Свежие комментарии

  • Виктор Онегин20 января, 3:29
    Собственно говоря ни чего нового о кочевых народах.Круг(коло) это наилучшая организация тепла и проветривания.Если на...Ранние кочевники ...
  • Алескендер Рамазанов20 января, 2:34
    Сэр,это были не татары! Это были бандитские морды...Дерзкий побег мос...
  • КОЦО СИЛЯВСКИ19 января, 19:27
    А ЧТО СТАЛО С Т.Н. "К У Л И К О В С К О Й Б И Т В Е ..В 1380 Г. ? В НЕКОТОРЫМ ИСТОЧНИКАМ ГОВОРИТСЯ ЧТО ПРЕДВОДИТЕЛЬ...Дерзкий побег мос...

Колдовство и ведьмы в Средние века

Колдовство и ведьмы в Средние века

Колдовство и ведьмы в Средние века
Джеффри Бартон Рассел

В эпоху Средневековья социально-религиозные формы протеста были направлены против церкви. В истории христианства ведовство является лишь эпизодом в долгой борьбе между властью и порядком с одной стороны и пророчеством, и бунтом с другой. Развитие средневекового ведовства тесно связано с развитием ереси, с борьбой за право выражения религиозных чувств вне рамок, установленных церковью. Иногда во главе этой борьбы стояли фанатики: их убежденность в собственной правоте позволяла им оправдать любые, даже самые крайние, эксцессы — главное, чтобы последние наносили вред общественному устройству.

Поскольку всякий вызов власти церкви по средневековым понятиям являл собой угрозу общественному порядку и трактовался как вызов самому Богу, то общество, естественно, реагировало на ересь и колдовство репрессивными мерами. Члены епископальных, светских и инквизиционных судов считали себя защитниками Бога. В большинстве своем эти люди были движимы не корыстью, их даже нельзя назвать безнравственными людьми. Скорее, они пошли на поводу неиссякаемой человеческой слабости — склонности к самообману — и были захвачены священническим лицемерием. Пожалуй, самым справедливым обвинением в их адрес будет обвинение в «ложной преданности — готовности поступиться правом выбора во имя вымышленной необходимости».

Так ли уж странно, что люди мучили и убивали друг друга во славу Князя мира, если в Дрездене и Май Ле одни люди мучили и убивали других во имя демократии и свободы? Жестокость непростительна ни в бунтовщике, ни в инквизиторе. Понять не значит простить. Терпимость, доведенная до попустительства, до готовности терпеть разрушение процессов, которые служат гарантией терпимости, невыносима. Но наша задача не в том, чтобы осудить фанатика или инквизитора, — мы должны распознать их в своей собственной душе, сколь бы страшно это ни было для нас.

В те времена, когда церковь и общество были неотделимы друг от друга, колдуны и ведьмы являли собой олицетворение протеста. Современные представления о ведьме как о беззубой старой карге в остроконечном колпаке, с черным котом и помелом, несомненно, уходят корнями в прошлое, но этот карикатурный образ не имеет большой исторической ценности. Однако найти лучшее определение совсем непросто. Вряд ли нам следует здесь стремиться к точности, ведь любое определение — это плод человеческих измышлений, и оно не обязательно совпадает с объективной реальностью, но мы вправе требовать, чтобы определение было адекватным. Самым разумным подходом к определению феномена ведовства представляется признание его как феномена человеческого восприятия. В этом случае мы получим не статичное, а динамичное определение, ибо сам термин «ведовство» в разные времена и применительно к разным культурам использовался для обозначения очень широкого круга явлений, что сделало его крайне размытым.

Колдовство и ведьмы в Средние века

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх