Кроваво-красные кхмеры

Кроваво-красные кхмеры

Шестьдесят восьмой год двадцатого века вошёл в нашу историю не только громкими протестами в странах Запада и социалистического лагеря, которые, несомненно, потрясли по-своему, мир, но и одним, на первый взгляд, весьма незначительным событием, но весьма интересным и позже очень раскрученным с разных сторон.

В 1968 году, в Камбодже оформилось неофициальное движение «Красные кхмеры», которое изначально состояло преимущественно из кхмеров (камбоджийцев), обучавшихся во Франции и там перенявших элементы различных левых идеологий. Затем их ряды стали пополняться в основном подростками 12-15 лет из крестьянских семей, лишившимися родителей и ненавидевшими горожан как «пособников американцев».

Их идеология, с одной стороны, включала абстрактные идеи социальной справедливости и всеобщего равноправия, с другой — мощное неприятие научного прогресса и всего современного. Они всерьёз считали, что спасением страны будет избавление от зла иноземной цивилизации и своеобразный «возврат к корням».
В относительно стабильной обстановке, такая сомнительная группировка имела бы мало шансов для прихода к власти, но в Камбодже тех лет накопилось весьма много факторов, облегчающих приход «красных кхмеров» к власти. Упомянем лишь основные.

Кхмерский народ долгое время обладал неприятием, с одной стороны к соседям – Вьетнаму и Тайланду, из-за постоянных войн с ними, а с другой стороны, к западным странам, превратившим Камбоджу в белку, крутящуюся ради различных западных магнатов. «Красные кхмеры» активно использовали это неприятие для пропаганды своих идей.

В то же время, король Камбоджи Нородом Сианук, поставил целью создать дружеские отношения с Советским Союзом и получать от него финансовую помощь. Камбоджа тех лет представляла государство, где доминируют капиталистические отношения при большом государственном секторе и частично национализированном предпринимательстве. Данный тип экономического уклада он выдавал как сугубо социалистический, что не могло не импонировать тогдашнему руководству Советского Союза. Также, чтобы у СССР не возникло сомнений в дружеских намерениях короля, Сианук разрешил вьетнамским войскам свободное передвижение на территории Камбоджи.

Это, разумеется, вызвало ответную реакцию США и очень скоро, американские B-52 буквально разбомбили каждый километр страны, что породило мощнейшее народное возмущение. Для сравнения — количество бомб, во время операции «Меню», было сопоставимо с количеством бомб, сброшенных на Германию за всю Вторую Мировую.

В 1970 году, власть захватила вооружённая проамериканская группировка во главе с генералом Лон Нолом. Их действия, ориентированные на поддержку США и создание видимости демократизации, невольно способствовали увеличению народной поддержки их противников – движению «красных кхмеров», которые успешно брали рубеж за рубежом. В те годы, «красные кхмеры» отличались особой примитивной агрессивной закрытой структурой и являлись одной из самых непрозрачных организаций в мире. Даже внешность первых лиц движения была долгое время строгой тайной, за нарушение которой ждала неминуемая смерть. Это в свою очередь негативно сказалось впоследствии.

Итогом этой войны стал «великий день 17 апреля» — встреченный ликованием народных масс вход кхмерских войск в Пномпень в 1975 году. Но продолжилось оно недолго. Улыбки соотечественников сменились негодованием, когда прозвучал звук сирен и было выдвинуто жёсткое требование переселиться в т.н. «сельскохозяйственные коммуны».

Последующая жизнь была тяжёлой. Многие не перенесли долгой и голодной дороги в джунгли, тем, кому повезло добраться, пришлось обживаться там. В организованных «коммунах», была введена военная организационная структура, людей посылали расчищать джунгли, возделывать рис, строить дамбы, рыть каналы. Из-за отсутствия оборудования все работы выполнялись вручную. Многие люди, не приспособленные к жизни в джунглях, попросту умирали от тяжёлой работы. Бывшие врачи, химики, журналисты, инженеры были вынуждены работать не по специальности, с трудом привыкать к новым условиям.

Некоторые исследователи Демократической Кампучии [1] говорят, что через несколько лет после создания относительно устойчивого аграрного базиса, предпринимались шаги к индустриализации, вновь стали вводить в обращение денежные знаки. Однако, данные меры вряд ли были сколько-либо значительными, так как особого отражения в каких-либо данных (за исключением пропагандистских материалов ДК) не наблюдается.

В эти годы, антивьетнамские настроения были особенно сильны, как в партии, так и в кхмерском народе. Поэтому, стали учащаться прецеденты чисток этнических меньшинств на территории Кампучии (преимущественно камбоджийских чамов и вьетов). Дело даже дошло до вооружённых столкновений на территории Вьетнама[2], что спровоцировало масштабный военный конфликт, закончившийся поражением «красных кхмеров» и провозглашением провьетнамской Народной Республики Кампучия.

Пришедшие к власти провьетнамские коммунисты начали курс на индустриализацию и построение социалистического государства, однако, идущий полным ходом процесс окончательного разложения советской системы, спровоцировал резкое ограничения финансовой помощи Вьетнаму и НРК со стороны СССР. Поэтому, процесс построения социалистического государства закончился, едва начавшись. Одним из самых серьёзных шагов по его сворачиванию, стала легализация в НРК частного сектора экономики в 1986 году. Окончательное ослабление Вьетнама уже не могло позволять держать НРК под контролем, и в связи с этим, вьетнамские войска были полностью выведены из НРК в 1989 году.

Освободившуюся страну начали активно брать в свой оборот проамериканские силы, и уже в1993 году были проведены «демократические» выборы, с вполне ожидаемыми результатами. В результате была возвращена монархия и был коронован тот самый Нородом Сианук, который до этого обещал, что никогда больше не займёт королевский престол. В стране началось построение периферийного капитализма, который мы можем наблюдать и сегодня.

Говоря о поражении «красных кхмеров», хочется сказать прежде всего об отсутствии чётких взглядов в партии. Оно породило солянку из анархо-коммуно-националистических предрассудков, что не позволило вести адекватное управление страной. Верхушка ПКК после 17 апреля банально не знала, что делать, и, в связи с этим, предпочла действовать «по накатанной дорожке», превратив страну в один большой партизанский кооператив, хотя воевать уже было не с кем. Через несколько лет, видя плачевную ситуацию, они, возможно, попытались выйти из кризиса, начав попытку индустриализации и ввязывания в военные конфликты, однако поражение в военном конфликте поставило на этом крест.

Почему история Кампучии до сих пор сохраняет актуальность?

Используя радикальные меры «красных кхмеров», а также официальную декларируемость коммунистическим взглядам, очень удобно переносить недостатки и перегибы «кхмеров» на левые взгляды в целом, вдобавок раздувая концепции «полей смерти», окончательно демонизируя всё красное движение. С другой стороны, изредка находятся любители «жёсткого и радикального», которые, наоборот, отстаивают непогрешимость Пол Пота и его сторонников и предлагают нам наступить на те же грабли сегодня.

Мы должны объективно подходить к «красным кхмерам», хотя это далеко не всегда удаётся. Почти все исторические изыскания о них составлены заинтересованными сторонами: либо это материалы Тайланда, США, Вьетнама и СССР, либо это пропагандистские материалы самой Демократической Кампучии. Очевидно, что истина лежит где-то посередине, только остаётся открытым вопрос, ближе к чему эта середина – к «полям смерти» или к «новому Ангкору»? Возможно, мы никогда не найдём ответ на этот вопрос.

1. Самородний О. Пол Пот. Камбоджа – империя на костях? — М.: Алгоритм, 2013. — 320 с.
2. См. Резня в Батюк, нападения на острова Фукуок и Тхо-Чу

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб