Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    А как хочешь. Вон автор заморочился, на капс нажимал, остальное не его дело. Его дело прокукарекать, а там...Русско-польская в...
  • konstantin kurotskin
    К как доказать?Русско-польская в...
  • Владимир Михрячев
    "МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (выделено мной - В. М.) вступило в 1654 г. в очередную войну с Речью Посполитой, дабы вернуть...Русско-польская в...

Язычество древних славян. Збручский идол.

Прямо скажем, знаем о нём мы очень не много. Основную информацию поставляет археология. например, знаменитый Збручский идол.
Язычество древних славян. Збручский идол.
В 1848 г. на месте стыка земель четырех славянских племен: волынян, белых хорватов, тиверцев и бужан — был най-Ден знаменитый Збручский идол. Ныне он находится в Краковском музее.

Четырехгранный Збручский идол ученые сопоставили с четырехликим арконским Святовитом. Збручский идол выглядит намного архаичнее Святовита, несмотря на то, что их разделяет не более трех столетий. Збручский идол — че

тырехгранный, что связано с очень древними представлениями человека о необходимости обезопасить себя "со всех четырех сторон". Четырехгранные и четырехликие славянские идолы известны в этих местах уже в IV в. н. э. Композиция идола довольно сложна, но отличается удивительным сочетанием законченности, самостоятельности каждого изображения и, в то же время, подчиненности каждого из них общему замыслу памятника в целом. В верху каждой грани идола - изображение божества- два женских лика и два мужских. Средняя зона памятника

представлена хороводом двоих мужчин и двух женщин, держащихся за руки, причем их пол соответствует полу божества верхней зоны. Нижняя зона — бог, стоящий на коленях и поддерживающий своими руками плоскость земли с людьми на ней.

Древний скульптор изобразил этого бога не только на лицевой грани, но и на двух боковых, дав туловище — в профиль, а голову — в фас: получилось как бы три бога — "триглав".
Язычество древних славян. Збручский идол.
Три яруса идола представляют собой как бы три части Вселенной: небо с небесными богами, землю с людьми, живущими на ней, и подземный мир. Четырехгранность идола также связана с его мировым смыслом — сила божества должна распространяться во все четыре стороны Вселенной.

Вот как расшифровывает збручскую композицию Б.А.Рыбаков:

"Средний мир (мир земли) заселен людьми, которые изображены на идоле в ритуальном хороводном танце. Поддерживает землю усатый бог, стоящий на коленях. Возможно, что это — Белее: всенародный бог скота и богатства, связанный с землей и урожаем. Верхний ярус — небесный, на каждой грани которого изваяно особое божество: на главной лицевой грани — Макошь с рогом изобилия; по правую ее руку — второе женское божество, Лада: богиня произрастания и покровительница свадеб. В правой руке она держит кольцо. По левую руку богини Макоши — бог-воин, соответствующий русскому Перуну или западнославянскому Святовиту. Он вооружен мечом-палашом IX века, и ему дан конь. Таким образом, по сторонам Макоши находились божества обеих половин рода человеческого: справа — Лада, покровительница девушек и женщин, и слева — вооруженный Перун, бог мужей воинов".

"Времена и эпохи" 2016 это фестиваль реконструкции средневековой культуры. так что без славян - никуда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх