Свежие комментарии

  • Мюмзик
    Чудесно! Просто чудесно!Альбом гоголевски...
  • Не Он
    Очень интересно!Коллекция редчайш...
  • Олег Архипов
    Вся эта ахинея написана по мотивам ранее написанных сказок,а потомки уже будут и эту писанину за чистую монету приним...МАРИЙЦЫ В РУССКО-...

Как в США отменили рабство

Как в США отменили рабство

«Какой же был груз? Двадцать рабов»

Еще в 1619 году английские колонисты завезли в Виргинию африканских невольников. Так описывал прибытие первого судна с рабами американский автор Джей Сондерс Реддинг:

Авраам Линкольн — 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа Авраам Линкольн — 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа

«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния. Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза. Какой же был груз? Двадцать рабов».

В первое время рабы получали свободу за примерное поведение и хороший труд.

Например, в 1635 году невольник Антонио Джонсон из Анголы освободился, изменил имя на Энтони и сам стал рабовладельцем — причем в его подчинении оказались даже белокожие рабы из стран Европы.

Однако вскоре положение невольников стало резко ухудшаться. Некоторые историки отмечают, что в середине XVII века из-за цвета кожи африканцев черный начал считаться признаком безвкусицы — в противовес белому, символизирующему красоту.

А в 1691 году в Виргинии был принят закон, говоривший о том, что белые мужчины и женщины должны быть немедленно изгнаны, если они «вступают в брак с негром, мулатом, индейским мужчиной или женщиной, зависимым или свободным».

Рабы бегут

Среди рабов существовало огромное количество мятежников. Например, в газетных объявлениях за 1736–1801 годы содержатся сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины. В связи с этим в виргинских кодексах о рабах было зафиксировано:

«Ввиду того что невольники часто убегают и прячутся, притаившись на болотах, в лесах и в других укромных местах, убивая свиней и нанося иной ущерб жителям...

если раб не возвращается немедленно, то любой может убить или уничтожить таких рабов теми методами и способами, которые он... сочтет нужным. ...Если же раб будет пойман... должно быть... признано законным суду графства назначить такое наказание указанному рабу, будь то расчленение или иное... какое они (эти суды) сочтут уместным, в целях перевоспитания любого такого неисправимого раба и устрашения прочих от подобных деяний».

Север упраздняет рабство

В 1776 году была принята Декларация независимости — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании. Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости, внес в документ пункт, предусматривающий уничтожение рабства. Однако богатые плантаторы добились исключения этого пункта из окончательного текста — таким образом в молодом свободном государстве сохранилось рабство.

Однако вскоре рабство было запрещено на севере США. Вместе с тем

на юге эксплуатация невольников достигла пика своей изощренности — плантаторы «разводили» темнокожих рабов для последующей продажи.

В 1808 году в США был введен запрет на ввоз рабов извне. В то же самое время внутренняя работорговля стала одной из самых престижных профессий — она приносила больше прибыли, чем, например, производство и экспорт хлопка.

В 1850 году в США был принят закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Эмерсон воскликнул: «Подумать только, этот грязный закон принят в XIX веке людьми, умеющими читать и писать. Клянусь небом, я не стану выполнять его!»

Преступления греховной страны

В 30-е годы XIX века активизировались американские аболиционисты — сторонники ликвидации рабства. Аболиционисты были разбиты на две группы: первую возглавлял поэт и публицист Уильям Ллойд Гаррисон, вторую — писатель и оратор Фредерик Дуглас. Гаррисон выступал за ликвидацию рабства без применения силы, Дуглас же считал, что нужно спасать невольников вооруженным способом.

Одним из первых белых аболиционистов, боровшихся за отмену рабства, был Джон Браун. Он предпринял неудавшуюся вооруженную попытку освободить рабов в 1859 году и был обвинен в измене штату Виргиния, убийстве белых людей и подстрекательстве черных к бунту.

«Я должен сказать несколько слов, — заявил Браун в своей последней речи на суде. — Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, то есть моего намерения освободить негров. <…> Я верю, что мои действия… были правильными».

Аболициониста признали виновным, и через 42 дня Браун был казнен. В последний день жизни он написал: «Я, Джон Браун, ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».

Либерия — земля свободы

Американские аболиционисты в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия — «Землю свободы» в переводе с латыни. В эту страну перевозились невольники, выкупленные борцами с рабством. Впрочем, уровень жизни в Либерии не самый высокий: с 1990 года эта страна регулярно входит в список наименее развитых стран мира ООН.

Рабы и Fallout 4

В компьютерной игре Fallout 4 действует организация «Железная дорога», помогающая сбегать разумным киборгам от их хозяев. Это — аллюзия на «подземную железную дорогу» — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски невольников из рабовладельческих штатов Юга на Север. «Подземная железная дорога» имела «кондукторов» — сопровождающих беглых рабов, и «станции» — жилье, предоставляемое сочувствующими для отдыха и укрытия.

Особенно отличилась американская аболиционистка и беглая рабыня Гарриет Табмен — она совершила 19 «путешествий по дороге» и освободила примерно 300 невольников.

Кстати, когда Табмен было 13 лет, надсмотрщик потребовал ее помощи в избиении беглого раба.

Девушка отказалась и стала на пути надсмотрщика — и тогда тот метнул в ее голову двухфунтовую гирю.

Как появился «Анти-Том»

«Негр сдох — подумаешь, какая важность», — утверждал работорговец с Юга Саймон Легри, антигерой знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», написанного в 1852 году. Кстати, после публикации книги, направленной против рабовладения в США, Бичер-Стоу получила не только огромное количество писем с угрозами, но и посылку с отрезанным ухом чернокожего человека.

Показательно, что книготорговец из города Мобил штата Алабама, выставивший «Хижину дяди Тома» на продажу, вынужден был покинуть родные места под давлением общественности.

Хотя на сегодняшний день раб Том занимает 11-е место в американском списке «101 самая влиятельная несуществующая личность», в те годы возник целый жанр литературы «Анти-Том». Романы этого жанра защищали позицию, что рабы не могут жить без надзора хозяев.

Война за уничтожение рабства

В 1861 году в США началась Гражданская война между Севером и Югом. Главной причиной конфликта было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, понял, что страна станет или полностью рабовладельческой, или полностью свободной. Если раньше политический деятель выступал за постепенное освобождение рабов, то теперь он пришел к выводу, что рабство следует упразднить раз и навсегда.

Вскоре Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую невольников, проживающих на находящихся в состоянии мятежа против США территориях, свободными. Так Гражданская война превратилась в войну за уничтожение рабства.

Полностью рабство было отменено после завершения Гражданской войны и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Текст Тринадцатой поправки звучит следующим образом:

«Раздел 1. В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.

Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства».

Интересно, что в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году.

В Миссисипи голосование по ратификации поправки прошло только в 1995 году, а формально процедура отмены рабства была доведена до конца в 2013 году.

Американские рабы и российские крепостные

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Американские аболиционисты тут же начали проводить параллели между российскими крепостными и рабами в США, утверждая, что последних тоже нужно немедленно освободить. Более того, западные журналисты активно писали, что еще Александр Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» называл крепостных рабами, тем самым сравнивая положение невольников в двух странах.

«Царский престол, коего сила во мнении граждан коренится, отличествовати долженствует внешним блеском, дабы мнение о его величестве было всегда всецело и нерушимо, — утверждал российский прозаик в анонимно изданном романе. — Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо рабов, их окружающих. Согласиться всяк должен, что тесные умы и малые души внешность поражать может. Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».

Российские издания того времени были проникнуты антирабовладельческими настроениями.

«Эмансипация негров, считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан, — писал петербургский ежемесячный журнал «Русское слово» в ноябре 1861 года. — Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры».

Кстати, «Прокламацию об освобождении рабов» издание встретило следующими строками: «Наконец наступил великий день для Америки — и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. <…> Что же касается до мнения света, Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх