Забытые супергерои: некробогатырь Михайло Потык

Потык (или Поток) вообще-то — персонаж былин не киевского, а новгородского цикла. В ранних преданиях полян (племени, населявшего Киев) его имя не встречается. Но впоследствии, когда произошло объединение Руси, и Новгород перестал ощущать себя вольным и самостоятельным городом, Потыка «пристегнули» к киевской плеяде богатырей, поместив в дружину князя Владимира Красно Солнышко. Примечательно, кстати, что в позднем варианте былины его побратимами названы Илья, Добрыня и Алеша — знаменитая «большая тройка».

Сказание о Потыке… Странное. Поэтому, собственно, я о нем и пишу — люблю все странное, знаете…)

Основной мотив его былины — змееборство. Это очень древний сюжет общеевропейского эпоса. Но при этом оно же и побочное. Змея Потык убивает походя, примерно как таракана сапогом растоптав — его гораздо больше волнует судьба его жены…

 
Вот так, собственно, дело и происходило
Вот так, собственно, дело и происходило
 
Краткое содержание

Все варианты былины о Потоке (право, их не слишком много, хотя и больше одного) строятся на одном-единственном ключевом моменте: его семейной жизни. Сначала богатырь абсолютно случайно встречает пригожую девицу. В некоторых вариантах ее зовут Мария — Лебедь Белая, в других (более «новгородских», так скажем) — Авдотья Лиховидовна. Но тем не менее вторая ипостась у этой женщины-оборотня — Белая Лебедь — присутствует всегда. Насчет звезды во лбу былины умалчивают…)

Примечание: забавно, что несмотря на отчество Лиховидовна, отцом девушки часто называется некий царь Вахрамей…))) Впрочем, в варианте, где ее зовут Марья, отчество не упоминается. Так что кто его знает, может, и Вахрамей.

Свадьба совершается по странному обряду: оба дают клятву:

Как кто из нас наперед помрет,

То другой должен идти в матушку сырую землю

На три года с тем телом мертвым…

Первой умирает Белая Лебедь — странной смертью, пока муж в отъезде по княжескому наказу. Потыка хоронят вместе с ней — по одним вариантам былины, в каменном саркофаге (так часто хоронили знатных людей в храмах и церквях), по другим — в дубовой колоде, по третьим — в обычном гробу.

Там, под землей, в царстве мертвых, труп Лебеди пытается сожрать змея. Богатырь голыми руками убивает змею, рвет на части, окропляет тело супруги кровью, и она воскресает. «Киевский» вариант былины немного отличается — там от рук витязя гибнут два мелких змееныша. Большая «змеища», их мать, приносит живой и мертвой воды, в итоге все спасены — и змееныши, и Лебедь Белая.

 
Забытые супергерои: некробогатырь Михайло Потык

«Новгородский» вариант на этом, в принципе, заканчивается. А вот в «киевском» начинается сущая санта-барбара: Лебедь предает богатыря, бежит от него к любовнику, в роли которого выступает то царь Кощей, то некий Иван Окульевич, кто такой — один японский бог ведает. В некоторых вариантах, правда, она сбегает не к любовнику, а к отцу Вахрамею. В общем, проявляется ее подлая, колдовская, оборотническая натура…)

Богатырская троица и Потык отправляются, чтобы вернуть и/или наказать Лебедь. Выяснив, что с «полюбовничком» ей лучше, чем с ним, Потык убивает неверную жену сам. В одной версии — просто отрубает голову мечом, в другой — четвертует, разрывая конями.

Конец.

Что все это значит?

Многие исследователи — Миллер, Веселовский, Буслаев — отмечают, что в сказании о Потыке очень велико влияние западноевропейского эпоса. Так, исцеление или воскрешение человека при помощи змеиной крови — популярный мотив многих западных сказаний и саг, в первую очередь знаменитой «Саги о Нибелунгах»:

Могу я и другое порассказать о нём.

Он страшного дракона убил своим мечом,

В крови его омылся и весь ороговел.

С тех пор чем ни рази его, он остается цел.

(с) Песнь о Нибелунгах, стихотворный перевод Корнеева

Зигфрид, прикончив дракона Фафнира, случайно искупался в его крови (ну как случайно — бил он дракона снизу вверх, выдернул меч — из раны хлынул фонтан крови…) и приобрел «роговую кожу», выдерживающую удары копий и мечей.

 
Вот так
Вот так

Противоборство героя и змеи, а также змеи и птицы (напомним, вторая ипостась Авдотьи/Марьи — лебедь) — невероятно древний сюжет. Птица символизирует Небо, Свет, добро — а змея (змей, дракон) — Подземелье, Тьму, зло. Хтонический ужас, одним словом.

Защитив птицу — Белую Лебедь, Михайло тем самым выделяется как «воин света». Не случайно в более позднем, киевском варианте сказки ему на помощь в походе за сбежавшей женой приходит сам Михаил Архангел — архистратиг Небесного воинства. Заслуги, так сказать, отмечены. Тем более что в христианстве змей — однозначно дьявол…

А вот с Лебедью Белой все сложно. Неоднократно указывается на то, что она богатырю не пара, она оборотень, колдунья, пожалуй — даже вообще не человек. Друзья отговаривают Потыка от этого брака, тем более по «старым обычаям». Совместное захоронение мужа и жены — языческая практика, вполне славянская, кстати. Правда, там обычно жена шла вслед за убитым мужем, не факт, что добровольно…)

В каком-то смысле захоронение по языческим традициям, уничтожение героем подземного змея (дьявола) и воскрешение Лебеди может означать окончательную победу христианства над язычеством, новой веры — над старой. Кстати, некоторые исследователи славянского фольклора считают, что Лебедь — в самом деле не человек, а вила. Вилы — дохристианские духи стихий и живой природы, ставшие прототипами русалок.

 
Кощей. Фрагмент картины Васнецова
Кощей. Фрагмент картины Васнецова

В конечном итоге кончается все плохо. Лебедь бежит к Кощею, нечисть уходит к нечисти. Человек и нелюдь друг с другом не уживутся. Здесь христианские и языческие мотивы переплелись и вросли друг в друга так плотно, что без поллитры не разберешь, да и с поллитрой тоже.

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб