Ученым впервые удалось найти ДНК первых индейцев и подтвердить их родство с чукчами.

Водолазы изучают череп Найи и создают трехмерную модель при
помощи подводных сканеров.

Подводные спелеологи изучают дно пещеры Ойо-Негро.

Череп Найи и ее кости на дне пещеры в 2011 году.

Скелет индейской девочки, упавшей на дно мексиканской пещеры Ойо-Негро 13 тысяч лет назад, помог ученым восстановить ДНК древних индейцев и подтвердить их родство с народами Сибири и Чукотки. Фотографии останков, их описание и предварительные выводы палеогенетиков были опубликованы в журнале Science.

Большинство археологов считают, что предки современных индейцев проникли на территорию Северной Америки примерно 15-14 тысяч лет назад, двигаясь по «берингову мосту» — узкой полоске льда и земли между Аляской и Чукоткой. До последнего времени ученые полагали, что они принадлежали к так называемой культуре Кловис, получившей свое название в честь городка в штате Нью-Мексико, где в конце 1930-х годов была обнаружена одна из первых стоянок аборигенов.

Сегодня эти представления подвергаются сомнению из-за различий во внешнем облике представителей племен Кловис, современных индейцев и жителей Чукотки. Лицо американских аборигенов каменного века было относительно узким, у них был выпуклый лоб, а характерные азиатские черты отсутствовали. Поэтому многие археологи и палеонтологи считают, что Америка была заселена в ходе двух или более волн миграции, первые из которых, в том числе и Кловис, не оставили потомков.

Эти сомнения были развеяны известным американским палеонтологом Джеймсом Чаттерсом из компании Applied Paleoscience в городе Ботелл (США) сегодня, когда научный коллектив под его руководством обнародовал итоги раскопок в Мексике.

История открытия группы Чаттерса берет свое начало в мае 2007 года. Тогда один из авторов статьи, профессиональный водолаз и спелеолог Альберто Нава, и несколько его друзей-любителей «экстрима» отправились в экспедицию на полуостров Юкатан, где находится множество полузатопленных пещер.

Одна из таких пещер оказалась особенно сложной для погружений. Она состоит из узкого и крайне сложного для продвижения тоннеля длиной в километр и огромной «залы», дна и стен которой не видно из-за полного отсутствия света. По этой причине Нава и его друзья окрестили ее «черной дырой», или Ойо-Негро.

Через два месяца спелеологи вернулись в Ойо-Негро, вооружившись комплектом мощных подводных фонарей и прожекторов, что позволило им найти дно пещеры и изучить его содержимое. Помимо костей крупных и мелких животных, в том числе гигантских ленивцев и прочих представителей вымершей мегафауны Америки, водолазы обнаружили полный скелет человека.

Нава и его спутники передали останки профессиональным палеоантропологам и генетикам. Выяснилось, что они принадлежат 15-16-летней девушке, жившей примерно 13-12 тысяч лет назад. По всей видимости, она погибла во время похода за водой, поскользнувшись и упав на дно пещеры. Ученые назвали ее Найей, следуя примеру древних греков, считавших, что речные и озерные нимфы – наяды – живут в прибрежных пещерах.

Найя стала уникальной находкой по двум причинам. Во-первых, это первый полный скелет древнего индейца, который был найден на территории Америки и который принадлежит, судя по строению черепа и других частей тела, к культуре Кловис. Во-вторых, из-за особых химических условий на дне пещеры в костях и зубах Найи сохранились почти неповрежденные молекулы ДНК.

Чаттерс и его коллеги выделили из коренных зубов Найи обрывки так называемой митохондриальной ДНК (мтДНК) — части генома, которая «дирижирует» работой митохондрий, «энергостанций» клеток. Митохондрии передаются от матери к детям, и их ДНК практически не меняется с течением времени, что позволяет проследить «родословные» народов и пути их распространения по Земле.

Сравнение мтДНК современных индейцев и Найи однозначно показало, что они принадлежат к одной и той же гаплогруппе – D1, к которой относятся и некоторые современные народы Чукотки и Сибири. Данный факт позволил Чаттерсу и его коллегам заключить, что современные индейцы произошли от представителей культуры Кловис.

Как пишет обозреватель журнала Science Майкл Балтер, сторонники теорий «второй волны» вряд ли согласятся с выводами авторов статьи. Сам Балтер указывает на неоднозначности в определении точной даты смерти Найи — пещерные воды вымыли все белковые останки из скелета, из-за чего ученым пришлось отказаться от «классической» радиоугеродной датировки и вычислить возраст девушки по долям изотопов урана и тория в сталагмитах.

Кроме того, открытие не объясняет, как современные аборигены Америки приобрели характерный облик краснокожего. Как считает Чаттерс, эта трансформация произошла в результате перехода кочевых культур протоиндейцев к оседлой жизни. С ним не согласны десятки и даже сотни других антропологов, выдвинувших в последние два десятилетия собственные теории, объясняющие различия в облике индейцев Кловис и их современных потомков.