Загадки Ильи Муромца

Загадки Ильи Муромца

Илья Муромец — самый известный и самый загадочный герой русского эпоса, богатырь, крестьянин и воин. Русской православной церковью он причислен к лику святых.

Судя по древним былинам, Илья родился в селе Карачарове под Муромом. Но жизнь его сложилась так, что ратные подвиги он совершал вдали от родного дома, на службе у киевского князя. И, как некогда семь городов оспаривали право называться родиной Гомера, так и по сей день спорят, к какому роду-племени принадлежал былинный витязь Илья.

Хотя в русских летописях его имя не упоминается, зато чрезвычайно широка область распространения былин о богатыре. Они известны у западных славян; на севере, юге и в Центральной части России; за Уралом. «Старого казака Илью» повсеместно считает своим героем казачество. Ilias von Riuzen (Илья из России) встречается в западноевропейских средневековых сагах XII-XIII веков. В финских сказках богатыря Иллу Муровитса исцеляет сам Иисус Христос. Малороссы Илью Муромца иногда называли Чоботок (Сапожок), поскольку, как гласит легенда, застигнутый врагами врасплох, он сумел отбиться одним сапогом, который не успел надеть. Поэтому и спорят исследователи, кто же он, Муромец-Илья: выходец из Моравии или варяг; финно-угр, принявший иудаизм, или хазар; представитель племени вятичей или муромы; украинец или русский? А может мордвин? Поговаривают даже об его испанских корнях, или, по крайней мере, кавказских. К слову сказать, недавно Украинская православная церковь учредила орден преподобного Ильи Муромца. Во внешности Ильи, судя по реконструкции, есть даже монголоидные черты. Однако это не помешало петербуржцам в ходе исследования «Самосознание и национальный характер русских» самым русским персонажем назвать Илью Муромца.

Люди XVI-XIX веков не сомневались в реальности Ильи, знали, что существуют его мощи в Киево-Печерской Лавре. В 1638 году их описал А. Кальнофойский, полагавший, что Илья жил примерно в 1188 году. Нетленные останки святого Ильи Муромца показаны на древних планах Ближних пещер Лавры. Вопреки этому, сведения про святого богатыря в ранней церковной литературе практически отсутствуют. Лишь в «Печерской Минее» 1763 года помещена служба святому: «Илии Муромскаго непреборимаго воина, почитать подвиги дерзаю: в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к тебе Христос». В 1701 году мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение». Польский историк С. Сарницкий в «Описании древней и новой Польши» (1585), говоря о богатырях, упоминал их лаврские погребения: «Они похоронены по русскому обычаю в горных пещерах, которые вроде бы, как подземные коридоры, тянутся на большое расстояние, даже до Новгорода Великого».

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси — Софии. Позже прах его перенесли в Ближние пещеры, где он находится и сейчас. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 году отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена».

Окончательной ясности с этой гробницей нет. Документально обозначенные детали в описаниях очевидцев не оставляют сомнения, что они действительно видели мощи, известные нам как мощи Ильи Муромца. С другой стороны, по данным комиссии 1990 года по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.

Следует иметь в виду, что между героем былин и реальным человеком, даже если он послужил прототипом этого героя, существует огромная разница. Однако зачастую очень трудно провести грань между действительными событиями и народным творчеством.

Самое раннее изображение святого Ильи Муромца — это гравюра XVII века из Киево-Печерского патерика. «Портрет», сделанный через несколько сот лет после смерти богатыря, разумеется, не мог иметь реального сходства с индивидуальным обликом Ильи. Он, скорее, отражал обобщенные черты представления об Илье-затворнике. Сегодня же, несмотря на то, что прошло гораздо больше времени, мы можем увидеть, как выглядел именно этот человек. Облик Муромца был восстановлен ведущим специалистом в области реконструкции мягких частей лица по черепу, криминалистом и скульптором С.А. Никитиным. Для реконструкции использованы гипсовая копия лица и рентгенограмма черепа. Было изготовлено два портретных бюста Ильи: один хранится в Киеве, в приемных покоях митрополита Владимира, а второй автор передал в Муромский историко-художественный музей.

Сам исследователь так рассказывает о своем первом впечатлении осмотра мощей: «Гляжу, лежит на спине обнаженный мужчина, полностью мумифицированный. Руки сложены на груди. Ступни ног отсутствуют. Глазницы прикрыты веками. Особо богатырского в облике Ильи Муромца ничего не было. Мумии сильно усыхают, и что богатырь, что обычный человек — очень схожие результаты».

Загадки Ильи Муромца

Экспертиза мощей из гробницы, обозначенной табличкой «Илья Муромец», была проведена в 1990 году. Для проведения исследования привлекли специалистов самых разных профилей. Эксперты установили, что в гробнице находилось мумифицированное тело мужчины лет 40–45, ростом 177 см. Для XII-XIII веков такой рост был весьма высоким, если учесть, что тогда в среднем человек вырастал на 164 см. Даже через 350 лет после смерти богатыря, побывавший в Киеве львовский купец М. Грюневег удивился «мощами великана». Правда, такое восприятие объясняли оптическим обманом, возникавшим из-за расположения усыпальницы. Часть ее была прикрыта земляной стеной, по одну сторону которой виднелась голова, а по другую – ноги; это и создавало иллюзию исполинских размеров погребенного. Следует отметить, что понятия великан и богатырь изначально не равнозначны. Судя по мировому фольклору, у многих народов бывали богатыри огромные – великаны, а бывали нормального и маленького роста, даже карлики. Это давало повод гигантскому Идолищу Поганому в былинах издеваться над ростом Ильи. Богатырь же определялся не по своим размерам, а по способности сделать такое, что другие люди сделать не могли. Вспомните библейскую историю о Давиде и Голиафе. Голиаф был исполином, а вот богатырем оказался юный Давид.

Но вернемся к экспертизе. Специалисты установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе — искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»: «Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет, / Не имел при себе он как ведь рук, ног». По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей. Можно предположить, что умер он, дожив лет до 50–55. С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что Муромец жил с. 1143 по 1203 год. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: заболевание, видимо, ограничивало подвижность.

Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

Комиссия пришла к выводу, что «возможная давность захоронения… датируется XI в.», а по некоторым параметрам — XI-XIII веками. «Принимая во внимание все вышеизложенное, соотнося все имеющиеся данные с результатами исследования, — продолжает комиссия, — можно предположить, что эти мощи принадлежат Илье Муромцу».

Вскрытие гробницы представителями властей производилось не в первый раз. Впервые исследования мощей в Киево-Печерской Лавре были проведены в 1939 году, но тогда гробница Ильи Муромца осталась без внимания. В 1979 году одному из авторов этих строк от компетентного собеседника в Киеве довелось слышать, что гробницу вскрывали еще в 1963 году. В те богоборческие времена трудно было ожидать обнародования объективных результатов. Комиссия заявила, что мумифицированное тело принадлежит человеку монголоидной расы, и, видимо, испугавшись этого, сделала и следующие «логические» выводы: раны на теле нанесены монахами лавры, так что мощи – подделка, а Илья Муромец просто былинный герой, никогда не существовавший в действительности. К сожалению, тогда было время «тотальной секретности», и более ничего о работе этой комиссии нам неизвестно. Последняя же экспертиза установила даже индивидуальное заболевание погребенного, перекинув мостик от эпического персонажа к реальному воину.

Исцелили Илью, по былинам, калики перехожие, дав выпить ему воды ли, квасу ли, питья ли медвяного. Сидение Ильи на печи — это поздняя метафора, образно описывающая вынужденное безделье юноши, поскольку в те времена еще и печек таких, на которых можно было сидеть, не было. В самом же сидении на печи фольклористы видят больше, чем болезнь. А все потому, что печь в русском фольклоре символизирует женское начало, связь с родом. Только «покинув печь», юноша может освободиться от женской опеки, стать воином, богатырем. Печь — это низшая точка в социальном положении, и только начав «танцевать от печки», можно добиться восхождения по героической лестнице.

Кем в действительности был великий богатырь или кто из реальных людей послужил прообразом былинного героя, сказать трудно. Отсутствие прямого указания на Илью Муромца в анналах не слишком смущало исследователей, знавших, как сложно доискаться правды в запутанных и противоречивых сообщениях придворных летописцев.

С XIX века загадка богатыря не давала покоя ученым. Пожалуй, ни один крупный историк или филолог того времени не обошел эту проблему. А.Н. Соболевский считал, что летописи «забыли» Илью Муромца по той причине, что в домонгольское время на Руси они просто не писались. Служил же Илья на далекой от Киева заставе, в степи, не попадал в поле зрения начальства. Н.М. Карамзин опирался на сведения одной летописи: «Родися у Ярослава сын Илья, и посади в Новгороде». Историк полагал, что именно этот Илья фигурирует в сагах под названием «голти», т.е. ловкий, и что именно он был прототипом Ильи Муромца. Н.П. Дашкевич говорит об Илье — суздальском после в Константинополь, о котором сообщает другая летопись под 1164 годом. Н.Д. Квашнин-Самарин отождествил Илью с богатырем Рогдаем еще из одной летописи, который сражался против трехсот врагов, М.Г. Халанский – с летописным князем Олегом Вещим. Учитывая, что Илью Муромца в некоторых былинах называют «старым казаком», Д.И. Иловайский связал его с Илейкой Муромцем, муромским посадским человеком, в XVII веке участвовавшим в восстании Ивана Болотникова. Ростовский краевед А.А. Титов приводит выписки из Хлебниковской летописи, по которой в конце XII века в тридцати верстах от Ростова Великого, на месте села Ильинского, жил витязь Илья Сокол, прозванный Ильей Муромцем. Кстати, незаконнорожденный сын былинного Ильи звался Сокольником или Подсокольником. В самом селе был храм Ильи Пророка. И еще один примечательный факт: неподалеку летописец поселяет другого былинного богатыря – Святогора. Именно от него в некоторых вариантах былин Илья получил свою силу. По мнению С. Хведчени, Илья Муромец был реальным человеком из Черниговской земли, который подвиги совершал, служа Киеву, и окончил свои дни в Киево-Печерском монастыре. А происходил он либо из Моровийска, либо из Мурома, которые в те времена подчинялись Чернигову.

Обстоятельства смерти реального Ильи Муромца неизвестны. Официальные документы ничего об этом не сообщают. В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:

И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

Может именно поэтому одну из гор на Байкале, формой напоминающую шлем древнерусского воина и высотой 3141 м., назвали пиком Ильи Муромца.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII века вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с. 1169 по 1181 годы сменилось восемнадцать князей! В 1203 году русские князья, объединившись с половцами, напали на Киев. Это был самый опустошительный набег на город за всю его историю. Летописец отмечает, что «такого разорения… дотоле не бывало». Вот в этом-то набеге, возможно, и погиб монах Илья Муромец.

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря. Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног — видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:

Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб