Свежие комментарии

  • Александр
    <i>Комментарий скрыт</i>Финно-угорские на...
  • Александр
    А разве евреи христианство исповедуют? Ничего не попутали?Крещение Руси: от...
  • Александр Маркитанов
    "удачный" для евреев, но для Руси христианинизация - это наша национальная трагедия.Крещение Руси: от...

Как выглядел театр эпохи Шекспира

Зал на три тысячи человек, дырка вместо крыши и стоячий партер в театрах XVI–XVII веков

Театр «Театр»

Как выглядел театр эпохи Шекспира
Театр «Театр» в Шордиче. 1576 год© Cambridge University Press

Первое общедоступное театральное здание в Лондоне появилось в 1576 году
за городской чертой, в Шордиче. Оно было построено Джеймсом Бербеджем
по образу гостиничного двора, где прежде давали представления бродячие труппы, — из дерева, с доступными галереями и уединенными местами для привилегированной публики, а также с гардеробными и артистическими. Бербедж был уверен, что люди придут смотреть спектакли в «Театре», даже если им придется добираться туда через поля. Через год Генри Лэнмэн построил в 200 ярдах от него театр «Куртина» (The Curtain Theatre), и вместо ожидаемой конкуренции между ними возникли партнерские взаимоотношения: в театре Лэнмэна ставились более легкие, а в «Театре» — серьезные пьесы. Со временем рядом выросло еще несколько театров: «Роза» (The Rose), «Лебедь» (The Swan) и другие.

В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату, и здание разобрали, а строительный материал использовали для сооружения нового театра на другом берегу Темзы, получившего название «Глобус».

Театр «Лебедь»

Как выглядел театр эпохи Шекспира
Интерьер театра «Лебедь». Копия с рисунка Йоханнеса де Витта. 1596 год© Utrecht University Library

Единственное дошедшее со времен Шекспира изображение интерьера театра «Лебедь» (1595–1632) — даже не сам рисунок де Витта, а копия с него его приятеля Аренда ван Бюхеля. Остались воспоминания художника о том, что «Лебедь» наряду с «Розой» был театром замечательной красоты, вмещал три тысячи зрителей, был «построен из скрепленных известкой кремниевых камней, коих в Англии очень много, поддерживается деревянными колоннами, которые так искусно раскрашены под мрамор, что могут обмануть самый искушенный взор, и приближается по форме к римской постройке».

На рисунке заметно, что зрители размещаются не только в партере и галереях, но и в пространстве над сценой, из чего исследователи делают вывод,
что де Витт посетил театр во время репетиции и люди в галерее над сценой — актеры, наблюдающие за представлением.

Театр «Глобус»

Как выглядел театр эпохи Шекспира
Реконструкция внутреннего устройства «Глобуса» (после пожара 1613 года). 1958 год© Folger Shakespeare Library

Реконструкция базируется на воспоминаниях Венцеслава Холлара 1635 года
о «Глобусе», каким он был выстроен после пожара. Некоторые сведения: театр вмещал в себя до трех тысяч зрителей; все представления проводились с двух
до пяти вечера — освещение было естественным; самые дешевые билеты давали зрителю возможность только стоять в яме, билеты подороже — право на стул в амфитеатре; о начале представления объявлял звук трубы и поднятый флаг; портальной арки, отделяющей сцену от зрительного зала и работников сцены, не было.

Панорама Лондона

Как выглядел театр эпохи Шекспира
Панорама Лондона со стороны Бэнксайда. 1647 год© Wikimedia Commons

Это Лондон, каким его изобразил чешский гравер Венцеслав Холлар, долгие годы живший в Англии и фиксировавший, как менялся город в промежутках между частыми пожарами. На панораме 1647 года снесенный в 1644-м «Глобус» изображен в виде круглого трехэтажного здания (в левой части панорамы) в злачном и далеком от Сити районе Бэнксайд.  

Источники
  • Egan G.  Reconstructions of The Globe: A Retrospective. 
    Cambridge, 1999.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх