7 птиц, которых знают только русские

 

 
Чудесные сказочные существа и сладкоголосые райские птицы всегда вдохновляли и средневековых мастеров, и художников модерна. Знакомимся с главными из них.

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год).

ААлконост

 

Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода.
Алконост - птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.

 

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой

 
художник Билибин «Алконост»

ССирин

 
Сирин. Лубок XVIII в.

Другую райскую птицу - Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен - принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.

Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил.

Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб.

 
Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»

ППроисхождение образа

Сирин своим происхождением обязана литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах.

В некоторых легендах Сирин считается отрицательным персонажем, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.

Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

ООписание

На картинах неизвестных художников с развернутым сюжетом имелись надписи:
В картуше название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст:
«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст: «В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух... возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает. ( Е. И. Иткина)»

В русских духовных стихах она, спускаясь из Рая на Землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.

Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.

 

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия

 
Птицы сирин и алконост
 
художник Василина
 
 
"ПТИЦА СИРИН" (Жар-Птица) Бронзовая застежка с позолотой XI-XII вв с Юловского городища, Пензенской области (вероятная столица Буртасского княжества) в виде жар-птицы.
Аналогов нет. По отдельным деталям близка к древнерусским орнаментам. (Хранится в частной коллекции)

ГГамаюн

 

Вещая Гамаюн-птица - мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна - добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее - напоминать людям о высших ценностях бытия.

 
А. Шишкин

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

 

ССтратим

 

Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же - Страфиль-птица, - архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом - море взволнуется, закричит - буря поднимется, а полетит - так закроет собой белый свет... Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.

ЖЖар-птица

 

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

 
И.Билибин

ФФинист Ясный Сокол

 

С птицей Фениксом также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа - Финиста Ясного Сокола. Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

 

ЦЦаревна-Лебедь

Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину - прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре

 
художник М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике симвализма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».

Источник ➝

Айны в России

Айны в России

Фотография айнов 1890 года из Национального музея американских индейцев в Вашингтоне.

 

«Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».
А. П. Чехов



На перекрестках цивилизаций. В прошлом материале, посвященном айнам, таинственному народу, который считают коренным населением Японских островов, мы рассказали о его истории на основании материалов из японского музея айнов на Хоккайдо. Но айнами занимаются не только японцы, отнюдь нет.

Материалы, связанные с их историей и культурой, оказались, например, в Музее американских индейцев в Вашингтоне, хотя сами айны в Америке вроде бы и не появлялись. Каким же образом это произошло? А вот каким: когда американцы «открывали» Японию в XIX веке, то побывали и на Хоккайдо. Они фотографировали местных жителей, покупали образцы одежды и оружий труда. А потом все это попало в знаменитый Смитсоновский институт, на базе которого музей индейцев и был создан. Но и наши историки тоже не дремлют. Так, сахалинские археологи недавно нашли сразу два памятника, которые говорят о том, что айны были и в России, вернее, на Курильских островах. Это захоронение на острове Шикотан и следы древнего поселения айнов на острове Танфильева, входящего в Малую Курильскую гряду. Да, собственно, почему им здесь и не плавать? Ведь если они заселили Японские острова еще в эпоху неолита, то уровень океана тогда был ниже, чем теперь, суши больше, острова ближе. Вот поэтому-то им и было их легче осваивать.

Набор солдатиков Технолог...Вакансия Автора. Заработок до 75 000




Айны, акварель американского художника 1853 г. (Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)

 


Женщина айнов прядет на горизонтальном прядильном станке. Рис. 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)


В наши дни айны в основном живут в Японии. Перепись показала, что их около 25 000 человек, но есть и неофициальные данные, которые говорят, что их реально больше — около 200 000. Причем отличаются они от коренных японцев разительно, у них то то ли австралоидные, то ли европеоидные черты. Ну а такая особенность, как густая борода, для монголоидов и вовсе нетипична. То есть когда мы видим на фотографиях лица японцев, на собственно японцев не похожих, то причиной тут может быть множество факторов, включая и наличие среди их предков айнов. Что не является таким уж невероятным. Известны японские семьи с айнскими корнями, которые роднились с другими семьями, так что наличие айнских генов у многих японцев не исключено.


Макет лодки айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Долгое время считалось, что айны — пришельцы из Микронезии, поскольку летом они старались ходить в одной только набедренной повязке. Да и язык у них был не похож ни на японский, ни на другие восточные языки. Сейчас вроде бы установлено, что предки айнов, прежде чем добраться до Японских островов, побывали и в Тибете, и, очевидно, прошли Китай, и лишь после этого расселились именно здесь.


Палочка с застругами. Предмет культа айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Вполне возможно, что и на территории России зона обитания айнов была достаточной широкой. Это могли быть и низовья Амура, и юг полуострова Камчатка, весь остров Сахалин и Курильские острова. И да, действительно, в России их тоже удалось найти, вот только оказалось их очень мало, около ста человек, главным образом родом с Камчатки. Интересно, что они считают, что на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи жили их далекие предки.


Также очень интересный предмет культа. Такими палочками придерживали усы, а еще их обмакивали в саке и разбрызгивали ими в качестве жертвы духам. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)


Вот и на Шикотане нашли несколько десятков погребений айнов. Вполне возможно, что они попали сюда в XIX веке с Северных Курил, откуда их привезли японцы в ходе раздела островных земель с Россией. Известно, что переселенным айнам обычно приходилось очень тяжело. Но вот о жизни под властью Российской империи у них сохранились вполне добрые воспоминания. Судя по их рассказам, их удовлетворяло прежде всего то, что русские не вмешивались в их дела и оказались по отношению к ним куда более милосердными, нежели японцы…


Типичный айн с острова Хоккайдо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Видимо, поэтому многие айны крестились и стали исповедовать православие. Они охотно вступали в контакт с русскими путешественниками, изучавшими Курильские острова. А те, в свою очередь, отмечали в своих дневниковых записях характерные особенности этого народа. Например, русский мореплаватель и исследователь Иван Крузенштерн, плававший в этих водах, написал про айнов следующее:

«Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».


Вот даже как – и все это благодаря природе!


Одежда айнов по-настоящему декоративна и экзотична! Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Например, на острове Танфильева, едва ли не самом маленьком из Курильских островов (его площадь всего лишь 15 квадратных километров) были найдены остатки характерных для айнов керамических сосудов и ряд других артефактов. Керамика явно принадлежала к культуре «дземон» (о чем говорят нанесенные на нее спиралевидные узоры), она очень древняя, ей около восьми тысяч лет. И вот что удивительно, именно айны смогли каким-то образом сохранить свою первобытную культуру на протяжении тысячелетий!


Надо заметить, что и у нас культура айнов нашла свое отражение в музеях, причем (и это следует подчеркнуть особо) в современном и прекрасно оформленном Сахалинском областном краеведческом музее. Понятно, что нам, жителям центральной России, туда попасть нелегко, но на сайте музея есть отличная интерактивная экскурсия и очень интересная (и я бы сказал, в чем-то по-своему уникальная) галерея сохраняемых в нем артефактов. Вот, например, как представлена там их национальная одежда




А это «транспортные средства» (Сахалинский областной краеведческий музей)


Удалось это и другим народам, но многие из них жили в условиях изоляции, тогда как айны древнего Ямато все время контактировали с предками нынешних японцев. Да, они научились пить саке, но и… все, пожалуй. Ну а нашим археологам есть работа и здесь, на краю земли, чтобы выяснить, как давно здесь жили люди и кем они были.


Интерактивная экскурсия покажет вам крупным планом и совершенно уникальный экспонат, которым этот музей может по праву гордиться: доспех айнов, изготовленный из пластинок твердой кожи, связанных между собой опять-таки кожаными ремешками. Так выглядит витрина, в которой экспонируется айнское вооружение и этот самый доспех. Пластины на груди имеют характерную форму древних китайских панцирей. И вот что интересно, кто что у кого в этом случае позаимствовал? Айны у китайцев или китайцы у айнов? (Сахалинский областной краеведческий музей)


Интересно, что айны сегодня самым активным образом стремятся участвовать в диалоге о Курилах и пересмотреть вопрос об их принадлежности, учитывая их, айнов, интересы. Ведь Япония, говорят они, присвоила себе наши земли, где мы когда-то жили. Так что, проводя раскопки, мы вполне можем столкнуться с интересным парадоксом: а имеют ли право Япония и Россия вообще делить между собой все эти земли? Ведь еще в XIX веке старожилы острова Сахалин говорили так: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет».


А вот так выглядит этот доспех сзади. Очень редкий снимок, предоставленный автору администрацией музея


Есть в экспозиции музея и уникальная диорама — макет, изготовленный ссыльными каторжанами начала ХХ века, которая изображает знаменитый медвежий праздник айнов. Причем уникальность ее заключается прежде всего в материале, из которого она изготовлена. Это обыкновенный наш черный хлеб, который, кстати, является прекрасным материалов для лепки. Это и исторический памятник, и хорошая информация для размышления организаторам мелкого бизнеса. «Фигурки из хлеба по технологии русских каторжан с Сахалина начала ХХ века» — реклама хоть куда, не так ли? И тут можно делать целые наборы фигурок «Русская ярмарка, «Русская баня» и «Крестный ход», и все тех же айнов – «Точная копия диорамы начала ХХ века… из музея на Сахалине» и много-много чего еще в лучших традициях исконно русской культуры!




Курилец (скорее всего, именно айн). Государственный Русский музей. Скульптуры из серии «Народности России». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 1780-1790-е гг. Автор моделей Жак-Доминик Рашетт. Фото Анастасии Тимофеевой


И теперь вот не только устные предания, но и вещественные доказательства подтверждают то, что айны в прошлом, причем в исторически не так уж и давнем, обитали и на Сахалине, и на многих Курильских островах.

P. S. Администрация сайта и лично автор материала благодарят дирекцию Сахалинского краеведческого музея за разрешение использовать их фотоматериалы

Картина дня

))}
Loading...
наверх