Мумия должна умереть

Битва за «Алтайскую принцессу» как индикатор уровня мифологичности мышления общества

Мумия должна умереть

Перед захоронением женщине сделали трепанацию черепа: была удалена часть костей, мозг вычищен, а образовавшееся пространство заполнено смесью шерсти и рубленых веточек курильского чая.

 

Люди возмущены, просят принять меры. «Те природные катаклизмы, которые происходят у нас сейчас (паводок, град, землетрясение), связаны с тем, что наша прародительница не захоронена по человеческим обычаям. Кроме того, у нас высокий уровень суицидов и другие беды. Пока не произошло еще более страшных вещей, нужно ее захоронить», – приводит агентство Интерфакс слова Акая Кине, который называет себя зайсан (глава) рода телес, одного из активистов, выступающих за захоронение хранящейся в Национальном музее Республики Алтай скифской мумии – «Алтайской принцессы».

 

Напомним, в 1993 году археологическая экспедиция, которой руководила сотрудник Института археологии и этнографии, доктор исторических наук Наталья Полосьмак, обнаружила на труднодоступном плато Укок (граница Китая, Казахстана, России, Монголии) мумифицированное тело женщины. Эта мумия в мировой научной литературе и получила название «Алтайская принцесса» («Алтайская леди»). Двумя годами позже, в 1995-м, там же, на Укоке, академик Вячеслав Молодин нашел мумию мужчины. Что удивительно (обычно уже через несколько десятилетий пигментация волос у покойников меняется) – сохранился цвет его волос: он был рыжим. С тех пор он так и известен – «Рыжий воин». Обе находки относятся к так называемой пазырыкской культуре. Сохранность мумий была такова, что удалось даже реконструировать в деталях погребальный обряд…

 

Они умерли весной. Тундра на плато Укок (2,5 тыс. м над уровнем моря) еще только-только начала просыпаться после суровой зимы. И это было на руку пазырыкцам: хоронить «Алтайскую леди» и «Рыжего воина» решили в лиственничных колодах, в специально подготовленных погребальных камерах прямо в вечной мерзлоте.

 

Перед захоронением женщине сделали трепанацию черепа: была удалена часть костей, мозг вычищен, а образовавшееся пространство заполнено смесью шерсти и рубленых веточек курильского чая. Рыжему удалили внутренности. (Мягкие ткани тела не трогали.) Волосы заплели в две косы. Для бальзамирования тел использовался состав на основе ртути.

 

Затем тело женщины одели в шерстяную юбку и шелковую блузу, сверху – шуба. Рыжего тоже облачили в дубленую шубу. Длинные рукава шуб с кулиской на конце – пазырыкцы рукавиц не знали – скрывали татуировку на правой руке женщины, изображавшую различных хищников; у Рыжего татуировка была в виде оленя. Нескольких лошадей, которые могли бы пригодиться «Алтайской принцессе» и «Рыжему воину» в их загробной жизни, умертвили еще накануне…

 

Консервацию тел алтайских мумий делали специалисты московского Центра изучения биологических структур. Через четыре года после находки мумии ЮНЕСКО внесло плато Укок в список Всемирного природного наследия. Часть населения Республики Алтай изначально протестовала против передачи мумии на исследование ученым, а также требовала ее возвращения обратно на место захоронения. То есть история эта тянется уже больше 20 лет.

 

В нынешнем всплеске интереса алтайской общественности к пазырыкцам (общественники и духовные лидеры Алтая начали сбор подписей за захоронение «Принцессы», затем подписи будут направлены руководству РФ) есть тем не менее один новый нюанс. «Нам нужно уважительно относиться к мировоззрению скифской эпохи, и прародительница алтайцев должна быть предана земле по всем правилам, – приводит слова Акая Кине Интерфакс. – Многие не могут нас понять, но нам действительно грозит беда, если этого не произойдет». То есть активисты апеллируют не только к общественному мнению, но и, в неявном виде, к… авторитету естествознания, против интересов которого они и выступают.

 

Вообще, надо сказать, что алтайские находки дали такой богатый материал для размышлений ученым, что было принято беспрецедентное решение: изучением мумий занялись около 30 исследовательских организаций как в России, так и за рубежом (Швейцария, Великобритания, Германия). Например, в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН был развернут реставрационный центр по консервации деревянных находок. Был реализован масштабный научный проект – «Физико-химическое исследование уникальных археологических находок пазырыкской культуры Горного Алтая (VI–II вв. до н.э.) и реконструкции древних технологий и мировоззренческих представлений».

 

В процессе исследований были использованы самые современные аналитические методы: рентгенофлуоресцентная спектроскопия, атомно-эмиссионная (с индуктивносвязанной плазмой) и атомно-абсорбционная спектроскопия, методы химического фазового анализа, хромато-масс-спектроскопия, дифракции рентгеновских лучей и электронов, оптической и электронной микроскопии…

 

Наталья Полосьмак, первооткрывательница мумий из «ледяных могил» на Алтае.	Фото ИТАР-ТАСС
Наталья Полосьмак,
первооткрывательница мумий
из «ледяных могил» на Алтае.
Фото ИТАР-ТАСС

 

Так, впервые в исследованиях Натальи Полосьмак уникальный образец древней татуировки – «Алтайская принцесса» – самое древнее мумифицированное тело с татуировкой, обнаруженное на территории России, – был изучен методом рентгеноспектрального микрозондового анализа в Институте катализа и Институте неорганической химии Сибирского отделения РАН. При сканировании на коже проявились точечные области с поперечником около 20 мкм, в которых обнаружено высокое содержание калия.

 

И вот теперь нас уверяют в существовании прямой (детерминированной) связи между разгулом геологических и социальных стихий и тем, что уникальные исторические объекты, мумии, подверглись всестороннему научному исследованию. Вернем мумии в «ледяные могилы» – обряд-то захоронения известен как раз благодаря этому исследованию, – и жизнь в Республике Алтай наладится. Самоубийства пойдут на убыль, землетрясения и наводнения прекратятся. В чистом виде – мифологическое мышление!

 

Антрополог Татьяна Новичкова верно отмечала: «В культуре нет ничего более гибкого, приспособляемого, мертвящего и живительного, косного и современного, чем миф. Под знаком «научного» мифа появились солярные и метеорологические теории, объяснявшие фольклорные сюжеты и верования… Работая с городским современным фольклором, исследователи, прежде всего зарубежные, убедились, что и сегодня массы людей находятся под прессингом самых разнообразных мифов и руководствуются ими в рамках новых традиций… сегодня древний миф оделся новыми листьями, опровергая евангельский запрет вливать молодое вино в старые мехи, – в фольклоре это единственный способ «сберечь то и другое».

 

Или, как определял известный французский социолог Ги Дебор, «миф – это целостная мыслительная реконструкция мысли, обосновывающая весь космический порядок строем, который это общество на деле уже установило в своих границах». Последнее замечание представляется важным. 

 

Оно лишний раз напоминает нам, что возможности манипулирования массовым сознанием посредством порождения и распространения семиотических фантомов (мифов) в принципе практически неограниченны.

 

Добавим только еще одну особенность современного мифа. Парадоксальным образом он апеллирует к науке. Ситуация уникальная, аналогов которой до сих пор не было в истории.

 

Вот результаты одного недавнего мини-социологического исследования в одном из московских университетов среди студентов-гуманитариев. Им задавали вопрос: «Миф или реальность высадка американских астронавтов на Луну?» Больше половины – 52% – однозначно ответили: миф. Твердо были уверены, что это реальное событие, 27%. Остальные не определились: «Вопрос веры».

 

Самое поразительное, что Россия, если судить по некоторым обобщенным показателям, находится в мировом социальном мейнстриме. У американцев, например, тот же – если не больший! – антисциентизм на бытовом уровне.

 

В 2007 году были опубликованы результаты сравнительного международного социологического исследования (Wired, № 5). Респондентов в 30 странах мира просили ответить на вопрос: принимают ли они эволюционное учение? В лидерах оказались скандинавы: в Исландии, Дании и Швеции с теорией эволюции согласны соответственно 85, 83 и 82% населения. Предпоследнее место заняли США – лишь 40% населения не отрицают дарвиновское учение. Меньше только в Турции – 27%. Даже ближайшие «хвостовые» соседи США – Латвия, Литва, Болгария и Греция – имеют показатели, близкие к 50%.

 

Аналогичный опрос был проведен фондом «Общественное мнение» и в России 9 августа 2007 года. Вопрос был сформулирован так: «Верна или ошибочна теория Дарвина?» 38% отвечавших на него россиян (вопрос задавался только тем, кто сказал, что знаком с понятием «дарвинизм»), или 18% респондентов по выборке в целом, сказали, что данная теория в целом верна. Причем люди, получившие высшее образование, ненамного чаще остальных выражали убеждение в справедливости дарвиновской теории (42% от числа отвечавших на вопрос, или 36% от всех граждан, имеющих высшее образование). 30% (14% по выборке) – что она ошибочна, а 34% (16% по выборочной совокупности) не имеют определенной точки зрения на этот счет.

 

Удивительно, но по этому показателю мы идем с США, что называется, ноздря в ноздрю. И даже, пожалуй, опережаем Турцию. Одно только различие… Почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус страны – мирового научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает. Моя гипотеза – четверть века отсутствия нормального экономического (прежде всего – промышленного) развития в стране очень серьезно «переформатировали» мозги наших сограждан. Естественно-научная картина мира заменяется в сознании «мировоззрением скифской эпохи».

 

«Любовный роман, детектив и боевик, исторический (точнее – авантюрный, не отличающийся историко-научной достоверностью) роман и невысокого качества (лишенное идейной и стилистической оригинальности, вторичное по сюжетам, мотивам, etc) фэнтези занимают ведущие позиции в читательских ориентациях последнего десятилетия… Изменения сводятся к следующему: …переход от фантастики к фэнтези; преобладание в спросе серийной литературы, близкой к телевизионным образцам…» – отмечают социологи Нина Селиверстова и Наталья Юмашева в работе «Чтение в студенческой среде» (2009). Эмпирической базой для этих выводов послужили данные анкетирования студентов московских вузов (декабрь 2006 – февраль 2007 года; объем выборочной совокупности – 709 студентов, выборка целевая).

 

Так что мумию действительно надо похоронить. И как можно скорее. Похоронить в собственном сознании.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб