Последние комментарии

  • Leonid Babanskij
    Его убил палач народов Чомба. Даг Хаммаршельд послал его на дело. И вот уж нету Патриса Лумонба, и Конга бедная осиро...Человек, не захотевший быть обезьяной. Настоящая история Патриса Лумумбы
  • Михаил Анохин
    История  разная. Есть наука - история, а есть история как мифология, сказания или предания. Научная история - это фак...Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.
  • Виктор Ямышев
    В истории столько наврали и наверное уже никогда в ней не будет правды.Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

СОЗДАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕРМИН «МОНГОЛ» В ЭПОХУ ЧИНГИСХАНА

Создание монгольской идентичности: термин «монгол» в эпоху Чингисхана

Павел Рыкин

В рассуждениях по поводу этнической и/или культурной принадлежности многочисленных кочевых групп Центральной Азии, издавна перемещавшихся, согласно традиционной китайской формуле, «в поисках воды и травы», по сей день господствует одна скрытая, но сильная тенденция, уходящая корнями еще в ту удаленную от нас (более интеллектуально, нежели хронологически) эпоху, когда сэр Эдвард Тайлор писал свою «Примитивную культуру», не ведая о том, насколько устойчивой окажется сооружаемая им теоретическая конструкция.

В духе знаменитого тайлоровского определения культуры как совокупности «знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1, многие исследователи-номадисты склонны трактовать культуру изучаемых ими обществ наподобие ограниченного набора неких устойчивых и легко выделяемых черт. Определенная конфигурация этих черт служит основанием для включения того или иного конкретного общества в одну из больших классификационных категорий, уже заранее структурирующих то поле объектов, к которому обращается номадологический дискурс («тюрки», «монголы», «тунгусо-маньчжуры»).

К примеру, утверждая наличие «этногенетических связей» между монголами XIII века и ухуанями китайских текстов II—III веков, В. С. Таскин пишет следующее: «Основываясь на свидетельствах о том, что ухуани занимали древние монгольские земли в бассейне верхнего течения Амура, учитывая возможности (sic! — П. Р.) отождествить два (sic! — П. Р.) сохранившихся слова — этноним ухуань и название женского головного убора гоуцзюэ — с соответствующими монгольскими словами и принимая во внимание наличие некоторых

Павел Олегович Рыкин, аспирант Европейского университета, Санкт-Петербург.

 Читать по ссылке:


КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-mongolskoy-identichnosti-termin-mongol-v-epohu-chingishana

Загрузка...

Популярное в

))}
Loading...
наверх