали через Испанию, большей частью которой вплоть до 1492 года правили мавры. Первые в Европе упоминания о картах и изготавливавших их мастерах появились в Каталонии. Слово «наип» («игральная карта») зафиксировано в каталонском словаре рифм уже в 1371 году. В 1377-1379 годах записи об игре в карты внезапно появились в летописях многих городов Западной Европы, где они описывались, как «недавно завезенная» или «новая» игра.

Вскоре европейцы переделали дизайн мамелюкских карт, чтобы он отражал теперь уже их культуру. Так персидская масть джавкан, или клюшек для поло, не была знакома европейцам, поскольку они не играли в поло, которое персы называли «спортом царей». В Италии форма и аристократичность предметов были сохранены, но клюшки переделали в bastoni (вероятно, означавшие положенные чиновникам по рангу жезлы). В Испании они превратились в bastos, или палицы, что было еще дальше, от первоначальной идеи.

На персидских и мамелюкских придворных картах не было изображений людей, так как это противоречило бы законам ислама. Вместо этого их украшали изысканный орнамент и написанные вязью названия карт. В христианской Европе их место заняли живописные изображения мужских фигур, принадлежащих к трем рангам феодальной военной иерархии: сидящий на троне король с короной на голове, рыцарь верхом на коне и пеший солдат (итальянский fante) или слуга (французский valet). Таковы игральные карты двора, до сих пор имеющие хождение в Италии и Испании.

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Монгольские старинные игральные карты

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб