7 мифов о самураях и самурайских мечах

Воины и военное искусство Страны Восходящего Солнца — по-моему, одна из самых мифологизированных тем в мире. Отчасти это связано с самобытностью Японии, долгие годы варившейся в собственном соку в добровольной изоляции от мира. Когда закрытый котел с «варевом» наконец прорвало, мир узнал много всякой необычной информации, которую еще нужно было правильно интерпретировать.

В конце концов, даже сам Павел фон Винклер на полном серьезе называл катану саблей, а не мечом…

В этой статье будет дан разбор и оценка самым устоявшимся мифам о воинах страны цветущей сакуры. Материал рассчитан на широкий круг читателей, ибо люди, которые «в теме», и так все это знают. Прочим же, думаю, будет интересно…)

Итак, поехали!

 
7 мифов о самураях и самурайских мечах
 
Миф № 1 — японские мечи отличаются особым качеством

У этого мифа есть целых два варианта. Первый — «японские мечи самые лучшие в мире», второй — «японские мечи полная дрянь». Ни то, ни другое не является правдой, истина — посередине. Как ей и положено.

Большая часть настоящих японских клинков (либо средневековых, либо новоделов, но выполненных в точности по старой технологии) обладает средним качеством, если сравнивать с клинками Европы и континентальной Азии. С чисто технологической точки зрения японский меч выполняется из слоистого дамаска, это вовсе не уникальная, а стандартная технология для оружейников практически всего мира. Количество слоев металла в катане или тати в среднем — 10-12. Хотя, конечно, существуют изделия штучной работы, особого качества — и особой же цены…)

Заточка обычной, «рабочей» катаны — под 25 градусов, как у европейской сабли. Есть экземпляры бритвенной остроты, например, даже под 4 градуса, действительно способные рассекать волос на лету, но они — очень большая редкость. Потому что ухаживать за таким клинком просто адски тяжело.

Особенность японских мечей — из-за свойств тамахагане (слоистой стали, из которой они выполняются), они демонстрируют склонность к излому, а не сгибу. Проще говоря, если приложить к настоящему самурайскому мечу чрезмерную нагрузку, он скорее сломается, чем согнется. А вот, например, изделие среднестатистического толедского оружейника имеет больше шансов согнуться, чем сломаться.

Миф №2 — все самураи хорошие воины

Здесь надо просто убрать слово «хорошие». Все самураи — воины, и это правда. В буквальном переводе со старояпонского «самурай» означает «вооруженный слуга», слово происходит от глагола «сабурау» — «служить».

Но воинские качества самураев обобщенно оценивать нельзя. Являлись ли, например, хорошими воинами все русские дворяне, без исключения, веке в 18-19? Да, храбрость считалась обязательным атрибутом дворянина, да, каждый благородный человек должен был быть готов в любую секунду защищать свою честь на дуэли, или Родину — на поле боя. Но делает ли его только это хорошим воином?

Период, когда все самураи были отборными вояками, закончился примерно в 1600 году. Кончились объявленные войны — и они постепенно превратились в военных чиновников. Не с кем стало воевать. Поэтому японская знать постоянно таскала с собой мечи, боготворила мечи, считала меч душой воина, но постоянными напряженными тренировками утруждали себя далеко не все представители правящего класса. Зачем? Это ж напрягаться надо…))

 
7 мифов о самураях и самурайских мечах

Но при этом храбрость, доблесть, верность чести и долгу действительно полагались каждому представителю правящего сословия Японии. Так же, как и дворянину в любой другой стране мира.

Насколько они этим критериям соответствовали — другой вопрос…)

Миф № 3: кодекс «буси-до» свят, а цель жизни самурая — это красиво умереть

«Буси-до», дословно — «путь воина» — это кодекс чести самурая. Основная его идея — в том, что воин должен в любой момент быть готов к смерти. При выборе между проигрышем, но шансом выжить, и стопроцентной вероятностью погибнуть в бою «настоящий самурай» обязан выбрать последнее. Про это знают многие.

Но мало кто знает, что этот кодекс долгое время не был записан, и кодексом-то вовсе не был. На самом деле он представлял собой крайне смутные и противоречивые понятия в общественном сознании, вроде «самурай должен…» Что должен, это ясно, но хотелось бы знать, что конкретно и кому?

То, что мы сейчас знаем под названием «буси-до», представляет собой позднюю философскую, морально-этическую систему, выстроенную на основе книги «Хагакуре», которую написал в 1716 году воин клана Сага Ямамото Цунэмото. К этому времени самураи окончательно превратились в чиновников, все воинское искусство которых сводилось практически только к дуэлям. Поэтому с кодексом «буси-до», так, как его понимал Цунэмото, многие настоящие воины из прошлого Японии решительно не согласились бы.

 
7 мифов о самураях и самурайских мечах

Самого автора «Хагакуре» в его родном клане недолюбливали. Он слишком много думал о смерти, о чести, о традициях, и т.п. Кроме того, Цунэмото был, как сказали бы сейчас, аутистом. Этот человек жил в собственном идеальном мире, и реальность воспринимал крайне своеобразно…

Его книга — это исключительно его собственные домыслы об «идеальном воине». Они очень сильно расходятся с реальностью. Однако труд «Хагакуре» в свое время весьма удачно «попал в струю», он появился вовремя для того, чтобы стать основой для классовой этической системы, дополнительно сплачивавшей общество. По большей части это список рекомендаций для дворянина, не более.

Самураи хотели жить не меньше, чем все прочие. Но они оказались скованы вопросами «общественного мнения», точно так же, как и европейские дворяне в соответствующую эпоху. И для тех, и для других «закон чести» диктовал условия, порой фактически приговаривая к дуэли или самоубийству…

Миф № 4: самурай не может предать и лишен права выбора

Сейчас принято думать, что все японские воины отличались прямо-таки собачьей преданностью господину. Некое рациональное зерно в этом есть, но…

Основная моральная проблема самурая, которая часто встречается, к примеру, в японской литературе — это как раз вопрос выбора. Кому хранить верность? Непосредственному сюзерену? А если он решил предать своего сюзерена, тогда кому? А если встает выбор между верностью князю, и верностью семье -жене, родителям и детям? Или интересам клана, который князь намеревается предать, скажем так, в глобальном масштабе? Мало ли, может, у него от неумеренного потребления сакэ уже начались необратимые изменения в мозгу…)

Исторически самурай «эпохи воюющих провинций» вполне мог выбирать, кому служить, тому князю или этому. Переход хоть отдельного воина, хоть целого отряда под чужие знамена каким-то особым событием не считался, тем более позором. В конце концов, как говорил один персонаж, «каждый сам решает, что ему лучше». И это опять-таки свойственно эпохе феодализма в любой стране.

Точно так же запорожский казак сам решал, кому служить — польскому крулю или «своему» гетману, а французский рыцарь преспокойно выбирал между службой герцогу Орлеанскому, королю Испанскому или дюку Миланскому…

Беззаветная преданность сюзерену стала целенаправленно воспитываться в людях благородного сословия только после объединения страны под властью сёгунов Токугава. Это был дополнительный инструмент сплачивания державы, как раз еще аутист Цунэмото свою книгу написал, очень даже вовремя…)

 
7 мифов о самураях и самурайских мечах

Миф № 5: сэппуку — дело сугубо добровольное

На самом деле, как любят говорить в России — добровольно-принудительное. Сэппуку со временем превратилось в вариант казни.

В сёгунатской Японии быть приговоренным к «обычной» казни было позором. Семья казненного становилась семьей «врага народа» — помните такое советское понятие? И жизнь его домочадцев обращалась в ад. В лучшем случае их высылали на самые крайние северные острова, к айнам-дикарям…

Сэппуку — это шанс для преступника сохранить лицо и нормальные условия жизни для родных и близких. На самом деле на «принудительном сэппуку» достаточно было сделать лишь легкий надрез на животе, для проформы, чтоб показалась кровь. Тогда «помощник»-кайсяку одним ударом снесет тебе голову.

Например, в хорошем, исторически достоверном кино очень легко определить, добровольно ли самурай режет себе живот, или нет. Если добровольно — стража вокруг стоит с мечами или копьями в положении «подвысь». А вот если они образовали около «суицидника» круг, наставив на него клинки, значит, бедолаге отчаянно не хочется на тот свет, и от него можно ждать любого фокуса. Например, попытки добраться с ножом до князя, который обычно присутствует при казни…

Миф № 6: японские фехтовальные школы — очень древние

Скажем так — они просто старые. Большая часть сохранившихся до нашего времени фехтовальных школ Японии берут начало в конце XVI или в XVII веке. В среднем большинство школ насчитывает порядка 300 лет истории.

Они стали образовываться, только когда кончились междоусобные войны. Когда куча мелких княжеств постоянно воюет друг с другом, создавать школы некогда, и учиться в них тоже. На это требуется много свободного времени, которого нет — сегодня наступление, завтра штурм, послезавтра, чего доброго, драпать придется, а на следующей неделе все по новой…)

Поэтому сейчас у японцев практически нет, например, «панцерфехта» — особой школы боя в доспехах. Она попросту не сохранилась, поскольку и длинные боевые мечи, и доспехи с началом правления Токугавы были запрещены. В массе своей японское фехтование — сугубо бездоспешное, можно сказать — дуэльное.

 
7 мифов о самураях и самурайских мечах

Миф № 7: все японское фехтование — «техника одного удара»

Очень популярный миф в около-фехтовальной среде, особенно у «западников». Заключается в том, что японец якобы натренирован сверх-качественно наносить только первый удар, а больше ничего не умеет. Стало быть, главное — это первый удар пережить, а там делай с ним что хочешь…)

На самом деле доля правды здесь есть. Принцип «Второго удара не требуется» практикует минимум одна из японских школ, школа Дзигэн-рю. 80% всего обучения там занимает отработка одного-единственного удара — вертикального или диагонального, сверху вниз.

Этот удар мастера Дзиген-рю будет действительно страшен. Не отобьешь. И он действительно почти ничего не умеет, кроме этого. Однако другие школы вовсе не таковы. Например, традиция Ягю, учителей рода Токугава, предполагает большое количество сложных приемов, не хуже, чем на Западе придумали для рапиры и шпаги…)

Так что здесь все будет зависеть исключительно от предпочтений самого фехтовальщика, и традиций, в которых он учился.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб