Владимир Маковский – один из ярких представителей московской школы художников, признанный мастер «малого жанра», создатель яркого короткого рассказа в живописи. Его искусству в целом свойственны спокойные интонации без надрыва, задушевный юмор, ясные лаконичные композиции, точные наблюдения.
В своих живописных и графических произведениях он «не выносит приговора» и не осуждает. Его точка зрения на мир благодушна, терпима, снисходительна. По образному выражению современника он «из самого тенденциозного сюжета умел сделать нетенденциозную картину».
Художник двигался в направлении, заданным в 1860-е годы московскими живописцами Юшановым, Шмельковым, отчасти Невревым. Однако, внутренне тяготея к традиции бытописательства, он все чаще отказывался от обличения и критики, характерной для московского жанра 1860-х в лице Перова, Прянишникова, Неврева. Его критика носила иной характер. Между тем, современники воспринимали его как продолжателя традиций Федотова и Перова.
Образ жизни художника, большая популярность, и конечно же, происхождение, сильно выделяли его из среды передвижников. Если Ярошенко был вынужден работать на военном заводе, Савицкий жил впроголодь, как впрочем, и Мясоедов, который с трудом продавал свои картины, то Владимир Маковский пользовался большой популярностью у московской публики, его картины хорошо продавались всегда.
По воспоминаниям современников «жил Маковский богато, имел по сравнению с другими художниками значительный капитал … выработанный упорным трудом, постоянной систематической работой … Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи».
Маковский – коренной москвич, его отец Егор Иванович – родоначальник большой художественной династии, человек широко образованный, знаток и любитель искусства, коллекционер, один из видных общественных деятелей художественной Москвы. Он стоял у истоков Московского училища живописи и ваяния, противостоявшего демократичностью своего устава и системы образования Академии художеств в С.-Петербурге. Братья Владимира Маковского Константин и Николай, сестра Александра и старший сын Александр были художниками, племянник Сергей Маковский – известным критиком.
В 1870-е годы Маковский выступил с серией бытовых картин, раскрывших в полной мере талант жанриста. Его жанры забавны и смешны, иногда комичны, порой доходят до иронии, редко – до трагедии, и никогда – до карикатуры. Он подмечал на первый взгляд как бы случайное и не существенное, словно выхватывая фрагмент из будничной «вялотекущей» жизни, чаще городской, поскольку она была ему более понятна и близка. Однако в его художественной интерпретации всякий раз «малоинтересное» оказывалось достойным изображения и приятным для глаза.
Маковского всякий раз привлекали люди «средней руки», мещане, поглощенные обыденными интересами. По большей части, его герои – люди простодушные, наивные, сочувствующие ближнему и почти всегда – безобидные и скромные. Своей незадачливостью они пробуждают чувства симпатии и сострадания.
1880-е годы – период наивысшего творческого успеха. Маковский предстал крупным мастером-рассказчиком. По выразительности и меткости созданных им художественных образов не мог сравниться, пожалуй, никто из современников. В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами». В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека.
Грусть, умиление, печаль в позе и глазах матери, пришедшей из деревни навестить отданного «в люди» сына – в картине «Свидание». Томительное ожидание приема земского врача – в картине «За лекарством». Тонкие по эмоциональному звучанию образы посвящены непростым отношениям мужчины и женщины в картинах «На бульваре» и «Объяснение».
Отдельную линию в творчестве художника представили работы бытописательского свойства, в которых он интересовался нравами, традициями и бытовыми подробностями. Мемуаристы не раз свидетельствовали о том, как хорошо Маковский знал Москву: «Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре…».
В 1880-90-е годы Вл.Маковский, являясь представителем старшего поколения передвижников, примкнул к консервативному крылу Товарищества, открыто заявив о своем неприятии новых проявлений художественной жизни. Он отрицательно отнесся к приобретению П.М.Третьяковым картины В.А.Серова «Девушка с персиками», не принимал он и творчество М.А.Врубеля и тд.
В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу.
В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).
В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка», которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове» .
Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.
Без хозяина
В жаркий день
В ожидании аудиенции
В передней
В приёмной у доктора
Варка варенья
Вечернее общество
Две матери. Приёмная и родная
Девочка с гусями
Девушки, освещенные солнцем
Игра в бабки
К венцу (Прощание)
Крах банка
Крестьянские дети
Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)
Любитель старины
На бульваре
Не пущу!
Под венец
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Приезд учительницы в деревню
Рыбачки
Узник
Украинский пейзаж с хатами
Посещение бедных
Свидание
Перед объяснением
Художник и подмастерье
В сельской школе
Ночлежный дом
Объяснение
Оправданная
Осужденный
Письмо
9 января 1905 года на Васильевском острове
Любители соловьёв
Мальчик, продающий квас
Оптимист и пессимист
Портрет С.Л. Строгановой
Шарманщик
Ходынка
Мать и дочь
Похороны жертв Ходынки на Ваганьковском кладбище
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова
Автопортрет