Ян Жижка — жизнь до «величия».

Ян Жижка - жизнь до "величия".

О жизни Яна Жижки из Троцнова до Гуситских войн сохранилось крайне мало свидетельств. Известно, что происходил он из мелких феодалов Южной Чехии, его род владел одним из двух земанских ленов в Троцнове, исследователи относят дату его рождения примерно к 1360 г. Эней Сильвий Пикколомини, впоследствии папа Пий II, который получал сведения от непосредственных участников гуситских войн, в своей работе «Богемская история» упоминает, что Жижка был «беден и при королевском дворе с детства кормился», возможно, он состоял в свите наследника престола (они были ровесниками), будущего короля Вацлава IV (1361-1419), по крайней мере впоследствии, король оказал ему покровительство.

К 1378 г. Ян Жижка возвращается в родные места, этим годом датирован первый акт в котором он фигурирует, это завещание соседнего феодала, где свидетелем указан Johanes dictus Zizka de Trucznow (Ян, именуемый Жижкой, из Тротцнова), это время ему было не менее 14 лет, поскольку именно с этого возраста молодые шляхтичи считались совершеннолетними.

В юном возрасте ему была нанесено его знаменитое ранение – он лишился глаза. Страшная рана была нанесена, вероятно, мечом. Такое увечье молодой Жижка вряд ли мог получить в детской игре, возможно на его усадьбу напали разбойники или даже речь идет о родовой вражде с панами из Рожмберка, но это только предположения.Остается фактом, что род Рожмберков Жижка лично ненавидел, и везде его преследовал. Эней Сильвий Пикколомини в своей работе указывает противоречивые данные о ранении Жижки, в одном месте написав, что Жижка потерял глаз в игре мальчишек, а в другом, что случилось это «в доблестном бою».

Предполагаемые останки Яна Жижки были обнаружены в 1910 году в ходе ремонта костела в городе Часлав, где он был похоронен. В 80-е годы XX века известный чешский антрополог Эмануэль Влчек также высказал мнение, что найденные в Чаславе останки мужчины, получившего в молодости травму левого глаза, нанесенную колюще-режущим орудием, свидетельствуют в пользу «жижковской» версии. Ученые также сделали вывод о том, что перед смертью этого человека, по достижении им возраста 60 – 65 лет, у него зажила рана над правым глазом, которая могла стать причиной его частичной или полной слепоты. Чисто статистически весьма неправдоподобно, что в часловском костеле был погребен некто другой со схожими ранениями. Итак исследование черепа Яна Жижки установило, что он был ранен в голову рубящим ударом в возрасте 10-14 лет, этот удар рассёк левую половину лица, сместил в сторону орлиный нос и лишил Яна глаза.

Ян Жижка - жизнь до "величия". Ян Жижка - жизнь до "величия".

Примерно с 1378 г. Ян Жижка ведет обычную жизнь сельского феодала. Имеются данные о том, что Жижка был женат, жену его звали Катаржиной, она рано умерла, оставив только одну дочь, которую Жижка выдал, как предполагают, за пана Ондржея Рогача из Дубе. От этого периода осталось несколько документов, где фигурирует пан Ян Жижка из Троцнова, так в 1381 г. он безуспешно пытается завладеть выморочным имуществом соседа, а в 1384 продал лен, который получил в приданое. После этого он на четверть века исчезает из источников.

Известно, что он потерял почти все имущество, но почему и как неизвестно и в 1406 г. возвращается на страницы истории в роли разбойника. В «Книге казней» панов из Рожмберка за 1406 год приводятся данные о допросе с пристрастием одного из пойманных бандитов: «А о Жижке Ян Голый говорил, что Жижка, некий Йиндржих и брат Жижки взяли рыбу и другой груз из обоза… А Матей у купцов отобрал деньги, а Жижка убил одного из слуг». Ян Жижка действовал в составе банды некоего Матея, тоже из обедневших шляхтичей, которая в основном действовала против города Ческе-Будеёвице и могущественного пана Йиндржиха из Рожмберка. Последний был врагом короля Вацлава IV и даже некоторое время держал своего государя в плену.

Наряду с такими «подвигами», как нападение на купцов в окрестностях города Ческе-Будеёовице, где добычей грабителей стали сукна, банда планировала захватить замок Нове-Гради, который принадлежал Йиндржиху из Рожмберка, но осуществить этого не удалось. В 1409 г. отрядам из Ческе-Будеёовице удалось поймать и повесить многих разбойников, орудующих в окрестностях города, в том числе и Матея, который был подвергнут пыткам и повешен. И Яну Жижке не миновать бы правосудия, но тут происходит неожиданное за рыцаря-разбойника заступается сам король Вацлав IV. В апреле 1409 года король предложил магистрату Ческе-Будеёвице помириться с разбойником, а в июле того же года амнистировал Жижку, назвав его в соответствующем акте своим «верным и милым слугой». Нам неизвестно на каком основании на Яна Жижку распространилась королевская амнистия – можно лишь предположить, что король знал Жижку в детстве и помнил о нем, кроме того их объединяла вражда к Рожмберкам.

Из разбойника Ян Жижка становится наемником в роте пана Яна Сокола из Ламберка, об этом свидетельствует «Книга казней» города Йиглава, где говорится, что в 1410 г. пять человек из роты Яна Сокола, в том числе и Жижка, ограбили двух бюргеров этого города. Вскоре Ян Сокол отправился в Польшу и участвовал со своей ротой в битве при Грюнвальде, где согласно Длугошу была хоругвь «святого Георгия, имевшая на знамени белый крест на красном поле; под ним были все наемные чехи и моравы, а предводителями были чехи Сокол и Збиславек, знаменосцем же был чех Ян Сарновский, так как король Владислав хотел оказать честь чешскому народу». После сражения чешские наемники принимали участие в осаде Мариенбурга. В сентябре 1410 г. после того как польские войска овладели замком Радзин, Владислав пожаловал его пану из Ламберка , где среди других чехов Длугош упоминает и Яна Жижку «отдал замок Радзин в держание чеху Яське Соколу, рыцарю испытанной верности и отваги; с ним в том же замке осталось большое число поляков и чехов, среди других — чех Жижка, впоследствии знаменитый военачальник в Чехии, прославившийся многими победами, а также Ангел и многие другие». Таким образом уверенно говорить о участии Жижки в битве при Грюнвальде мы не можем, но скорее всего, он там был.

Там он мог видеть оборону орденскими войсками вагенбурга, который окружал их лагерь, где тевтонцы оказали ожесточенное сопротивление полякам, но из-за общего поражения и бегства сил Ордена он был довольно быстро взят поляками. Так если в описании Длугоша поляки без труда врываются в лагерь крестоносцев: «Большая же часть рыцарей, которая разбежалась из прусского войска и искала защиты в прусском обозе при стане, подверглась нападению королевских воинов, ворвавшихся в прусский обоз и стан; они были перебиты или захвачены в плен». То в «Хронике конфликта» мы видим описание ожесточенного боя за вагенбург : «в лагере же многие, увидев, что отступление не позволит избежать смерти, построив из возов подобие вала, там же все начали обороняться, но всё-таки, побеждённые, в пасти меча погибли. В этом же месте больше полегло,чем во всей битве». Возможно, видевший этот штурм или даже участвовавший в нем Ян Жижка смог оценить эффективность укрепленного вагенбурга против конного рыцарского войска и применить его впоследствии в Гуситских войнах.

В следующий раз наш герой появляется в источниках в 1414 г., причем являясь паношем (оруженосцем) при дворе короля Вацлава IV, он покупает дом в Праге. Ян Жижка состоял при королевском дворе вплоть до 1419 г., когда разыгрались события приведшие к началу Гуситских войн в которых наш герой, как известно, принял самое деятельное участие.

Прозвище и герб.
Прозвище Жижка исследователи объясняют по разному. Есть версия, что слово Жижка происходит от корня «жиг-, сжигать». Тогда прозвище может обозначать человека пострадавшего от огня «выжженного», но также человека, который сам сжигал. Корень «жиг» может быть связан также с цветом волос, из этого вытекает, что Ян Жижка мог быть рыжим. Появилась версия, что фамилия Жижка относится к древнечешскому слову «жижек», обозначающему жадного человека, или к словацкому слову «жужек», то есть жук. Как бы там ни было, но прозвище за ним закрепилось еще в детстве или юности, так как в первом же документе (1378 г.), где упоминается Ян Жижка он уже фигурирует с этим прозвищем:«Johanes dictus Zizka de Trucznow».

Долгое время герб Яна Жижки был неизвестен, пока не была обнаружена печать датированная 1378 г., где можно разглядеть рака, цвета герба не установлены.

Алексей Чикан.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб