Священная проституция

Священная проституция

Античные авторы пишут о безнравственном поведении этрусских женщин. Аристотель, ссылаясь на историка Феопомпа, утверждал, что этрусские женщины пировали вместе с мужчинами, лежа под одним плащом. Тит Макций Плавт, римский комедиограф, живший в середине III и начале II в. до н. э., писал, что этрусские женщины накапливали приданое, занимаясь проституцией.

Геродот также утверждает, что «молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе на приданое». Есть у Геродота и такие слова: «Нравы и обычаи у лидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что лидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом».

Узаконенная проституция

По сведениям античных авторов, узаконенная проституция молодых женщин имела место в Вавилонии, Армении, на Кипре, в Команах, а по сообщениям средневековых писателей, также и в некоторых областях Западной Африки. Вполне допустимо, что ко времени Геродота и других авторов, писавших о проституции молодых женщин, этот обычай претерпел кое-какие изменения и вышел за рамки предписанных древними правил поведения.

Однако следует подчеркнуть, что основы этого обычая были заложены в доисторические времена, уходящие в первобытную пору человека и ничего общего не имеют с распущенностью и безнравственностью в современном ее понимании. Согласно Геродоту, деньги, полученные девушками, «занимающимся своим ремеслом на дому», были истрачены на сооружение могильного памятника Алиатте, отцу Креза. Как признает сам историк «при измерении оказалось, что большая часть работы произведена девушками» . Это значит, что деньги, полученные от проституции, пошли на общественное дело.

Тот же Геродот пишет и следующие слова: » у лидийцев и у всех прочих варваров считается великим позором, даже если и мужчину увидят нагим». Такой же обычай существовал и у римлян. «По-видимому, так вообще было заведено у римлян: ведь и зять старался не мыться вместе с тестем, стыдясь своей наготы». С одной стороны, «разврат», а с другой — «великий позор». Как видим, одно противоречит другому.

Конфликты в первобытном обществе

Первобытное общество людей состояло из отдельных, территориально изолированных родственных групп. Каждая группа считала себя хозяином своей территории. Отношения между соседями не всегда были мирными. Сохранялась постоянная напряженность, которая иногда переходила в стычки, а то и в настоящие войны. Стычки и войны между соседями происходили обычно из-за территории обитания, средств существования, а также молодых женщин.

Вследствие постоянной угрозы со стороны соседей у первобытного человека выработалось представление, что сосед есть враг, захватчик и убийца. Чтобы избавиться от угрозы смерти, необходимо было победить врага или дружить с ним. Вот два главных направления в развитии всех обрядов, обычаев и религиозно-философских воззрений человека. Это можно наглядно проиллюстрировать на примерах семейно-брачных отношений, выработанных на протяжении многих тысячелетий и сохранившихся до наших дней у народов, стоящих на разных ступенях развития.

Половые взаимоотношения

По представлениям первобытного человека, половое общение мужчины и женщины уподобляется сражению двух враждебных сторон —одна убивает, другая проглатывает живьем, как это делает прародительница всего сущего Великая Змея. Процесс приема пищи, в свою очередь, уподобляется половому общению или, иначе, к тому же сражению двух враждующих сторон.
Считается, что до появления индивидуального брака существовал беспорядочный групповой брак. Был ли он действительно «беспорядочным», сказать трудно, однако известно, что групповой брак был внутриродовым. Любой достигший половой зрелости член общества мог вступать в брачные отношения с другими членами своего рода — дети с детьми, дети с родителями.

Вступление в половое общение с членами другого рода считалось преступлением и каралось смертью или изгнанием из рода. По мере развития общества и роста самосознания человека появились сдвиги и в семейно-брачных отношениях. Так, например, могли вырабатываться определенные запреты или нормы поведения для вступления в брак внутри рода. Но что главное, на наш взгляд, был найден выход из тупикового состояния в отношениях с соседями.

На каком-то этапе развития некий род, скажем, род А, для того, чтобы избежать нежелательной войны, сам предложил воинам рода В своих молодых женщин на определенное время или за определенную плату. Те согласились, и таким образом удалось избежать губительной войны. Так зародился обычай умилостивления врага взамен сохранения жизни членов своего рода.
Предоставление молодых женщин воинам другого рода — это только один из многих возможных вариантов сложных взаимоотношений соседей между собой. Члены более слабой, малочисленной группы могли откупаться от своих более сильных врагов и женщинами, и мужчинами, и чем-то другим, материальным и не материальным, что удовлетворило бы желания и спросы соседей. Это —одна сторона вопроса.

Отношения с соседями

Другая сторона вопроса состоит в том, что, по представлениям первобытного человека, как мы сказали, мужчина и женщина, сочетаясь, взаимно убивают друг друга, после чего зарождается новая жизнь. Из этого вытекает, что смерть порождает жизнь, а для того, чтобы нормально существовать или иметь право на жизнь, необходимо быть убитым или убитой.

Короче, достигшую половую зрелость девушку должен «убить» враг с тем, чтобы она дала жизнь новому продолжателю рода, а сама продолжала существовать в обновленном виде. До сих пор «убивал» ее кто-либо из богов своего рода—отец или брат. Однако отец или брат —не настоящие враги. Настоящие враги —соседи. Значит, для того, чтобы нормальный порядок взаимоотношений между живыми и мертвыми членами рода и вообще между богами и людьми не нарушался, а миропорядок и благополучие рода сохранились вечно, «убийца» должен быть внешним, настоящим.

На основе всего этого и по мере усиления контактов с соседскими группами и зародился обычай предоставлять молодых женщин брачного возраста членам другого рода за определенную плату. Плата предназначалась исключительно богам-предкам, которые имели право «убивать» каждого члена женского пола своего рода. Однако, не имея возможности осуществить его на практике, они, эти потусторонние боги-предки, как бы уступали свое законное право за плату соседу-чужаку.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб