Свежие комментарии

  • M T
    Стоит обратить внимание на поразительную легкость жонглирования автором терминами "монголы" и "татары" , не утруждая ...К вопросу об уста...
  • Игорь Кузнецов
    Вроде,как и президент еврей.Украинские национ...
  • Александр
    Об этом же говорят многие профессиональные историки.Гумилёв очень увлекался собственными теориями.О фантазиях Льва ...

Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту

Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту

«Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года. ». Автор: Лагорио Лев Феликсович. 57 x 85 см. Холст, масло.. 1880. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург.

Рапорт лейтенанта И. М. Зацаренного командующему пароходом «Великий Князь Константин» Степану Осиповичу Макарову ( Перепечатано в газете «Кронштадтский Вестник» от 10 (22) февраля 1878 г.:) 

 
«Командующему пароходом «Великий Князь Константин» от 16-го января 1878 года.

В 2 ½ часа ночи на 14-е января отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд, но легкий береговой туман и снег на горах изменяли форму берегов, почему пришлось идти медленно и только в ½ 2 часа мы вошли на рейд с севера. Луна восходила из-за гор и около 2-х часов ярко осветила неприятельскую эскадру и рейд, на котором прежде всего увидали стоящее, при выходе с рейда, сторожевое двухмачтовое судно, затем освещенные луною белые здания города, батарею на маячном мысе и семь судов, стоящих у берега, как всегда в Батуме, кормами к берегу, между ними особенно отличались беловатые кожухи одного 2-х мачтового парохода, ближайшего к выходу, затем следовали: два трехмачтовых судна, пароход с большими кожухами и еще в глубине бухты три судна с рангоутом, число мачт на которых было весьма трудно определить.
Расстояние от нас до эскадры было около 1 мили, а до сторожевого судна около ½ мили. Освещенные луною снежные горы делали картину еще светлее.

Подойдя к сторожевому судну и определив, что оно военное, приблизительно от 1000 - 1500 тонн, двухмачтовое, имеющее фок-мачту с реями, винтовое, под парами, с шестью поднятыми белыми шлюпками, я дал самый малый ход и с расстояния 40 - 30 саж. выстрелил миною Уайтхеда, в тоже время и лейтенант Щешинский пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и пароход накренившись на правую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно, и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное «ура» катеров известили неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохода.

Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту. Оба катера осторожно вошли в массу обломков, желая спасти хотя часть людей, но путаясь все время винтами в обломках, мы поспешили выйти на чистое место и направились обратно к своему пароходу. В это время в стороне эскадры показался дым, вероятно идущего судна или катера для спасения людей и открылась с берега орудийная пальба, а затем, действительно, минут через 10 - 15, на месте катастрофы показались огни фалшвееров. В начале 4 часов катера пристали к борту парохода Великий Князь Константин.

Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно.

О чем имею честь доложить».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх