14 исторических фактов о Дне святого Валентина, которые вас сильно удивят

И снова наступает это время. Нет, не Новый год и даже не 8 Марта. А шоколадно-сердечно-цветочный День святого Валентина, или День всех Влюбленных. И пока у всех витает любовь в воздухе, мы решили откопать исторические факты об этом дне, которые имеют мало общего с влюбленностью и цветочками.

saintvalentine

Римский император Клавдий II не разрешал своим солдатам жениться во время войны, так как считал, что любовь и брак никак не связаны. Согласно «Золотой легенде», собранию христианских легенд и житий святых, именно при Клавдии II был казнен святой Валентин.

На самом деле существует несколько легенд о святом Валентине. Одна гласит, что он тайно венчал влюбленных, был пойман и казнен по приказу императора. Согласно другой, Валентин пытался помочь бежать из тюрьмы христианам, которые подвергались гонениям в те времена, был обнаружен и схвачен. Влюбился в дочь своего тюремщика и написал ей первую валентинку, подписавшись «Твой Валентин». Как бы то ни было, Валентин был казнен, и папа Юлий II причислил его к лику святых, предположительно 14 февраля.

Красные розы были любимыми цветами Венеры, римской богини любви. А вообще, каждый цветок имеет свое значение, так что постарайтесь не подарить своей девушке букет ненависти из желтых лилий, к примеру. © rexfeatures

 
 

Именно король Англии Генрих VIII, известный тем, что почти все его шесть жен трагически умерли (двух казнил он сам, одна умерла после родов), в 1537 году сделал 14 февраля официальным праздником для влюбленных.

Город Верона до сих пор получает тысячи писем, адресованные Джульетте, возлюбленной Ромео. На фотографии статуя Джульетты в Вероне. © rexfeatures

Лишь в Средние века День святого Валентина стал ассоциироваться с любовью, и то только потому, что, например, во Франции и Англии в феврале у птиц начинался брачный период. © rexfeatures

Многие историки предполагают, что день 14 февраля выбран вовсе не из-за святого Валентина, а чтобы заменить древнеримский языческий праздник плодородия Луперкалии в честь бога Фавна, а также основателей города Ромула и Рема. Во время празднования приносили в жертву коз и собак, мужчины раздевались, бегали по городу и стегали всех шкурами животных, особенно женщин, так как удар считался благословением. Затем листочки с женскими именами помещались в сосуд, а мужчины выбирали себе таким образом пару на год, после которого женились.

 
 

Валентинки появились в начале XX века, когда книгопечатное дело стало не таким сложным процессом. В то время было не принято открыто выражать свои чувства, поэтому валентики были как нельзя кстати.

На самом деле в III веке жили несколько христианских мучеников с именем Валентин — священномученик Валентин, епископ города Интерамны, и пресвитер Валентин Римский, а также мученик Валентин Доростольский, воин, принявший смерть за открытое исповедание христианства.

В римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин можно полюбоваться на череп святого Валентина. Да, это одна из главных достопримечательностей церкви. Надеемся, что это череп именно того, «правильного» Валентина. В ближайшее время не собираетесь в Рим? Отлично, на остальные части его скелета вы можете посмотреть в Чехии, Ирландии, Шотландии, Великобритании и Франции.

Во времена королевы Виктории в Англии считалось плохой приметой подписывать валентинки. Наверное, это объяснялось тем, что опять же было не принято открыто заявлять о своих чувствах, так как можно было скомпрометировать возлюбленную. 

Сохранилась самая старая валентинка с поэмой, которую послал в 1415 году Карл, герцог Орлеанский, своей жене, пока находился в заточении в лондонском Тауэре. К сожалению, его жена скончалась, так и не успев получить поэму герцога.

В начале XIX века врачи активно призывали людей есть шоколад, чтобы унять тоску по возлюбленным. А в конце XIX века Ричард Кэдбери выпустил первую в мире коробку шоколадных конфет.

В Средневековье большинство людей были неграмотными, так что, когда им приходилось подписывать какой-либо документ, они просто ставили символ X при свидетелях, а затем целовали свою «подпись» в знак искренности своего решения. Среди таких документов были и свидетельства о браке.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх