Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

оциологические опросы начала ХХ века показывают, что 60-70% российской молодёжи были атеистами. Их среда горела желанием служить простому народу; мизерный процент хотел связать судьбу с чиновничеством и военной службой. 70% ощущали одиночество и непонимание со стороны взрослого мира.

 

После революции 1905 года в России начался социологический бум. Особенно активно опрашивалась учащаяся молодёжь – исследователи здраво рассуждали, что настроения этой возрастной группы будут скоро определять политику страны. Исходя из этих данных социологов, не вызывает никакого удивления слом Российской империи. Даже образованные классы (как сказали бы сегодня «средний класс») испытывали сильную материальную нужду; их среда горела желанием служить простому народу; мизерный процент хотел связать судьбу с чиновничеством и военной службой. «Перестройка» в стране не просто назрела, а перезрела, но правящие круги не хотели замечать очевидные вещи. Мы приводим несколько социологических опросов учаще   йся молодёжи в разных городах Российской империи.

 

Опрос в Одессе в 1912 году

 

Это анкетирование было проведено в средних учебных заведениях Одессы весной 1912 года. Результаты исследования были отражены в статье Маркова «О школьной молодёжи (по данным одной анкеты)», опубликованной в 1913 году в двух номерах журнала «Вестник воспитания».

 

В начале статьи автор отметил, что анкетирование проходило в условиях «враждебного отношения к нему школьного начальства и в атмосфере полного недоверия». Сам процесс социологического исследования был начальством воспринят как проявление демократии, а любые проявления демократии в России всегда встречали самое активное противодействие чиновничества.

 

Работу по анкетированию удалось провести в 18 мужских и 14 женских средних учебных заведениях Одессы. Было распространено 1475 анкет, по которым удалось получить 428 ответов. По этой анкете следовало дать ответ на 31 вопрос.

 

Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

1)Своим любимым занятием вне школы учащиеся назвали чтение. На это указали 306 человек из 352, давших ответ на этот вопрос.

 

Учащиеся наряду с художественной литературой регулярно читали и периодические издания — 232 человека регулярно читали газеты (в первую очередь материалы общественно-политических отделов). Кроме того, 235 человек регулярно читали ещё и журналы. Были упомянуты «Нива» (85 ответов), «Русское богатство» (35 ответов), «Современный мир» (21 ответ) и др.

 

Интересен и тот факт, что даже в таком революционизированном городе, каким была в то время Одесса, учащиеся совсем немного внимания уделяли партийной печати. В ответах было названо всего 7 и только эсеровских изданий: «Земля и воля» (3 ответа), «Знамя труда» (3 ответа), «Сборник социалистов-революционеров» (1 ответ)

 

169 респондентов в своих ответах указали на то, что наряду с другими изданиями они регулярно читают и «научные книги».

 

2)Самыми любимыми писателями-классиками для одесских школьников в то время были: Лев Толстой (147 ответов), Тургенев (120 ответов), Достоевский (66 ответов), Пушкин (49 ответов), Гоголь (43 ответа). Среди современных были названы — Чехов (53 ответа), Куприн (52 ответа), Горький (29 ответов).

 

3)Один из вопросов анкеты:«Есть ли у вас истинные друзья?». На него было получено всего 340 ответов. В 240 из них говорилось о «полном одиночестве в жизни» (70% от ответивших).

 

4)255 ответов было получено на вопрос «Ваше отношение к современной жизни». В числе ответивших 11 человек были ею довольны, 20 сказали о безразличии к этому вопросу, 29 не смогли чётко определить этого своего отношения. А вот 195 (76,6%) дали отрицательную оценку своему «бытию».

 

Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

 

5)На вопрос «Верите ли вы в бога и религиозны ли вы?» было дано всего 250 ответов. Получены следующие результаты:

 

— 38 человек «были верны своей религии»;

 

— 38 — не смогли определиться с ответом;

 

— 19 — «плохо знали свою религию»;

 

— 155 (62%) — сказали, что к религии «не имеют никакого отношения».

 

6)Ответ на вопрос о характере своей будущей профессии дали 297 респондентов:

 

— 59 человек хотели пойти в медицину;

 

— 36 мечтали стать инженерами и техниками;

 

— 33 хотели стать юристами;

 

— 29 избрали для себя педагогику;

 

— 18 думали идти в коммерцию и торговлю;

 

— 9 собирались заняться наукой;

 

— 6 хотели идти на военную службу.

 

Примечательным является тот факт, что 14 человек написали о своем желании «служить человечеству и посвятить себя общественной деятельности и участвовать в борьбе с современным строем».

 

7)Последним в анкете стоял вопрос «об идеалах» молодежи. На него ответили 290 человек, в их числе:

 

— 20 (6,8%) человек связали свои идеалы и счастье с материальным благополучием;

 

— 19 еще не определились в этом вопросе;

 

— 14 отметили, что не имеют никаких идеалов;

 

— 13 видели идеалы в семейном счастье и любви.

 

Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

 

А вот 230 респондентов (79,3%) считали своими «общественные идеалы альтруистического характера. Самые характерные ответы среди них: «помогать бедному, страждущему люду»; «делать добро другим людям»; «творить, строить лучшую жизнь людям без различия национальностей»; «служить ближнему вплоть до пожертвования жизнью» и др.

 

Опрос студентов в 1908-14 годах

 

В журнале «Вестник воспитания» за октябрь 1914 года была опубликована интересная работа Г. Гордона «К вопросу о материальном положении нашего студенчества». В основе её — материалы социологических исследований, проведенных в ряде высших учебных заведений страны в 1908—1912 годах.

 

В результате изучения материалов анкетирования студенчества о размерах ежемесячного бюджета Гордон большую часть респондентов отнес к категории «нуждающихся». Причём у студенчества в расходной части ежемесячного бюджета самые ощутимые затрат связаны с внесением платы за обучение и за найм жилья. В статье приводились конкретные сведения по этому вопросу. Так, анкетирование, проведенное в 1908 году в Юрьевском университете, дало следующие результаты: 50,4% респондентов тратили на жизнь меньше 20 рублей в месяц; 32,9% тратили в месяц от 20 до 30 рублей. Таким образом, к категории «нуждающихся» относилось 83,3% студентов Юрьевского университета.

 

Анкетирование, проведённое в 1909 году в Санкт-Петербургском технологическом институте, показало, что 69,1% студентов-«технологов» являлись «нуждающимися».

 

В 1910 году было проведено социологическое исследование в Санкт-Петербургских Высших женских курсах, которыми руководил профессор А. Кауфман. Выяснилось, что 75% курсисток были «нуждающимися», причем 13% даже не могли себе позволить обедать ежедневно.

 

Данные расчёты в целом совпали с результатами анкетирования по вопросу материального положения российской «трудовой интеллигенции», проведённого в 1910 году редакцией журнала «Вестник знаний». Согласно этому исследованию, средний годовой бюджет студента составлял 300 рублей (т. е. 25 рублей в месяц).

 

Опрос московских гимназисток в 1914 году

 

В журнале «Вестник воспитания» за ноябрь 1914 года была помещена статья «Идеалы гимназисток». В основу статьи был положен материал, полученный в результате анкетирования, проведенного в старших классах одной из женских гимназий Москвы, расположенной на окраине Москвы (и поэтому заведение это было «демократичным» и по составу учащихся, и по составу педагогического персонала). В процессе исследования удалось получить 145 ответов на анкету. Основные результаты опроса были таковы:

 

Дореволюционная молодёжь: атеизм, протест, альтруизм

 

1)О получении высшего образования мечтали 70 респондентов (48% от числа давших ответ).

 

2)На вопрос о характере будущей профессии было дано 132 ответа В их числе следующие: 92 ученицы мечтали о педагогической деятельности; 36 хотели стать медицинским работниками.

 

Приведем ответ одной из гимназисток 6-го класса: «Профессия врача, но не из-за наживы, а хочется поехать в глушь, где нет ни школ, ни лечебниц, и помогать крестьянам. Умереть на этом поприще — вот мой идеал».

 

Важная деталь – в большинстве ответов гимназисток представление о будущей деятельности было связано с альтруистической работой на благо других людей. Вот несколько высказываний такого рода: «я желаю приносить кому-нибудь пользу»; «служить на пользу своему народу»; «жить на пользу других»; «помогать бедным и ухаживать за больными».

 

3)60 респондентов (41,3%) в своих ответах выразили твердое желание «совсем куда-нибудь уехать».

 

4)Респонденты почему-то неохотно ответили на вопрос анкеты о характере своего отношения к жизни. Было получено всего 24 ответа, из них в 18 звучали пессимистические ноты (66%).

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб