Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.

 Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.

В первой части статьи И. К. Фоменко "Наследие Золотой Орды в европейской картографии XV-XVIII вв." (большая просьба не путать И. К. Фоменко с А. Т. Фоменко, шарлатаном от науки и создателем "новой хронологии") читатель ознакомился с историей появления Монгольской империи на европейских географических картах XV-XVI вв., где она получила название "Великая Тартария". Само название Тартария возникло в следствии увлечения средневековых книжников этимологией, доставшейся Европе от эпохи античности. Проследить происхождение слова было любимым занятием европейских ученых книжников. Порой их мнение было верным, но зачастую наивным, а иногда абсурдным. Особенно это касалось слов иностранного происхождения, которые часто выводили от латинских слов. Так, этноним "славяне" европейские книжники ничтоже сумняшеся произвели от латинского sclavus, "раб". Но здесь играла роль знание языков автором. Если европейский книжник других языков не знал, кроме латыни, то в результате получались нелепые этимологии. Но если знал, то иногда делал довольно верные выводы, как например, Титмар Мерзербургский верно определил значение имени Владимир: "Имя названного короля несправедливо толкуют как "власть мира"...

".

Именно жертвой вульгарной этимологии европейских книжников стала Монгольская империя, превратившись в европейских сочинениях в "Великую Тартарию", хотя сами монголы и народы, населявшие её никогда так не называли. Этот термин жил исключительно на европейских картах и страницах европейских книг. Услышав в XIII в. этноним татары, европейские книжники истолковали его в стиле вульгарной этимологии, возведя к греческому названию ада "Тартар". Одним из первых это сделал английский хронист XIII в. Матфей Парижский, который предложил две этимологии слова "татары". Первую он вывел от Тартара, из которого де вышли татары: "Дабы не была вечной радость смертных, дабы не пребывали долго в мирском веселии без стенаний, в тот год люд сатанинский проклятый, а именно бесчисленные полчища тартар, внезапно появился из местности своей, окруженной горами; и пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто "[выходцы] из Тартара"), словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли". Вторая этимология Матфея Парижского, так же популярная в средневековье, выводила название татар от некой реки Тартар: "А называются они тартарами от [названия] одной реки, протекающей по горам их, через которые они уже прошли, именуемой Тартар, так же как река Дамаска именуется Фарфар". Понятно, что эти этимологии ложные и не имеют никакого отношения настоящей этимологии этнонима татары.

Таким образом, Тартария стала не только общепринятым названием в Европе для Монгольской империи, а тартары - европейским наименованием татар, но со временем превратилась в географическое обозначение азиатского региона, населенного народами, относимых европейцами к татарам, даже если они татарами не были. За века названия Тартария и тартары так закрепились в европейских языках, что потребовались десятилетия учёных трудов, чтобы исправить это написание. Так английский историк XVIII в. Э. Гиббон в своем прославленном труде "Закат и падение Римской империи" в VII томе писал: "На общем курултае, или сейме, он (Чингисхан) сидел на войлочной подстилке, которую долго после того чтили как святыню, и был торжественно провозглашен великим ханом или императором монголов и татар. Из этих двух названий, хотя и родственных по происхождению, но впоследствии обозначавших двух соперников, первое перешло к царствовавшему роду, а второе – случайно или по ошибке – было распространено на обитателей обширных северных пустынь". Как видим, образованный англичанин считал название Тартария ошибочным. В примечании Гиббона к слову татары читаем: "Тартары (или, вернее, татары) происходили от Татар-хана, который был братом Могол-хана (см. Абульгази, части 1 и 2); они сначала составляли орду из семидесяти тысяч семейств, которая жила близ границ Китая (стр. 103-112). Во время великого нашествия на Европу (A.D. 1238) они, как кажется, шли в авангарде, а благодаря своему сходству со словом Tartarei название Тартар было усвоено латинами". Здесь Гиббон вполне ясно пишет об ошибочной европейской этимологии. Тем не менее Тартария продолжила жизнь на европейских картах вплоть до второй пол. XIX в., пока не была вытеснена настоящими географическими названиями.

Как показал в своей статье И. К. Фоменко, первоначально "Великая Тартария" для европейцев носил чисто политический смысл. Однако с распадом Монгольской империи смысл был утерян. Тартария на картах начала дробиться на различные Тартарии, отражая политическую карту того времени. Сама Монгольская империя, даже исчезнув, сохранилась на картах как название географического региона Азии. Чем замечательны статьи И. К. Фоменко, так это не просто описанием карт, но и переводом надписей на картах (наверное впервые в России). Эти надписи начисто опровергают вымыслы фальсификаторов о существовании "Великой Тартарии - языческой Славяно-Арийской империи". Надписи на картах XV-XVI вв. не знают ни о какой "Славяно-Арийской империи". Они описывают азиатских кочевников, исповедующих ислам, диких и воинственных. Эти данные не расходятся с нашими знаниями о средневековой Азии. Но никакой "Славяно-Арийской империи" там и близко нет. Теперь предлагаю продолжить чтение статьи И. К. Фоменко, опубликованной в журнале "Золотоордынское обозрение", №2, 2013 г., который также рекомендую к прочтению. Свои комментарии я оставлю под заголовком KS.

 

XVII век. В XVII в. Московия уже была самым большим государством в Европе, простираясь в широтном отношении на 30º. На Востоке она была ограничена рекой Обь, на Западе – Днепром, на Севере берега Московского государства омывало Ледяное море; на Юге граница проходила по Дикому Полю. «Сарматия Прима», или «Европейская Тартария», по-прежнему ассоциировалась у европейцев с дикостью и варварством, а также с масштабами территории, описать которую крайне затруднительно.

KS. В данном случае автор имеет изображение Русского царства на европейских географических картах, которое часто называлось европейцами польско-литовским термином "Московия". Этот термин был придуман литовцами, а позднее поддержан поляками, оккупировавшими обширные земли Древней Руси (сами они называли это "освобождением от татар"), чтобы показать законность владения русскими землями и представить Русское царство, как государство не имеющее отношения к Древней Руси. Когда С. Гербейштейн в XVI в. попробывал назвать нашу страну "Московией", его поправили: "Сами же московиты, отвергая подобные мнения, как не соответствующие истине, уверяют, будто их страна изначально называлась “Россея” (Rosseia)...". Кстати, записки Гербенштейна о Московии как раз начинаются вульгарными этимологическими изысканиями.

Признанным картографическим центром Европы в XVII столетии становятся Нидерланды. В эту эпоху совершается множество географических открытий, которые дают возможность заполнить новой информацией белые пятна на картах. Как и на протяжении всей истории развития картографии, карты XVII в. состояли из работ как оригинальных, так и компилятивных. В этот период образ «Царя Тартарии» окончательно утрачивает свои агрессивные черты. На портолане арагонского картографа Плачидо Калоиро-и-Олива начала XVII в. причерноморский «Король Тартарии» является вассалом «Великого Турка». Огромная фигура последнего опоясана внушительным мечом, который старательно выписал арагонский картограф. В отличие от других «царей», вооруженных мечами и щитами, тартарский правитель восседает в низовьях Волги на подушках, а вместо кривого меча держит в своих руках чашу.

KS. Не сложно заметить, что "Тартарией" здесь названо Крымское ханство, которое с 1478 г. признало себя вассалом Турецкой империи. Назвать Крымское ханство русским или арийским можно только при наличии огромной фантазии.

Обратимся к карте «Тартарии», изготовленной в начале XVII в. Йодокусом Хондиусом, знаменитым фламандским картографом и гравером. Территория Тартарии (Московия – ее органичная западная часть) на этой карте представляет собой остров, отгороженный от остального мира. С севера его омывают Северное море, Море Ньярен, которое суть Спокойное, Море Русское, Тартарское море, которое покрыто льдами. С востока Тартария ограничена Морем Пасифик. С южной стороны от древних цивилизаций Востока Тартария отгорожена Великим Китайским Муросом, то бишь стеной, и морями песчаными: Пустыней Лоп, Пустыней Мукс, Черной пустыней, а также поясом различных «орд» – Тартарами Калмуками, Тартарами Нагаями, Заволжскими тартарами и Перекопскими тартарами.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта Й. Хондиуса"Тартария", 1606 г.

Карта сопровождается текстом на французском языке, написанным географом из Амстердама Питером ван ден Бергом. «Тартария по великим степям Скифии простирается в сторону Севера. Её населяют тартары, привыкшие прославляться умеренностью и древностью своего народа. Говорят, что они происходят от Авраама, и никогда и никому не служили, сколько бы на них не шли войной Александр Великий, Дарий, Кир, Ксеркс и другие могущественные государи и народы. Ранее они служили одному только Хаму, или Господину, но сейчас их царство разделено, и им правят множество князей. Имя страны происходит от названия реки Тартар, у нас называют ее “Магог”, а местные жители именуют “Мунгул”, по имени страны, граничащей с ней с севера. Тартария граничит на Востоке с Китайским царством, на Юге с Индией по рекам Ганг и Окс, на Западе с Каспийским морем и Польшей, а также Московией, на Севере – с Ледовитым морем.

Первым царём тартар они звали “Канги, или Хама”, Павел Венет называет его “Кинхин”. Его сына звали “Ёкухам”, третьего царя, которого некоторые также называют “Бату”, “Зайхам”; четвёртого – “Темур Кутлу, или Тамерлан”, который взял в плен турецкого императора Баязета, заковал его в золотые цепи и возил в клетке по Азии…

Страна по большей части представляет собой пустыню, печальную и невозделанную. …Тартария делится на две части, а именно на Европейскую и Азиатскую. Европейская называется “Малой Тартарией”, здесь расположено Царство Перекопских тартар. Oна занимает ту часть Европейской Скифии, что между реками Борисфен, Псёл и Десна, впадающими в Борисфен, малой рекой Танаис, обычно называемой “Донец”, и самим Танаисом, а также Меотидским болотом и Понтом Евксинским…

Ранее здесь господствовали Скифы…, но с тех пор, как из Азии пришли и воцарились здесь тартары, земля стала именоваться “Тартарией”, а название “Малая” она получила, чтобы отличаться от “Великой Тартарии”, которая находится в Азии…

Великая, или Азиатская, Тартария делится на пять основных частей, а именно: пустынную Тартарию, Тартарию Чагатай, царство Туркестан, царство Великого Господина Кантена (Императора Китая) и Старую Тартарию».

Пустынная Тартария расположена между реками Танаис, Волга, Яксарт и горами Тапир, Себий и Имаус. «Она охватывает часть азиатской Сарматии и большую часть Скифии, что между горами Имаус. Она разделена на многочисленные Орды, среди которых важнейшие суть cледующие: Заволжская, также называемая “ордой буларских тартар”, орды Казанская, Ногайская, Тюменская, Шилбанская, Казацкая, Астраханская, которую также называют “царством”, и Башкирская. Все они названы по имени городов. Их жители, ранее бывшие свободными, сейчас подчинены царству Московитов, кроме Тюмени, которая признаёт власть Великого Хама Катяна…

…Последняя часть Тартарии – Старая Тартария, расположенная между реками Паропамис и Серик, или Катайским царством и Северным океаном, и проливом Аниан. Старой Тартарией её называют потому, что именно отсюда пришло само имя “Тартар”… Здесь есть много провинций, или орд, названия которых нам почти неизвестны. Учёные люди считают, что страны Унг и Монгул суть Гог и Магог, о которых говорится в Священном Писании».

Европейский читатель о тартарах мог узнать также, что «это народ жестокий, дикий, и свирепого нрава… Тартары всегда верхом, они не пользуются повозками на войне, у них множество сильных лошадей, у них нет никаких городов, на защиту которых они использовали бы свои войска…

Жён они всегда прячут. Следуя указанию природы, по примеру древних, о которых говорится в Библии, им разрешается иметь несколько жён. У каждого (тартарина) много детей и наложниц; и чем больше у них жён, тем больше те их любят, и их браки счастливы. Они не стремятся жениться на богатых, или женщинах редкостной красоты, или из знатного дома. Очень часто знатные князья женятся на рабынях, которых они купили…»

KS. Надписи на карте Хондиуса опровергают существование вымышленной языческой "Славяно-Арийской империи", где якобы существовала развитая городская цивилизация. Если бы такая империя существовала, то ван Берг обязательно о ней сообщил, потому что империя не иголка - мимо не пройдешь. Однако, географ ни слова не сказал о "Великой империи". И не мог ничего сказать, потому что такой империи никогда не существовало. Тартары показаны ван Бергом как кочевые варвары.

Сама информация на карте поражает мешаниной противоречивой информации, где перемешаны эпохи, народы и исторические личности. Похоже, ван Берг выложил на карте все, что смог вспомнить об этой части Азии.

О боевом облачении татар говорится следующее: «Они носят длинные халаты без складок, приспособленные для боя и езды верхом. Во время боя они надевают большие длинные остроконечные белые клобуки, сверкающие так сильно, что они повергают в ужас их врагов, даже несмотря на то, что они не носят шлем…» В дополнение к текстам на карте Хондиуса представлена зарисовка «тартарского» быта: шатры, крупнорогатый скот, оседланный конь, повозка, а также вооруженные копьями воины.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Тартары на карте Хондиуса.

Кроме того, например, об Астрахани просвещенный европеец мог прочитать следующее: «Астрахань, иначе Джитрахан, расположенная в устье Волги, является столицей Астраханского царства; город знаменит добычей соли, торговлей с Московией, Турцией, Арменией и Персией…» Близ самого города приводятся дополнительные сведения: «Само Астраханское царство названо так по богатейшему городу Астрахань, а подчинено оно было Иоанном Васильевичем в году 1494» (Sic!).

Карта «Московии или Белой России» Гесселя Герарда Герритса 1613 г. базируется на подлинных русских чертежах XVI в. В левом нижнем углу в обрамлении державной атрибутики Московского государства присутствует роскошный картуш, из текста которого следует, что основой карты являлись материалы, связанные с именем царевича Федора Борисовича Годунова.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта Г. Г. Герритса "Россия", 1613 г.

«Карта Руссии была изготовлена с манускрипта, который был вычерчен при участии Феодора, сына Царя Бориса; а также при использовании нами уже существующих других чертежей и текстов, благодаря которым показаны на этой карте земли до рек Двины и Сухоны, а также продемонстрированы другие регионы: Великому Правителю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всея России, Самодержцу Владимирскому, Москвы и Новгорода, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Сибирскому… Булгарскому и пр. …Посвещается Гесселем Герардом M. DCXIII».

Границы Московского государства на карте укладываются в хронологические рамки с 1514-го по 1551 г., за исключением границ Руссии на юго-западе и юге, которые соответствуют эпохе Бориса Годунова. И это самое верхнее хронологическое напластование карты, индикатором которого являются украинные города, даты основания которых не вызывают сомнений: Воронеж и Ливны (1586), Елец (1592), Оскол, Валуйки и Белгород (1593) и самый южный Царево-Борисов (Borissa) (1599–1600).

На обороте перегравировки карты Герритса 1614 г. помещен замечательный текст на латыни: «Белая Россия является большей частью империи Московитов; во всей Европе это самый обширный регион, но земля там большей частью не возделана и дикая, покрытая многочисленными лесами и болотами, а Московия считается центром этого региона. Народ там грубый, и нет ему особой веры, так как они коварны и склонны к обману, а в простонародье их зовут “Московиты”. …Московия разделена на множество Княжеств, Земель и Провинций, в которых насчитывается множество достойных упоминания городов. Самый главный город среди городов всех княжеств считается Московия, которую местные жители именуют “Moskaw”…».

KS. Это тирада завистливого польского пана, которого наши предки явно хорошо проучили. Это типичная польско-литовская антироссийская пропаганда, ходившая по Речи Посполитой и распространяемая поляками в дипломатических письмах по всей Европе. С одной стороны народ "грубый", одни болота и леса, а с другой стороны - богатые города, которые манили жадную и завистливую польскую шляхту своими богатсвами. Однако, в 1612 г. поляки были изгнаны из России.

Часть его имеет непосредственное отношение к нашей теме: «Под властью Великого Князя Московского в его империи находятся некоторые Азиатские народы, которые обитают в Тартарских степях и кочуют в составе своих орд: Заволочские и Казанские тартары, Ногайцы, Шейбаниды, Козаки, Астраханские тартары, которые некогда имели свое государство, а также Башкиры».

«Новейшая карта России в исполнении Исаака Массы», голландскогопутешественника и картографа, увидела свет в 1636 г. На ней также присутствует тартарский ономастикон. Земля, простирающаяся от Волги до истоков Оби, называется «Tartariae Pars», в эту «часть» входят следующие территории и народы: Тунгусы, Самойеда, Байда, Обдора, Сибирия, Лукоморье, Югория, Пегая орда, Казан, Колмаки, Булгария, Нагай орда, Астракан. На запад от Астраканской земли – Nagayski, южнее Дикого Поля над Меотидой располагается «Кримеа, или Тартария Пржекопская».

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта России И. Массы, 1636 г.

На карте «Владения Царя и Великого Князя Белой России или Московии», которую изготовил «Николя Сансон Младший, сын Географа Короля в Париже» в первой половине XVII в., русские княжества именуются «герцогствами»: «Герцогство Белозерское», «Герцогство Суздальское» и т.д. Более крупные образования на европейских картах на протяжении нескольких столетий будут называться «царствами». Царства, входившие в Московское государство и составлявшие своеобразную триаду, традиционно отмечавшуюся европейскими картографами на просторах Европейской Тартарии, это – «Царство Сибирское», «Царство Астраханское», «Царство Казанское».

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта России Н. Сансона мл., 1665 г.

KS. На это карте мы видим одну из особенностей европейской картографии - деление на географические области, или регионы, которые на латыни назывались regio ("царства", отсюда и современный термин регион), которые на картах выделялись разноцветными границами. Несмотря на название эти "царства" не политические образования, а географические. Так, Иран делился средневековыми географами на два "царства": Персия и Мидия. Однако фальсификаторы истории выдают эту особенность старинной европейской картографии за реально существовавшие государства. Но это ложь и вымысел.

«Генеральная карта Украины, или демонстрация земель, изображенных по новым данным…» Иоганна ван Кейлен (вторая половина XVII в.) дает нам следующий материал по Малой Тартарии. Государство Крымчаков, или Тартар Крыма, или Перекопа ограничено полуостровом Таврикой, на северной границе этого государства находится сторожевое поселение Ор или Перекоп; южнее – показан ров (Fossa), соединяющий Каркинитский залив с Сивашем.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта Украины И. ван Кейлена

На карте реки Волги 1665 г. Адама Олеария на левобережье между городами Soratof и Zariza помещена большая миниатюра, на которой показан быт и нравы жителей этих степных земель – ногайцев и калмыков. Художник изобразил, как кочевые народы перевозят на верблюдах свои жилища-юрты; как они одеты; какие плоды произрастают в их земле (миниатюры диковинных для европейцев арбузов и дынь внушительных размеров); как выглядит конструкция юрты снаружи и внутри и как в ней устроен очаг.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта Волги А. Олеария, 1665 г.

Тартарский ономастикон на карте «Белая Россия, или Московия» 1688 г. Гийома Сансона составляют: Крымские Тартары и Ногайские Тартары. Кочевья последних находятся в области Малая Тартария (северный берег Меотидского Болота). Чиркасские Тартары на карте помещены между реками Дон и Кубань. Мордовские Тартары локализуются между городами Морума и Алатер. А от северо-восточного берега Mar Caspio до области Тингу(т)ы начинается территория Великой Тартарии.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта России Г. Сансоно, 1688 г.

Карта Николая Витсена, человека близкого к Петру I, является графическим дополнением к его труду «Северная и Восточная Тартария», опубликованному в Амстердаме в 1692 г. В ее основу легли русские картографические материалы. Карта Витсена – первая реальная печатная карта Сибири, по своей информативности она превосходит даже русские чертежи той эпохи.

Карты Тартарии XVII вв. Опровержение фальсификаций истории.Карта Н. Витсена "Северная и Восточная Тартария", 1692 г.

Через Сибирь протянулась надпись: «Все Московское Царство с Великой Тартарией». Черкесские Тартары занимают левобережье р. Терек; Тартары-Шафкали – Дагестан; Башкирские Тартары живут к востоку от Саратова; Нагайские Тартары – между Царицыном и Саратовом, на левобережье Волги; Уфимские Тартары расположились от р. Камы до Саратова; Великая Тартария простирается от Селенги и Орхона до Восточного Океана; от Амура до Великой Китайской стены.

KS. Данная карта полностью опровергает вымыслы фальсификаторов истории о существовании "Славяно-Арийской империи". Согласно мифологии фальсификаторов, Великая Тартария погибла в 1773-75 гг., однако на карте Витсена Великая Тартария часть "Московского царства", как оно и было на самом деле.

В целом, в XVII в. европейские географы еще довольно слабо представляли Азию, и Россию в том числе. Для них эти территории еще оставались терра ингогнита. Тем не менее, знание об этой части мира постепенно накапливались и карты становились всё более точными. Что касается Великой Тартарии, то нигде более она не упоминается, как государство, по причине полного распада и исчезновения Монгольской империи. В XVII в. Великая Тартария превратилась в название географического региона Азии. Несмотря на получение новых сведений, европейские географы упорно продолжали держаться архаических, отживших свое географических названий, доставшихся в наследство от античности. Так на картах XVII в. мы с удивлением можем найти Сарматию и Бактриану. Именно благодаря этой инерции сознания европейских ученых Тартария продолжила существование до XIX в. в европейской географической науке.

На картах XVII в. мы нигде не встречаем и следа "Славяно-Арийской империи": нет упоминаний об этой "империи", нет упоминаний об императорах и вообще о правителях Тартарии. Европейские географы ясно говорят, что даже городов у тартар нет. Так и должно быть, потому что никакой "Славяно-арийской империи" никогда не существовало и она является вымыслом проходимцев и шарлатанов - Н. Левашова, А. Фоменко, Г. Носовский, которые нарисовали пустую и лживую картинку для обмана людей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх