Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

Сигизмунд Герберштейн и его "Записки о Московии" Обряды установленные после венчания великого князя

Митрополит Симон (Simon, Simeon) говорит: "Господине и сыне, великий княже Димитрий, по божественной воле дед твой, великий князь, оказал тебе милость, благословил тебя великим княжением, и ты господине и сыне, имей страх божий в сердце твоем, люби справедливость и праведный суд, слушайся деда твоего, великого князя, и всем сердцем заботься о всех православных. И мы благословляем тебя, господине сыне, и молим бога о твоем здравии". Затем митрополит и великие князья встают и митрополит с молитвой благословляет крестом великого князя и его сыновей. Наконец по свершению литургии, т. е. священнослужения, великий князь-дед удаляется в свои покои, а Димитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой девы в сопровождении большой толпы бояр и cынoвeй в церковь Михаила архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, [трижды] осыпает его золотыми деньгами (dengae): под деньгой разумеется род монеты154. По входе его в церковь священники с молитвой в литании, согласно обычаю, благословляют его крестом, а также осеняют его крестным знамением у гробниц и памятников. Затем при выходе Димитрия из храма Георгий в дверях снова осыпает его золотыми деньгами.

После этого Димитрий направляется прямо в церковь Благовещения Марии, где равным образом его благословляют священники и, как и ранее, Георгий осыпает его деньгами. По свершении этого Димитрий удаляется, наконец, к деду и матери. Это свершилось в 7006 году от сотворения мира, а от рождества Христова в 1497 [в четвертый день февраля месяца]155.

Присутствовали же при сем по приказу великого князя и с благословение митрополита Симона: Тихон, архиепископ ростовский и ярославский, Нифонт суздальский (Stisdaliensis, Susdal) и тарусский (Toruski), Вассиан, епископ тверской, епископы Протасий рязанский и муромский, Афраний коломенский (Columbnensis, zu Columna), Евфимий сарский и подонский (Podonski).

Также много архимандритов и игумнов, среди которых наиболее значительны: Серапион (Serapian), игумен монастыря святой Троицы, блаженного Сергия, и Макарий, игумен монастыря святого Кирилла. Наконец, тут было великое собрание монахов и духовенства156. За обедом, как бы в качестве дара, (Димитрию) был поднесен широкий пояс, сделанный из золота, серебра и драгоценных камней, которым его и опоясали157. Вслед за тем ему предложены были переяславские сельги (selgi Pcrcaslawski), т. е. рыбки из Переяславского озера, несколько напоминающие сельдь, но имени которой они и называются. Подносят же этот род рыбы, как полагают, потому, что Переяславль никогда не отделялся от Московии и монархии158.

Бармы представляют собой своего рода широкое ошейное украшение (lorqiies, Stolln) из грубого шелка; сверху оно нарядно отделано золотом и драгоценными камнями. Владимир отнял их у некоего побеждённого им генуэзца, начальника Каффы159.

Шляпа на их языке называется schapka; её носил Владимир Мономах и оставил её, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками. Доселе я говорил о государе, который владеет большей частью Руссии.

Остальными частями Руссии160 ныне владеет Сигизмунд, король польский, великий князь литовский. Но раз речь зашла о польских королях, которые ведут свой род от литовцев, то мне кажется необходимым добавить кое-что об их родословной.

Во главе Великого княжества Литовского некогда стоял государь Витенен (Witenen)161; по свидетельству польских летописей (annales, Chronickh), его убил собственный слуга Гедимин (Gedemin)162, завладев затем и княжением, и женой его. От этой последней в числе многих других он имел двух выдающихся сыновей - Ольгерда (Olgird)163 и Кестуда (Kestud)164. От Кестуда родились Витольд, которого иначе называют Витовтом (Witowdus), и Анна, супруга Януша (Janusius), герцога мазовецкого.

Витольд оставил единственную дочь Анастасию, которая была выдана замуж за князя московского Василия [и названа Софьей]. От нее родился Василий, отец упомянутого великого Иоанна и дед Василия, русского государя, к которому я был отправлен послом.

Далее, Кестуд, ввергнутый в темницу братом Ольгердом, погиб жалкой смертью, а Витольд, названный в крещении Александром, умер в 1430 году; в Литве не было мужа, более великого165.

От сына Гедимина Ольгерда и его жены Марии, княжны (princeps, Furstin) тверской и христианки166, в числе других сыновей родился Ягайло (Iagelo)167. Движимый честолюбием, он стал домогаться не только королевства польского, но и самой Ядвиги которая стояла тогда во главе королевства, будучи коронована и про сватана за герцога австрийского Вильгельма, с которым, с согласия родителей и вельмож обоих королевств, даже сочеталась на ложе еще до брачных лет [по королевскому обычаю]168. Итак, отправив в Польшу своих послов, Ягайло изъявил притязания на королевство и руку Ядвиги. Желая привлечь поляков на свою сторону и добиться брака , он обещал, между прочим, принять христианскую веру вместе со своими братьями, а также княжествами (ducatus, lannden) Литовским и Жемайтийским. Этими и иными обещаниями такого рода он склонил поляков на свою сторону, дабы под их влиянием Ядвига, даже против воли, нарушила первоначальный брачный договор и вышла за Ягайла После этого сам Ягайло немедленно крестился, приняи имя Владислава, венчался на королевство и по свершению брака овладел рукой Ядвиги в 1386 году по рождестве Христовом. А когда немного спустя Ядвига умерла в первых родах, он женился на Анне, графине цельской и. (Celeiae, von Cili), от которой имел единственную дочь Ядвигу просватанную за Фридриха-младшего бранденбургского. Он был женат также на некоей старухе, а когда и она умерла, то женился на русской, Сонке (Sonea), дочери киевского князя Андрея Иоанновича, которая впоследствии приняла римскую веру и названа была Софьей; от нее он имел сыновей Владислава и Казимира.

Владислав169 наследовал отцовский престол и был венчан на королевство Венгерское, отстранив законного наследника Ладислава (Ladislaus), сына почившего короля Альберта ( Albrecht)170, ибо Ладислав родился по смерти отца171. Владислав погиб впоследствии, разбитый турками при озере Варне.

Корону польскую наследовал после брата Казимир172, владевший тогда Великим княжеством Литовским; вероятно, увлеченный примером брата, он хотел отнять у родившегося после смерти отца Ладислава и королевство Чешское173. Затем он женился на Елизавете, сестре этого Ладислава, короля венгерского и чешского; от этого брака у них были сыновья: Владислав, король венгерский и чешский, Иоанн Альберт, Александр, Сигизмунд, короли польские, Фридрих, кардинал, и Казимир, причисленный к лику святых.

У Владислава были сын Людовик174 и дочь Анна. Людовик унаследовал королевскую власть; он женился на Марии, дочери Филиппа175, короля кастильского и эрцгерцога австрийского, и погиб, разбитый турками при Могаче в 1526 году.

Анна вышла замуж за Фердинанда, короля римского, венгерского и чешского и эрцгерцога австрийского; произведя на свет четырех сыновей и одиннадцать дочерей, она умерла в родах в Праге в 1547 году по рождестве Христовом.

Иоанн Альберт умер холостым.

Александр женился на Елене, дочери Иоанна, великого князя московского, но умер бездетным.

У Сигизмунда от первой супруги Барбары, дочери Стефана, графа спишского, родилась Ядвига, супруга Иоахима, курфюрста бранденбургского, а от второй, Боны, дочери Иоанна Сфорца, герцога миланского и барийского - Сигизмунд второй, король польский, великий князь литовский; он женился 6 мая 1543 года на Елизавете, дочери Фердинанда, короля римского, венгерского, чешского и проч., но она преждевременно скончалась, не оставив потомства, 15 июня 1545 года.

Затем он женился на Барбаре из дома Радзивиллов (Radavili), которая ранее была замужем за литовцем Гаштольдом. Родители Сигизмунда были против этого брака, да и подданные его пришли в такое негодование, что начавшееся уже было их восстание разразилось бы гибельным мятежом, если бы король Фердинанд пожелал отомстить за обиды, причиненные его дочери, а не предавать их забвению. По смерти же Барбары этот Сигизмунд, стремясь возобновить союз и родство с Фердинандом, сочетался браком с родной сестрой Елизаветы Катариной, вдовой Франциска, герцога мантуанского. Бракосочетание было отпраздновано в Кракове 31 июля 1553 года. Обеих сестер я сопровождал к жениху в звании гофмейстера (magister seu praefectus сипае, Hoffmaister).

У Земовита, герцога мазовецкого, от сестры Ягайла Александры было много сыновей и дочерей. Сыновья умерли бездетными. Из дочерей Чимбурга (Czimburgis, Cimburg) вышла замуж за Эрнста, герцога австрийского; от него родился Фридрих император римский176, отец императора Максимилиана. От Максимилиана родился Филипп, король Испании; от Филиппа - римские императоры Карл V и Фердинанд.

Овка была выдана за Болеслава, герцога цешинского (Thesinensis, zu Teschn).

Амулия вышла замуж за Богуслава [герцога штольпенского (Stolpensium)], который ныне именуется герцогом померанским.

Анна же вышла замуж за князя литовского Михаила, Катарина умерла в безбрачии.

Далее, если кто-нибудь захотел бы по порядку перечислить братьев и внуков Ольгерда и Ягайла, а также детей от дочерей последнего, и затем поколение Кестуда, Казимира и других королей, то нашел бы, что это многочисленное потомство разрослось до бесконечности. Однако как бы быстро оно ни размножилось, ныне представителем его мужского поколения является только сын покойного короля польского король польский Сигизмунд II.

А раз нам пришлось упомянуть о потомстве Гедимина и о королях из этого рода, то нелишним кажется прибавить здесь и рассказ о событиях, случившихся в правление Владислава, короля венгерского и чешского, и его брата Сигизмунда, короля польского, сыновей Казимира.

Когда Владислав с согласия римского императора Максимилиана, удержавшего за собой право наследования, завладел королевством Венгерским177, у него уже под старость оставалась одна только дочь. Тогда Максимилиан, желая закрепить право наследования каким-нибудь более тесным союзом, начал с Владиславом переговоры о браке между одним из его внуков, детей его сына Филиппа, короля Испании, и дочерью Владислава Анной. Но брака с Анной страстно добивался Иоанн Запольяи (Zapolitanus), сын Стефана, графа спишского, пользовавшийся большим влиянием на короля Матвея и даже на самого Владислава. Иоанну активно помогала его мать-вдова, которая подарками и ежегодной раздачей жалованья, что на их языке называется largalass, добилась того, что вся знать в графствах и областях Венгрии была у ней в руках и готова на все. Поэтому она ничуть не сомневалась, что с их помощью при голосовании устроит этот брак для сына, а тем самым доставит ему и королевскую корону. Ухищрениям этой женщины весьма помог брак ее дочери, сестры Иоанна, с Сигизмундом, королем польским. Видя это, Максимилиан понял, что ему надо тем более настаивать на задуманном браке его внука с Анной. Когда же он узнал наверняка, что и Владислав желает того же, но встречает противодействие со стороны партии, связанной с Иоанном Запольяи, Максимилиан решился добыть Венгрию оружием В этой войне я сделал первые шаги на ратном поприще. Но так как, по счастью, среди грохота этой войны у Владислава родился сын Людовик, то сперва было заключено перемирие, а потом и более прочный мир, в результате которого Владислав с коронованным уже сыном и дочерью, а также брат Владислава король польский Сигизмунд приехали в Вену к Максимилиану; здесь Анна была обручена. Таким образом прекратились всякая вражда и подозрения, поддерживавшиеся честолюбием Иоанна Запольяи; после чего названные государи заключили между собой вечный союз. Король же Сигизмунд успел тогда настолько оправдаться перед императором Максимилианом и так понравился ему, что этот последний сказал раз в моем присутствии, что готов пойти с этим королем, куда бы тот ни отправился: и в рай, и в ад. О Людовике в народе говорили, что он преждевременно родился, преждевременно сочетался браком и возмужал, даже и королем стал преждевременно, и смертью погиб преждевременной. К этому можно добавить, что смерть его была для Венгерского королеаства и всех его соседей столь же преждевременной, сколь и горестной177. Пусть Людовик не преследовал никаких великих замыслов, однако, как известно, намерения его по отношению к отечеству и своим подданным были самые лучшие, он был весьма расположен к ним и изыскивал способы к их охранению. Так, когда этот юноша узнал, что после взятия Белграда (Belgradum, Khriechischweissenburg)178 Сулейман замышляет против него новый ужасный поход, то послал своего гофмейстера, поляка по прозвищу Трепка (Тгерса)179, к дяде своему, королю Сигизмунду, с тем чтобы всячески просить и умолять его, чтобы тот не счел за труд приблизиться к границам его королевства и свидеться с ним для выработки плана действий. А когда Сигизмунд наотрез отказался, то Трепка, говорят, со слезами произнес: "Король, ты никогда больше не увидишь своего племянника и ни одно его посольство не явится к тебе более". Так и вышло. Король Сигизмунд под предлогом религиозных дел отъехал далеко от границ Венгрии в Пруссию, к Гданьску (Gedanum, Dantzkha), а племянник его вместе с упомянутым Трепкой погиб в том несчастнейшем сражении, которое по месту его именуется Могачским. А теперь я возвращаюсь к московитам.

После размышлений и совещаний насчет своей женитьбы Василий Иоаннович решил в конце концов сочетаться лучше с дочерью кого-нибудь из своих подданных, чем с иностранкой, отчасти имея в виду избежать чрезвычайных расходов, отчасти не желая иметь супругу, воспитанную в чужеземных обычаях и в иной вере. Такой совет подал государю его казнохранитель (thesaurarius, Schatzmaister) и главный советник Георгий [по прозвищу Малый (Parvus)]180. Он рассчитывал, что государь возьмет в супруги его дочь. Но в итоге по общему совету были собраны дочери бояр, числом тысяча пятьсот, чтобы государь мог выбрать из них ту, которую пожелает. Произведя смотрины, государь, вопреки ожиданиям Георгия, выбрал себе в супруги Саломею (Salomea), дочь [боярина] Иоанна Сабурова (Sapur). Но затем, так как у него в течение двадцати одного года не было от нее детей, рассерженный бесплодием супруги, он в тот самый год, когда мы прибыли в Москву, т. е. в 1526 году, заточил ее в некий монастырь в Суздальском княжестве181. В монастыре, несмотря на ее слезы и рыдания, митрополит сперва обрезал ей волосы, а затем подал монашеский кукуль, но она не только не дала возложить его на себя, а схватила его, бросила на землю и растоптала ногами. Возмущенный этим недостойным поступком Иоанн Шигона (Schigona)182, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее плеткой, прибавив: "Неужели ты дерзаешь противиться воле государя? Неужели медлишь исполнить его веление?" Тогда Саломея спросила его, по чьему приказу он бьет ее. Тот ответил: "По приказу государя". После этого она, упав духом, громко заявила перед всеми, что надевает кукуль против воли и по принуждению и призывает бога в мстители столь великой обиды, нанесенной ей. Заточив Саломею в монастырь, государь женился на Елене183, дочери [князя (knes)] Василия Глинского Слепого, в то время уже покойного, бывшего братом герцога Михаила Глинского, который тогда был в заточении. Вдруг возникла молва, что Саломея беременна и скоро разрешится. Этот слух подтвердили две почтенные женщины, супруги первых советников, казнохранителя [Георгия Малого] и [постельничего] Якова Мазура (Mazur)184, и уверяли, что они слышали из уст самой Саломеи признание в том, будто она беременна и вскоре родит. Услышав это, государь сильно разгневался и удалил от себя обеих женщин, а одну, супругу Георгия, даже побил за то, что она своевременно не донесла ему об этом. Затем, желая узнать дело с достоверностью, он послал в монастырь, где содержалась Саломея, советника Федора Рака (?) (Rack, Kackh) и некоего секретаря Потата (?) (Potat)185, поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха. Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко.

Как я узнал, беря себе в жены дочь бежавшего из Литвы Василия Глинского, государь помимо надежды иметь от нее детей руководствовался двумя соображениями: во-первых, тесть его вел свой род от семейства Петрович (Petrowitz), которое пользовалось в Венгрии некогда громкой славой и исповедовало греческую веру186; во-вторых, дети государевы в таком случае имели бы дядей Михаила Глинского, мужа исключительно удачливого и редкой опытности. Ведь у государя были еще двое родных братьев, Георгий и Андрей, а потому он полагал, что если у него родятся от какой-нибудь иной супруги дети, то при жизни его братьев они не смогут безопасно править государством Вместе с тем он не сомневался, что если он вернет свою милость Михаилу и дарует ему свободу, то родившиеся от Елены дети его под охраной дяди будут жить гораздо спокойнее187. Переговоры об освобождении Михаила велись в нашем присутствии; мало того, нам довелось видеть, как с него сняли оковы и поместили с почетом под домашний арест (liberae custodiae), а затем даровали и полную свободу. Он был [поименован в числе прочих князей (knesi)] в завещании государя [и сверх того] назначен опекуном своих племянников Иоанна и Георгия188. Но впоследствии, видя, что сразу по смерти государя вдова его стала позорить царское ложе с неким [боярином] по прозвищу Овчина (Owczina)189, заключила в оковы братьев мужа, сурово обращается с ними и вообще правит слишком жестоко, Михаил исключительно по прямодушию своему и долгу чести неоднократно наставлял ее жить честно и целомудренно; она же отнеслась к его наставлениям с таким негодованием и нетерпимостью, что вскоре стала подумывать, как бы погубить его. Предлог был найден: как говорят, Михаил через некоторое время был обвинен в измене, снова ввергнут в темницу и погиб жалкой смертью; [по слухам, и вдова немного спустя была умерщвлена ядом, а обольститель ее] Овчина был рассечен на куски. [После смерти матери царство унаследовал старший] ее сын Иоанн, родившийся в 1528 году190.

 

154) Сочетание прилагательного "золотой" и существительного "деньга", транслитерированного на латынь, убеждает в том, что Г. писал о золотых, изготовленных на Руси, - подражаниях венгерскому золотому. В датировке его мнения историков расходятся - от 60-х годов XV в. (В. М. Потин) до конца 80-х XV в. (Попов Г. В. Культурно-художественные связи России с Венгрией в конце XV в.//Советско-венгерские связи в художественной культуре. - М., 1975. - С. 197-198).
155) Г. цитирует перевод древнерусского текста Чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение владимирское, московское, новогородское. Торжество венчания Дмитрия великокняжеской "шапкой" (но не "шапкой Мономаха") состоялось 4 февраля 1498 г. в кремлевском Успенском соборе, на соборной площади Кремля и в Архангельском и Благовещенском соборах (ПСРЛ. - Т. 4. - Ч, 1. - Вып. 2. - С. 530-531; Т. 6. - С. 241-242, 279; Т. 28. - С. 330-331). Русские списки Чина венчания сохранились в составе Уваровской, Софийской II - Львовской, Иоасафовской, Никоновской и Воскресенской летописей, а также в рукописных сборниках ГИМ. Чуд. 264, Синод. 675, Муз. 3726; ГПБ. Соф. 1454. Погод. 280 (Лурье Я. С. Идеологическая борьба. - С. 384-385; Зимин. 1982, - С. 297. Ср.: Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами //ЧОИДР. - 1883. - Кн. I. - Отд. I. - С. I-XXXV;
Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы. - Харьков, 1901. - С. 110-157).
Списки Чина поставления Дмитрия сохранили четыре различных редакции текста. Древнейшей редакцией считаем Пространную (Муз. 3276 и Погод. 280), созданную до 4 февраля 1498 г. Следующий этап истории Чина венчания отразился в Формулярной редакции (Синод. 675 и Соф. 1454), которую предположительно датируем временем после 1511 г., но не позднее 1518 г. На основании Формулярной редакции около 1518 г. была создана Летописная редакция Чина, где идеи этого памятника были дополнены легендой о дарах византийского императора Константина Мономаха русскому князю Владимиру Мономаху ("Мономахова шапка" - возможно, эта реалия появилась под влиянием предварительной редакции "Сказания о князьях владимирских"). Примерно в то же время, вероятно в 10-х гг. XVI в., сложилась и особая Чудовская редакция Чина (Чуд. 264).
Сверка списков Чина поставления с переводом Г. показала, что Г. переводил с древнерусского оригинала, близкого Синод. 675 и Соф. 1454, т. е. перед ним лежал текст Формулярной редакции (текст Соф. 1454 опубл.: ЛЗАК, 1864. - Спб., 1865. - Вып. 3. - Прил. - С. 7-12; текст Синод. 675 опубл.: Барсов Е. В. Древнерусские памятники. - С. 32-38; Публикация Чина по всем спискам: Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI века.-М., 1987. - Ч. Ш. Приложение IV). Список Чина поставления, имевшийся в распоряжении Г., особенно близок Синод. 675: Г. не повторяет чтений Соф. 1454 ("в ту пору внуку говорить..." - пропуск дополнения Соф. 1454 "и приснодевицю Марию Христу богу"; пропуск "...лаем отцю и сыну"), но следует Синод. 675 ("самодержцу"). Возможно, список Синод. 675 (где Чин вписан в пергаменный Служебник как будто в 20-х гг. XVI в.) или копия с него послужили источником текста Г. либо Г. переводил с протографа Формулярной редакции. А. П., И. А. Тихонюк.
Г. несколько переработал свой оригинал: он переставил местами предложения "кроме того бармы" и "затем к назначенному - духовный собор", сократил пояснение "на чем и святителей ставят", пропустил дьяконскую молитву и пояснение "пакы пакы миром преклоншу главу", выбросил фразы "и потом бояре - и князь велики о полезных", "божиим изволением - и всеа Руси", "на память - Пилусиотцкаго". Фрагменты чинопоследований Г. обобщенно называет "молебном" (вместо "достойно есть", "пресвятое", тропарей), вместо "октеньи" пишет "литания", вместо "отпуста" - "молитва", а также дает ряд пояснений: "то есть княжеские украшения", "которого они ~ чудотворцем", "покрытые ~ ширинкой", "это он произносит потише", "место, на котором читалось евангелие", "дьякон", "Симон", "то есть священнослужение", "под деньгой разумеется род монеты", "а от рождества Христова в 1497" (неверно посчитано, должно быть: 1498), вместо "серебряных денег", "золотых и серебряных денег" русского источника Г. пишет: "золотые деньги". Л. П., А. X.
156) В Чине поставления названы присутствовавшие на церемонии церковные иерархи: ростовский архиепископ Тихон Малышкин (1489-1503), суздальский епископ Нифонт (1484-1508), тверской епископ Вассиан Стрига Оболенский (1477-1508), рязанский епископ Протасий (1496-1520), коломенский епископ Авраамий (у Г. неверно: Афраний, 1490-1501), сарский и подонский епископ Евфимий Подрез (1496- 1499), троицкий игумен Серапион (1495-1506) и кирилло-белозерский игумен Макарий (1495-1506). Судя по спискам Муз. 3726 и Погод. 280, в состав Освященного собора, присутствовавшего при венчании Дмитрия, входили также архимандриты Владимирского Рождественского монастыря Тихон Басарга (1498-1500), московских монастырей: Новоспасского - Афанасий Щедрый (1491-1506), Чудовского - Феогност (после 1488-1507 гг.), Симонова - Феогност Завельский (1494-1499) и Андроникова - Антоний (?-1504?). По окончании коронационных торжеств "послал князь великий. объявляти, что благословил внука своего великаго князя Дмитрея великим княженьем, на Рязань и во Псков и в Новгород Великий ко архиепископу и к наместником послал грамоты. А в Казань ко царю к Абдыл Летифу (о нем см. коммент. 613) от великого князя Дмитрея со князем Васильем Ноздроватым приказано челом биет". (ГИМ. - Муз. 3726. - Л. 44 об.). И. А. Тихонюк
157) Сообщение Г. подтверждается летописями, отражающими великокняжеский свод 1500 г. (ПСРЛ. - Т. 4. - Ч. 1. - Вып. 2. - С. 531; Т. б-С. 279; Клосс Б. М. Вологодско-пермские летописцы XV в./Летописи и хроники. - М., 1976. - С. 280). Этот предмет стал великокняжеской регалией после Ивана II. В завещаниях он именуется золотым: то "большим", то "великим" (ДДГ. - С. 9, 16, 18, 36, 61, 197). Г. не упоминает других даров: парамшинского креста и "сердоличной коропки" (ПСРЛ. - Т. 4. - Ч. I. - Вып. 2. - С. 531). Последняя хранилась в роду московских князей с Ивана Калиты как нечто давнее: она в завещании Калиты противопоставляется тому, что он "придобыл" (ДДГ. - С. 8, 10).
158) Переславское оз. - Плещеево. Переславль-Залесский вошел в состав Московского княжества в 1302 г.
159)Неверное сообщение. Генуэзцы овладели Феодосией (Каффа по итальянским источникам XIII-XVIII вв.) в 1260 г. Владимир Мономах умер в 1125 г. Его походы были направлены не против генуэзцев, а против половцев (Пашуто В. Т. Внешняя" политика Древней Руси. - М., 1968. - С. 109-111). По-видимому, Г. передает версию, восходящую к польско-литовской традиции и противостоящую русской (По "Сказанию о князьях владимирских", великокняжеские регалии - дар императора Константина Мономаха (1042-1055) своему внуку Владимиру Мономаху (1113-1125)).
160)Это Полоцкая, Витебская, Киевская, Галицкая и др. будущие белорусские и украинские земли.
161) Витенен - правильнее: Витенес. Легенда, начинающая родословие литовских князей с Витенеса, отражена в круге памятников, сходных со "Сказанием о князьях владимирских". Летописец Син. № 939 со сказанием об Августе, протограф которого мог использовать Г. (см. коммент. 71), содержит статью "Родословие Литовского княжества", данные которой совпадают со сведениями Г. Б. К.
162) Гедимин - вел. кн. литовский (1316-1341). Г. неточно передает свой источник: в "Родословии Литовского княжества" утверждается, что Витенес погиб от "грома", а его слуга ("раб") Гедимин женился на его вдове. Б. К
163) Ольгерд - вел. кн. литовский (1345-1377), сын Гедимина. В союзе со своим братом Кейстутом вел упорную борьбу за расширение территории Литовского княжества. Б. К.
164) Кестуд, Кейстут, Кейстутис (ум. 1382) - сын Гедимина, с 1345 г. разделил:
власть в Литовском княжестве со старшим Ольгердом. Сыграл значительную роль в борьбе литовского народа против агрессии Тевтонского ордена. Принимал участие в захватнических походах Ольгерда на русские земли и в войне с Польским королевством из-за Волыни. В 1381 г. восстал против сына Ольгерда Ягайлгы (Ягелло), изгнал его из Вильнюса и захватил власть в княжестве. В 1382 г. был схвачен и убит по. приказу Ягайлы в Кревском замке. У Г. ошибочно сказано, что Кейстут был заточен в темницу Ольгердом - на самом деле он стал жертвой Ягайлы. Б. К.
165) В "Записках" Г. ясно обнаруживаются следы воздействия сложившегося к середине XVI в. культа Витовта, характерного для литовской и польской хронистики О Витовте см. коммент. 125.
166) Г. путает сведения о двух женах Ольгерда. Его первой женой (с 1318 г.) была Мария (ум. 1346), дочь витебского князя Ярослава Васильевича, около 1349 г. он женился вторым браком на Ульяне (ум. 1392), дочери тверского великого князя Александра Михайловича; Ягайло был сыном Ульяны (Wdowiszewski Z. Genealo-gia Jagiellonow. - Warszawa, 1968. - S. 29). Эта ошибка свойственна и литовским" хронистам, в частности М. Стрыйковскому (Stryjkowski. О poczatkach...-S. 263- 264). С. Д
167)Ягайло (около 1351-1434) - сын Ольгерда, вел. кн. литовский с 1377 г., с 1386 г. - король польский (под именем Владислава II Ягелло), основатель династии Ягеллонов (1386-1572). В 1380 г. заключил союз с Золотой Ордой, направленный против Московского княжества. В борьбе с Тевтонским орденом, в частности, & Грюнвальдском сражении 1410 г., где он командовал польско-литовским войском, проявил себя талантливым полководцем. Под влиянием католической иерархии занял; враждебную позицию в отношении гуситской Чехии. С. Д.
168) Ядвига (1374-1399) - королева польская (1383-1399), дочь Людовика I, короля Польши (1370-1382) и Венгрии (под именем Лайош, 1342-1382). Ее брак (в возрасте 4 лет) с Вильгельмом Австрийским был аннулирован по требованию малопольских магнатов. Вторая жена Ягайлы (1402-1416) Анна (около 1380-1416), дочь. графа цельского Вильгельма и польской королевы Анны. "Старуха" - третья жена (с 1417) Ягайлы, Эльжбета (около 1382-1420), дочь сандомирского воеводы Оттона Пилецкого, вдова накельского каштеляна В. Грановского. Так звали ее, 35-летнюю, противники этого брака, опасавшиеся усиления влияния ее родственников - малопольских магнатов. Сонка - четвертая жена Ягайлы с 1422 г., после принятия католичества - София (около 1405-1461), дочь кн. А. И. Гольшанского, внучка кн. И. О. Голь-шанского, киевского наместника 1400-1422 гг. (Wdowiszewski Z. Op. cit. - S. 29-58, 215). С. Д.
169) Владислав III Варненьчик (1424-1444) - сын Владислава II Ягайло, король. Польши с 1434 г. и Венгрии с 1440 г. Совместно с венгерским полководцем Яношем Хуньяди возглавлял объединенные польско-венгерские войска, выступившие в 1443 г. против Османского султаната и приостановившие наступление османов на Балканах Позднее в сражении под Варной разнородная и сравнительно немногочисленная армия Владислава была разгромлена османами.
170) Альбрехт Габсбург (ум. 1439) - первый венгерский король из дома Габсбургов, с 1438 г. - император (Альбрехт V) Священной Римской империи.
171) Ласло (Ладислав, 1440-1457) - сын Альбрехта Габсбурга и Елизаветы, дочери Зигмунта Люксембурга; король венгерский с 1450 г. и чешский с 1453 г.; в связи с рождением после смерти отца (лат. postumus) известен как Ладислав Постум, Ладислав Погробек ("Посмертный"). С. Д.
172)Казимир IV (Казимеж Анджей) Ягеллон (1427-1492) - сын Владислава II Ягелло, вел. кн. литовский (1440-1492), король польский (1447-1492). Пытался усилить королевскую власть. При нем было присоединено Гданьское Поморье. Тевтонский орден в результате Тринадцатилетней войны (1454-1466) признал вассальную зависимость от Польши. От брака в 1454 г. с Елизаветой Габсбург (около 1436-1505) имел 6 сыновей: Владислава (см. коммент. 174), Казимира (1458-1484), Яна Ольб-рахта (см. коммент. 116), Александра (см. коммент. 120), Сигизмунда I (см. коммент. 133) и Фридерика (Фридриха 1468-1503), епископа краковского (с 1488 г.), кардинала и архиепископа (примаса) гнезненского (с. 1493 г.) (Wdowiszewski Z. Op. cit. - S. 216; Bogucka M. Kazimierz Jagiellonczyk i jego czasy. - Warszawa, 1981). С. Д.
173) Г. не совсем точен. Чешский сейм не признавал младенца Ладислава королем, так как тот не был избран на сейме, и предлагал чешскую корону представителям иностранных династий, в том числе и Казимиру Ягеллону на рубеже 1439/40 г. В 1453 г. сейм избрал королем Ладислава после того, как он отказался от претензий на чешскую корону по праву наследования (Prehled dejin Ceskoslovenska. - Praha, 1980. - D. 1. - Kn. I. - S. 487-488). Г. М.
174) Людовик Ягеллон (1506-1526) - король Чехии (под именем Людвика,. 1516-1526) и Венгрии (под именем Лайоша IV, 1516-1526). Г. М.
175) Филипп I Красивый - сын Максимилиана I, муж Иоанны Безумной, король Кастилии (1504-1506). Б. К.
176) Фридрих III (1415-1493) - германский король с 1440 г., император Священной Римской империи (1452-1493). Поначалу соединил в своих руках почти все австрийские наследные земли дома Габсбургов, но в 80-е годы потерял почти все их(включая Вену) в борьбе с венгерским королем Матиашем Хуньядии. В последние годы жизни отошел от государственных дел и занимался астрологией, алхимией, ботаникой. Б.К.
177) Г. излагает точку зрения Габсбургов. На самом деле после смерти в 1457 г. венгерского короля Ласло V (Ладислава Постума Габсбурга) государственным собранием 24.I 1458 г. королем был избран Матьяш Хуньяди (Корвин). Претензии Габсбургов основывались на том, что часть магнатов (лига Гараи) 17.11 1459 г. избрала королем императора Фридриха III. Лига потерпела поражение, и Фридрих фактически не стал венгерским королем. После смерти Матьяша Хуньяди в 1490 г. был избран королем Владислав Ягеллон (Уласло II). Максимилиан, еще будучи римским королем, претендовал на венгерскую корону по праву наследования, ссылаясь на договор Матьяша Хуньяди и Фридриха III от 1463 г. После войны между Максимилианом и Венгрией в 1491 г. был заключен мирный договор, по которому признавалось право Максимилиана и его потомков наследовать венгерскую корону в случае смерти Уласло II без наследника. Г. М.
178)После поражения в битве у Могача в 1526 г. король, спасаясь от преследования, утонул в речной протоке. О битве у Могача см.: История Венгрии. - |Т. I. - С. 238-239, 299; Османская империя... - С. 115, 144-147; Janacek J. Doba pred-belohorska. - Praha, 1971. - D. 1. - Kn. I. - S. 10. Г. М.
179) Взятие Белграда османами состоялось в 1521 г.
180) Трепка Анджей (ум. 1526) - с 1514 г. маршалк венгерского короля Людовика.
181) Юрий Дмитриевич Траханиот (70-е годы XV в. - 1525/26 г.) - грек, внук византийского вельможи Мануила Траханиота Буллотеса, участника ФеррараФлорентийского (см. коммент. 278) и Базельского соборов (Тгарр Е. Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit. - Wien, 1977. - Bd. 2. - S. 105), сын боярина Дмитрия Мануиловича Траханиота, прибывшего в Россию во главе двора Софьи Фоминичны Палеолог в 1472 г. и прочно обосновавшегося в Москве с начала 80-х годов XV в. (Флор я Б. Н. Греки-эмигранты в Русском государстве второй половины XV - начала XVI в. Политическая и культурная деятельность//Руско-балкански културни връзки през средневековието. - София, 1982. - С. 123-143). Траханиот пытался женить Василия III на своей дочери. Вероятно, именно по его идее и были организованы смотрины по византийскому древнему (практиковавшемуся до Х в.) обычаю (Там же.- С. 143).
Траханиот служил великокняжеским казначеем и печатником и в 1522 г. при неясных обстоятельствах попал в опалу (Дунаев В. И. Преп. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. - М., 1916. - С. 15). Возможно, падение Юрия было связано с восточным вопросом и проблемой второго брака Василия III (ГАР. - Вып. 1, 2. - С. 50, 205-206). Юрий постригся в Чудовом монастыре под именем Геннадия (ГИМ. - Синод. 667. - Л. 92-92 об.). Л. П
182) Свидетельетва Г. о разводе Василия III с Соломонией (а не Саломеей), дочерью Юрия, а не Ивана Константиновича Сабурова, неточны. 23 ноября 1525 г. был начат "обыск о колдовстве", которым окружила себя великая княгиня (АИ. - Т. I. - № 129), и брат Соломонии И. Ю. Сабуров показал, что ворожея Стефанида заговаривала воду и вместе с Соломонией смачивала заговоренной водой "сорочку, и порты и чехол, и иное которое платье белое" Василия III. Великий князь наложил на свою жену опалу (ПСРЛ. - Т. 34. - С. 15), имея канонические основания развестись с ней, как с колдуньей, однако не выдал ее церковному суду, а 29 ноября приказал увезти в Рождественский-на-Рву монастырь, где Соломония была пострижена в монахини, согласно недостоверной официальной версии, добровольно (ПСРЛ. - Т. 6. - С. 264;
Т. 8. - С. 271; Т. 13, - 1-я пол. - С. 45; Т. 20. - Ч. I. - С. 403; Т. 24. - С. 222- 223). Критический разбор источников см.: Зимин. 1972. - С. 295-29,7. Позднее Соломония была заключена в Суздальском Покровском монастыре. Непосредственное участие митрополита Даниила в насильственном пострижении Соломонии засвидетельствовано одним Г. Анализ канонической полемики Вассиана Патрикеева с Даниилом, состава официального сборника митрополичьей кафедры 1528-1530 гг. (ГИМ. Син. 562. - Л. 427-449), а также наши представления о размежевании политических сил в Москве 20-х гг. XVI в. дают возможность предполагать, что митрополит не был, заинтересован в расторжении брака Василия III с бездетной Соломонией и рождении наследника от новой жены, так как рассчитывал на передачу власти брату Василия Юрию Ивановичу, с которым Даниила связывала долгая дружба, и боялся номинального верховенства малолетнего сына Василия III, ибо он неизбежно стал бы прикрытием для противоборствующих боярских группировок. А. П., Г. В. Семенченко.
183) Иван Юрьевич Шигона Поджогин Телегин - сын боярский, тверской и волоцкий дворецкий, любимец Василия III (Веселовский. Исследования. - С. 322-323).
184) Елена Васильевна Глинская (ум. 1537) - вел. княгиня всея Руси с января 1526 г. Ср. коммент. 135.
185) Яков Мазур - Яков Иванович Мансуров (ум. 1519/20) - постельничий с 1513/14 г. Зимин А. А. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI в. - ИЗ. - 1958. - Т. 63. - С. 180-205.
186) У Г. неточность. Потат - Григорий Меньшик Никитин Путятин, пристав посольства Г. в 1517 г. (Сб. РИО. - Т. 35. - С. 506). Федор Рак, по А. А. Зимину (3имин Дьяки. - С. 265-266; Он же. 1972. - С. 297), - это Третьяк Михайлов. сын Раков, участник переговоров с имперскими послами в 1522 г. и папским легатом. Франческо Скарой в 1526 г. Более вероятна ошибка в фамилии: Федор Баграков, участник организации бракосочетания Василия III (Зимин. Дьяки. - С. 224).
187) Петрович Петер (ум. 1557) - крупный венгерский магнат, происходит из. сербской по происхождению семьи, которая переселилась из комитата Пожега в Славонии в Трансильванию. Известия о нем начинаются в октябре 1526 г., с 1534 г. Петрович - темешский граф, подскарбий в 30-40-е годы, активный политический деятель Трансильванского княжества, верный слуга Яноша Запольяи. (Wojciechowski Z. Zygmunt Stary. - S. 330).
188) Георгий (Юрий) умер в августе 1536 г. после трехлетнего заключения, Андрей - 10 дек. 1537 г. Наряду с М. Л. Глинским опекуном был назначен Д. Ф. Бельский (ПСРЛ. - Т. 4. - Ч. 1. - Вып. 3. - С. 558).Иоанн - будущий Иван IV (см. коммент. 173). Георгий (Юрий) Васильевич - кн., сын Василия III (1533-1563).
189) Овчина - Иван Федорович Овчина Телепнев Оболенский (ум. 1538) - в 1510/11 г. воевода в Туле, военачальник в походах на ВКЛ в 1315, 1519, 1534, 1535 гг., на Казань в 1524, 1530 гг., в 1521 - в Серпухове, в 1531-1534, 1537 г. - в Коломне и Кашире, наместник в Калуге в августе 1528 - летом 1529 г., в январе 1534 г. назван среди бояр, а с июля того же года занял один из важнейших постов дворцового ведомства, став конюшим. Зимин. 1988.-С. 50-52. Он же. Реформы.- С. 229). Сведения о том, что И. Ф. Овчина был фаворитом Елены Глинской, содержат лишь "Записки о Московии" Г., который получил их скорее всего от И. В. Ляцкого. Последний был близко знаком с И. Ф. Овчиной: весной 1531 г. оба подверглись опале за неудачное преследование крымцев. По данным официальной летописи, арест И. Ф. Овчины после смерти Елены Глинской 3 апреля 1538 г. - результат "самовольства" кн. В. В. Шуйского, недовольного тем, что "его государь великий князь в приближении дръжал". Согласно сообщению той же Никоновской летописи, "посадиша его в полате за дворцем у конюшни и умориша его гладом и тягостию железной" (ПСРЛ. - Т. 13. - С. 123; Юрганов А. Л. Политическая борьба в годы правления Елены Глинской (1533-1538). - М., 1987).
190) Дата рождения Ивана IV ошибочна; не 1528, а 1530 г.

 

http://stepanov01.narod.ru/library/herb/herb00.htm 

Картина дня

наверх