Свежие комментарии

  • Starikan старенький
    а старая экспозиция оружейной палаты жива???? Был в 1979....Меч времен Кулико...
  • Александр
    Отличная новость.Меч времен Кулико...
  • Тимур Азербаев
    Классная подборка! Зачёт!10 самых знаменит...

Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).

Многим известна история о том, что изобретатель парохода Роберт Фултон якобы в 1804 году приехал в Париж и предложил Наполеону перевести корабли на паровую тягу. Эта история находит свое подтверждение в литографии "Роберт Фултон, показывающий свои планы Наполеону Бонапарту", изданная в Филадельфии в первой половине XIX века.
    Из пространной подписи к литографии можно узнать, что Фултон обратился к Наполеону со словами: "Великий человек, если Вы окажете мне поддержку.., Вы сможете иметь самый большой и могущественный флот в мире". Однако французские ученые забраковали проект Фултона, заявив императору: "Государь, пар имеет двигательную силу, но столь слабую, что он едва ли сможет двигать и детскую игрушку".
    И Наполеон отказал в поддержке изобретателю.

    К сожалению, этой литографии я вам предложить не могу, поскольку не нашел ее такого размера, который подошел бы для данного поста. Но суть ее передает эта иллюстрация, на которой Фултон предлагает Наполеону проект подводной лодки:


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).


    В действительности же сцены, изображенной на литографии, не было.   




    В штыки принимали пароходы и в военном флоте. К примеру, в середине XIX века военно-морской министр США сделал следующее заявление: "Я никогда не допущу, чтобы наши старые чудесные парусные корабли были уничтожены и американский флот превратился в сборище паровым морских чудовищ".



    Вероятно, той же логикой в то же время руководствовались и в России. Блестящая победа Черноморского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким 18 ноября 1853 года в Синопском сражении Крымской войны была последней крупной морской битвой парусных кораблей.


Картина Ивана Айвазовского


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).


   А вот когда в дело вступили английские и французские пароходы, Нахимову ничего не оставалось делать, как затопить свой парусный флот, который никак не мог составить конкуренции противнику, в Севастопольской бухте.


Французские и английские паровые суда в Черном море во время Крымской войны

Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).



Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).



Затопление Черноморского флота


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).



  Это стало наглядным и весьма весомым аргументом в споре между сторонниками парусных и паровых судов, и между ведущими мировыми державами того времени развернулась настоящая "гонка вооружений": какая из них построит самый мощный именно паровой военный флот. Как известно, лидером в этой гонке вплоть до Первой мировой войны (включительно) являлась Англия.


    История парохода богата и другими легендами.

    Например, по одной из них, 17 июня 1543 года в порту Барселоны испанский капитан Бласко де Гарай производил испытания корабля "Тринидад". На основании того, что из середины корабля, снабженного гребными колесами, поднимались облака пара, часто делается вывод, что это и был первый пароход.

    Этот популярный миф еще в 1837 году опроверг Б. П. Козловский в статье о паровых машинах, заказанной ему Пушкиным для "Современника". В XVI веке не существовало не только паровой машины, но и даже проектов об использовании силы пара для приведения в действие каких-либо механизмов. Де Гарай действительно предлагал, как и многие другие до него, строить суда, приводимые в движение гребными колесами. Но для вращения этих колес предполагалось использовать мускульную силу команды.
    Здесь вспоминается эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", в котором для вращения гребных колес яхты "Беда" были использованы белки.



Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).


  Что же касается облака пара над "Тринидадом", которое видели современники капитана де Гарая, то его происхождение, вероятно, таково: на палубах военных судов часто кипятили смолу или воду, чтобы обливать матросов противника, пытающихся взять судно на абордаж.


    В заключение вернемся к Роберту Фултону и отдадим ему должное.

   Первый пароход, который был спущен на воду, был построен именно им. И произошло это в США в 1807 году.


Роберт Фултон


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).



Пароход Роберта Фултона


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).


Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).


Благодарю за внимание.

  Сергей Воробьев.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх