Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Мумия должна умереть

Битва за «Алтайскую принцессу» как индикатор уровня мифологичности мышления общества

Мумия должна умереть

Перед захоронением женщине сделали трепанацию черепа: была удалена часть костей, мозг вычищен, а образовавшееся пространство заполнено смесью шерсти и рубленых веточек курильского чая.

 

Люди возмущены, просят принять меры. «Те природные катаклизмы, которые происходят у нас сейчас (паводок, град, землетрясение), связаны с тем, что наша прародительница не захоронена по человеческим обычаям. Кроме того, у нас высокий уровень суицидов и другие беды. Пока не произошло еще более страшных вещей, нужно ее захоронить», – приводит агентство Интерфакс слова Акая Кине, который называет себя зайсан (глава) рода телес, одного из активистов, выступающих за захоронение хранящейся в Национальном музее Республики Алтай скифской мумии – «Алтайской принцессы».

 

Напомним, в 1993 году археологическая экспедиция, которой руководила сотрудник Института археологии и этнографии, доктор исторических наук Наталья Полосьмак, обнаружила на труднодоступном плато Укок (граница Китая, Казахстана, России, Монголии) мумифицированное тело женщины. Эта мумия в мировой научной литературе и получила название «Алтайская принцесса» («Алтайская леди»).

Двумя годами позже, в 1995-м, там же, на Укоке, академик Вячеслав Молодин нашел мумию мужчины. Что удивительно (обычно уже через несколько десятилетий пигментация волос у покойников меняется) – сохранился цвет его волос: он был рыжим. С тех пор он так и известен – «Рыжий воин». Обе находки относятся к так называемой пазырыкской культуре. Сохранность мумий была такова, что удалось даже реконструировать в деталях погребальный обряд…

 

Они умерли весной. Тундра на плато Укок (2,5 тыс. м над уровнем моря) еще только-только начала просыпаться после суровой зимы. И это было на руку пазырыкцам: хоронить «Алтайскую леди» и «Рыжего воина» решили в лиственничных колодах, в специально подготовленных погребальных камерах прямо в вечной мерзлоте.

 

Перед захоронением женщине сделали трепанацию черепа: была удалена часть костей, мозг вычищен, а образовавшееся пространство заполнено смесью шерсти и рубленых веточек курильского чая. Рыжему удалили внутренности. (Мягкие ткани тела не трогали.) Волосы заплели в две косы. Для бальзамирования тел использовался состав на основе ртути.

 

Затем тело женщины одели в шерстяную юбку и шелковую блузу, сверху – шуба. Рыжего тоже облачили в дубленую шубу. Длинные рукава шуб с кулиской на конце – пазырыкцы рукавиц не знали – скрывали татуировку на правой руке женщины, изображавшую различных хищников; у Рыжего татуировка была в виде оленя. Нескольких лошадей, которые могли бы пригодиться «Алтайской принцессе» и «Рыжему воину» в их загробной жизни, умертвили еще накануне…

 

Консервацию тел алтайских мумий делали специалисты московского Центра изучения биологических структур. Через четыре года после находки мумии ЮНЕСКО внесло плато Укок в список Всемирного природного наследия. Часть населения Республики Алтай изначально протестовала против передачи мумии на исследование ученым, а также требовала ее возвращения обратно на место захоронения. То есть история эта тянется уже больше 20 лет.

 

В нынешнем всплеске интереса алтайской общественности к пазырыкцам (общественники и духовные лидеры Алтая начали сбор подписей за захоронение «Принцессы», затем подписи будут направлены руководству РФ) есть тем не менее один новый нюанс. «Нам нужно уважительно относиться к мировоззрению скифской эпохи, и прародительница алтайцев должна быть предана земле по всем правилам, – приводит слова Акая Кине Интерфакс. – Многие не могут нас понять, но нам действительно грозит беда, если этого не произойдет». То есть активисты апеллируют не только к общественному мнению, но и, в неявном виде, к… авторитету естествознания, против интересов которого они и выступают.

 

Вообще, надо сказать, что алтайские находки дали такой богатый материал для размышлений ученым, что было принято беспрецедентное решение: изучением мумий занялись около 30 исследовательских организаций как в России, так и за рубежом (Швейцария, Великобритания, Германия). Например, в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН был развернут реставрационный центр по консервации деревянных находок. Был реализован масштабный научный проект – «Физико-химическое исследование уникальных археологических находок пазырыкской культуры Горного Алтая (VI–II вв. до н.э.) и реконструкции древних технологий и мировоззренческих представлений».

 

В процессе исследований были использованы самые современные аналитические методы: рентгенофлуоресцентная спектроскопия, атомно-эмиссионная (с индуктивносвязанной плазмой) и атомно-абсорбционная спектроскопия, методы химического фазового анализа, хромато-масс-спектроскопия, дифракции рентгеновских лучей и электронов, оптической и электронной микроскопии…

 

Наталья Полосьмак, первооткрывательница мумий из «ледяных могил» на Алтае.	Фото ИТАР-ТАСС
Наталья Полосьмак,
первооткрывательница мумий
из «ледяных могил» на Алтае.
Фото ИТАР-ТАСС

 

Так, впервые в исследованиях Натальи Полосьмак уникальный образец древней татуировки – «Алтайская принцесса» – самое древнее мумифицированное тело с татуировкой, обнаруженное на территории России, – был изучен методом рентгеноспектрального микрозондового анализа в Институте катализа и Институте неорганической химии Сибирского отделения РАН. При сканировании на коже проявились точечные области с поперечником около 20 мкм, в которых обнаружено высокое содержание калия.

 

И вот теперь нас уверяют в существовании прямой (детерминированной) связи между разгулом геологических и социальных стихий и тем, что уникальные исторические объекты, мумии, подверглись всестороннему научному исследованию. Вернем мумии в «ледяные могилы» – обряд-то захоронения известен как раз благодаря этому исследованию, – и жизнь в Республике Алтай наладится. Самоубийства пойдут на убыль, землетрясения и наводнения прекратятся. В чистом виде – мифологическое мышление!

 

Антрополог Татьяна Новичкова верно отмечала: «В культуре нет ничего более гибкого, приспособляемого, мертвящего и живительного, косного и современного, чем миф. Под знаком «научного» мифа появились солярные и метеорологические теории, объяснявшие фольклорные сюжеты и верования… Работая с городским современным фольклором, исследователи, прежде всего зарубежные, убедились, что и сегодня массы людей находятся под прессингом самых разнообразных мифов и руководствуются ими в рамках новых традиций… сегодня древний миф оделся новыми листьями, опровергая евангельский запрет вливать молодое вино в старые мехи, – в фольклоре это единственный способ «сберечь то и другое».

 

Или, как определял известный французский социолог Ги Дебор, «миф – это целостная мыслительная реконструкция мысли, обосновывающая весь космический порядок строем, который это общество на деле уже установило в своих границах». Последнее замечание представляется важным. 

 

Оно лишний раз напоминает нам, что возможности манипулирования массовым сознанием посредством порождения и распространения семиотических фантомов (мифов) в принципе практически неограниченны.

 

Добавим только еще одну особенность современного мифа. Парадоксальным образом он апеллирует к науке. Ситуация уникальная, аналогов которой до сих пор не было в истории.

 

Вот результаты одного недавнего мини-социологического исследования в одном из московских университетов среди студентов-гуманитариев. Им задавали вопрос: «Миф или реальность высадка американских астронавтов на Луну?» Больше половины – 52% – однозначно ответили: миф. Твердо были уверены, что это реальное событие, 27%. Остальные не определились: «Вопрос веры».

 

Самое поразительное, что Россия, если судить по некоторым обобщенным показателям, находится в мировом социальном мейнстриме. У американцев, например, тот же – если не больший! – антисциентизм на бытовом уровне.

 

В 2007 году были опубликованы результаты сравнительного международного социологического исследования (Wired, № 5). Респондентов в 30 странах мира просили ответить на вопрос: принимают ли они эволюционное учение? В лидерах оказались скандинавы: в Исландии, Дании и Швеции с теорией эволюции согласны соответственно 85, 83 и 82% населения. Предпоследнее место заняли США – лишь 40% населения не отрицают дарвиновское учение. Меньше только в Турции – 27%. Даже ближайшие «хвостовые» соседи США – Латвия, Литва, Болгария и Греция – имеют показатели, близкие к 50%.

 

Аналогичный опрос был проведен фондом «Общественное мнение» и в России 9 августа 2007 года. Вопрос был сформулирован так: «Верна или ошибочна теория Дарвина?» 38% отвечавших на него россиян (вопрос задавался только тем, кто сказал, что знаком с понятием «дарвинизм»), или 18% респондентов по выборке в целом, сказали, что данная теория в целом верна. Причем люди, получившие высшее образование, ненамного чаще остальных выражали убеждение в справедливости дарвиновской теории (42% от числа отвечавших на вопрос, или 36% от всех граждан, имеющих высшее образование). 30% (14% по выборке) – что она ошибочна, а 34% (16% по выборочной совокупности) не имеют определенной точки зрения на этот счет.

 

Удивительно, но по этому показателю мы идем с США, что называется, ноздря в ноздрю. И даже, пожалуй, опережаем Турцию. Одно только различие… Почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус страны – мирового научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает. Моя гипотеза – четверть века отсутствия нормального экономического (прежде всего – промышленного) развития в стране очень серьезно «переформатировали» мозги наших сограждан. Естественно-научная картина мира заменяется в сознании «мировоззрением скифской эпохи».

 

«Любовный роман, детектив и боевик, исторический (точнее – авантюрный, не отличающийся историко-научной достоверностью) роман и невысокого качества (лишенное идейной и стилистической оригинальности, вторичное по сюжетам, мотивам, etc) фэнтези занимают ведущие позиции в читательских ориентациях последнего десятилетия… Изменения сводятся к следующему: …переход от фантастики к фэнтези; преобладание в спросе серийной литературы, близкой к телевизионным образцам…» – отмечают социологи Нина Селиверстова и Наталья Юмашева в работе «Чтение в студенческой среде» (2009). Эмпирической базой для этих выводов послужили данные анкетирования студентов московских вузов (декабрь 2006 – февраль 2007 года; объем выборочной совокупности – 709 студентов, выборка целевая).

 

Так что мумию действительно надо похоронить. И как можно скорее. Похоронить в собственном сознании.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх