Пять самых шокирующих историй об НЛО и пришельцах

Отдел науки «Газеты.Ru» в очередной заметке из цикла «Мракобесие» разоблачает самые популярные мифы и истории о неопознанных летающих объектах (НЛО) и пришельцах.

2 июня любители лженауки и наивные люди всего мира отмечают День уфолога — праздник, приуроченный к первому инциденту с участием НЛО — неопознанного летающего объекта. «Газета.Ru» рассказывает о пяти случаях наблюдения «пришельцев» и их научных объяснениях.

Большие разборки в маленьком Розуэлле

Самым известным инцидентом с участием НЛО является череда событий, произошедших в 1947 году в окрестностях небольшого американского города Розуэлл.

Именно эти события стали своего рода толчком для массовой культуры: впоследствии неопознанные летающие объекты стали изображать в виде летающих тарелок.

В начале июля 1947 года один из местных фермеров заявил, что в ночи видел свечение и взрыв неподалеку от своего ранчо, расположенного в пустынной местности. Он уверял, что им были найдены фрагменты материалов явно неземного происхождения, которые впоследствии увезли военные.

Это сообщение подняло большой ажиотаж сначала в местной прессе, а затем и в СМИ общеамериканского охвата. А 7 июля 1947 года местные военные даже вынуждены были сделать официальное заявление, в котором говорилось об обнаружении ими «летающего диска».

Вокруг этого события и показаний различных очевидцев были построены сотни конспирологических теорий. А «Зона-51», куда якобы отвезли саму летающую тарелку и тела погибших инопланетян, и вовсе приобрела культовый статус. На самом деле реальность куда более прозаична: «летающая тарелка» — упавший вскоре после запуска аппарат Mogul, предназначавшийся для слежения за советскими баллистическими ракетами. А запущен он был из малой родины главного героя сериала «Во все тяжкие» Уолтера Уайта — города Альбукерке.

Таких не берут в астрофизики


 

Спустя полгода после розуэлльского инцидента НЛО опять оказались в центре внимания, причем снова в штате Нью-Мексико: происшествие заключалось в том, что при преследовании неопознанного летающего объекта погиб пилот американского истребителя P-51 Mustang Томас Мантелл.

Согласно имеющейся информации, капитан Мантелл преследовал объект, напоминавший «шарик мороженого, политый сверху красным сиропом». А спустя несколько часов обломки его самолета обнаружили местные жители. Впоследствии выяснилось, что пилот умер еще в воздухе от кислородного голодания, поскольку его кабина не была оборудована кислородной маской.

Что касается «неопознанного летающего объекта», то оно с высокой долей вероятности представляло собой комбинацию двух природных явлений. Первым из них является ложное солнце — паргелий — радужное пятно на уровне Солнца, которое появляется из-за преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере. А вторым — обыкновенное гало — светящееся кольцо вокруг источника света, которым в этом случае являлся паргелий. Гнаться за таким НЛО все равно что преследовать радугу.

Зеленые человечки над Белым домом

С 12 по 20 июля 1952 года массовая истерия охватила жителей столицы Соединенных Штатов — на протяжении целой недели они два-четыре раза наблюдали кружащиеся над городом и его окрестностями летающие тарелки. Примечательно, что эти объекты появились и на радарах диспетчеров местных аэропортов, что их довольно сильно перепугало.

Из-за спровоцированной событиями истерии Пентагон был вынужден созвать крупнейшую со времен окончания Второй мировой войны пресс-конференцию. На ней было заявлено, что эти объекты являются результатом инверсии воздушных потоков или болидами неземного происхождения. И если первое предположение быстро опровергли, то Челябинский метеорит и многие исследования подтвердили вторую гипотезу более чем полностью.

 

В то же время инцидент очень сильно взбудоражил ведущие американские СМИ и даже отвлек внимание публики от Корейской войны. Некоторые американские политики заявили, что вражеские шпионы специально нагнетают обстановку внутри США, и потребовали бороться с информацией, которая может вызывать массовую панику. Впоследствии к противодействию волне ложных сообщений об НЛО подключились даже подразделения ЦРУ.

Тегеран-76

В 1976 году неопознанный летающий объект зафиксировали уже в Тегеране, столице тогда еще шахского Ирана. Жители предместий персидской столицы увидели некое свечение, которое было гораздо ярче, чем звездное.

Военные, обеспокоенные сообщениями, экстренно подняли в воздух истребитель F-4 Phantom II. Когда самолет приблизился к объекту, у него отключились все электронные системы.

 

Впоследствии проводилось официальное расследование инцидента, в котором принимали участие в том числе и представители американских спецслужб. Однако после исламской революции 1979 года получить доступ к файлам с его материалами не представляется возможным.

Исследователи утверждают, что использованные иранцами истребители и техника были устаревшими, что и обусловило отключение оборудования. Долгое время бытовала теория, что летчики наблюдали Юпитер, однако это противоречит показаниям с радаров. В целом ученые сходятся во мнении, что наблюдавшаяся аномалия представляла собой болид.

В силу отсутствия информации из современного Ирана данный инцидент был сильнее всего мифологизирован, однако именно дефицит данных и не позволяет до конца объяснить его с научной точки зрения.

Если бы «Ангара» полетела

 

А ночь на 20 сентября 1977 года НЛО «долетели» и до территории Советского Союза: в небе над Петрозаводском можно было наблюдать яркий объект, который быстро двигался в восточном направлении.

Спустя пару дней передовицы таких советских газет, как «Известия» и «Ленинские известия», вышли со статьями про предполагаемое НЛО. Финляндия, из которой также можно было наблюдать странный объект, потребовала от СССР официальных объяснений, поскольку местные власти считали, что СССР проводит испытания некоего нового оружия. А власти СССР отправили к месту происшествия специальную группу исследователей из Академии наук.

В докладе ученых, выпущенном по итогам расследования, говорилось, что «редкое атмосферное явление» представляло собой советский спутник «Космос-955», который запустили 20 сентября 1977 года с космодрома Плесецк ракетой «Восток-2М».

 

Если ракету-носитель «Ангара 1.2ПП» все-таки починят, то во время ее запуска с большой долей вероятности жители Петрозаводска смогут наблюдать очередное «НЛО».

Источник ➝

Пожар антишляхетских восстаний в Речи Посполитой (1648-1653 гг.)

 

Великое княжество Литовское, так же как и Польша, полыхало в огне антишляхетских восстаний. И в начале Тринадцатилетней войны территория, по которой проходили русские войска, была уже изрядно опустошена. Так, по свидетельству очевидцев, по «дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы…разрушены», а шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов – казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов». В 1648 г. русский гонец сообщил царю, что с появлением в Белоруссии отряда казаков полковника И.

Шохова «холопы их шляхетские и панские, пограбя пана своего животы, бегают к казакам», а вступившие в ряды казачества белорусские крестьяне и горожане «войско казакам приумножили».

Поветы разорялись вследствие как стихийных народных выступлений и действий казацких отрядов Головацкого, Кривошапки, Небабы, Голоты и др., так и карательных мер правительственных войск, немилосердно подавлявших мятежи в районах Гомеля, Чечерска, Пропойска, Пинска. Разорение Пинского повета и взятие Пинска, например, являлось полномасштабной войсковой операцией правительственных войск ВКЛ. Ворвавшиеся в город солдаты были встречены многочисленными баррикадами на узких улочках города. Подобным образом были взяты и разорены Туров, Бобруйск, Речица, Мозырь и др. Антифеодальные выступления были подавлены войсками Януша Радзивилла только к 1651 г. Даже когда Радзивилл почти «затушил» пожары восстаний, в тылу у него вновь заполыхало Мстиславский повет. Отдельные очаги восстания продолжали вспыхивать до 1653 г. «Хлопы» жестоко поплатились за свои выступления – по статусу посягательство на имущество шляхтича каралось смертью. Сколько погибло в этой братоубийственной войне 1648-1653 гг – не известно до сих пор.

Белорусским националистам неприятно будет узнать, что после такой кровавой расправы белорусские общины не раз отправляли делегации в ...соседнюю «Московию», ища у царя поддержки. Так, в 1651 г. в Москву прибыл А. Кржыжановский с просьбой к царю принять Белоруссию в «государскую оборону». В Посольском приказе он говорил, что как только русское войско появится на белорусской земле, «то белорусцы де, сколько их есть, все б те поры востанут на ляхов заодно. А чаят де тех белорусцов зберетца со 100 000 человек». Неудивительно, что вступление в 1654 г. армии «Тишайшего» царя на территорию Речи Посполитой только усилило глубокий раскол в ВКЛ.

Цитируется по: Лобин А.Н. Неизвестная война 1654-1667 гг.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТАТАРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

 

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования такой категории торгового сословия как национальное татарское купечество. Автором делается попытка анализа причин формирования татарского купечества как прослойки торгового сословия.

С. С. МИХЕЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования такой категории торгового сословия как национальное татарское купечество.

Автором делается попытка анализа причин формирования татарского купечества как прослойки торгового сословия.

Условно считается, что традиционным занятием представителей татарского этноса было занятие торговлей. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему сформировалось подобное мнение, необходимо проанализировать, было ли это следствием экономических предпосылок или же действительно результатом реализации предпринимательских способностей.

Для территории Пензенской губернии традиционным являлось занятие сельскохозяйственным трудом в качестве основного занятия населения, однако не всегда сельскохозяйственная ориентация являлась удобной и прибыльной для хозяев. В частности, для представителей татарского этноса с XVIII века началось ограничение их хозяйственной самостоятельности.

Во второй половине XIX - начале XX в. земледелие продолжало играть ведущую роль в крестьянских хозяйствах татар. Отмена крепостного права и реформы 1860-х годов не принесли с собой для крестьянства освобождения от экономической кабалы. Лучшие земли и угодья крестьян были отрезаны в пользу помещиков. По материалам статистики 1877 г. на территории Саранского, Наровчатского, Инсарского, Краснослободского, Спасского уездов во владении крестьян находилось лишь 53,5 % всего земельного фонда. Остальные 46,5 % принадлежали помещикам, казне, церкви, монастырям [1, Л. 13].

Количество земли на душу с каждым годом сокращалось в результате естественного прироста населения. Так, с 1863 по 1878 г. только по Саранскому, Инсарско-му, Краснослободскому уездам Пензенской губернии население увеличилось на 84,9 тыс. человек, а площадь пахотных земель у крестьян оставалась прежней [2]. Особенно пострадала от малоземелья та группа татарских хозяйств, где присутствовала подворно-наследственная форма землевладения, то есть та группа, где уже наметились тенденции к расслоению. С течением времени в связи с увеличением наследников и разделов между ними наследственные участки измельчали настолько, что владельцы этих земель оказались самыми несостоятельными хозяевами в крае.

Сокращение посевных площадей отрицательно сказывалось на имущественном положении татарских крестьян. Так, в январе 1870 г. в донесении помощника начальника Саратовского губернского жандармского управления Н. П. Пекарского «Татары Хвалынско-го уезда вследствие недостатка в хлебе находятся в самом бедственном положении. Из собранных мной по этому предмету сведений оказывается, что только незначительная часть крестьян употребляет в пищу чистый хлеб, и то не все собственный, а покупной; большая часть ест хлеб, испечённый из семян и растений просянки, с примесью муки ржаной и просяной: как первую, так и последнюю покупают... Бедственное положен крестьян ещё увеличивается от того, что с конца прошлого года энергически взыскиваются с них недоимки по окладным сборам, которые через бездействие административных лиц достигали громадной цифры; так, по Атлашинской волости, состоящей из 42 002 душ, числятся недоимки 38 тыс. рублей; подобная же цифра существует и в других татарских волостях» [3, С. 38].

О дополнительной купле земли крестьянство не могло и думать, так как цена на нее из года в год бешено росла. Продажа одной десятины земли возросла с 23 руб. 55 коп. в 1871 г. до 103 руб. в 1902 г. [4, С. 32].

Тяжёлое экономическое и социальное положение татар в конце XVIII - середине XIX века побуждало их искать выход в переселении и отходничестве на заработки. Часть из них нанималась на земледельческие работы, другие - чернорабочими к различным предпринимателям города или же уезжали в другие губернии. Отходники формировались разными социальными группами сельских жителей, однако основной базой была беднота: несостоятельная часть крестьянства представляла 58,6 %, середняцкая - до 30 %, 10 % - зажиточная часть [5, С. 68]. Существенную роль в мотивации отходничества играло растущее аграрное перенаселение, объяснявшее основные причины, пробуждавшие поиск дополнительного заработка: малоземелье, обременённость долгами и недоимками. Зажиточные же крестьяне ставили своей целью реализацию предпринимательской деятельности.

Татары занимались в основном неземледельческими промыслами, которые оплачивались выше, чем труд в сельском хозяйстве. У татар наибольшее распространение по сравнению с другими этническими группами получил дальний отход, то есть работа за пределами области. Весной и осенью 1892 года в д. Пензятка Пензятской волости Инсарского уезда жителями для отправления на заработки было выдано 556 паспортов (555 - мужчинам, 1 - женщине) в Астраханскую, Бакинскую, Нижегородскую, Симбирскую и Тамбовскую губернии. В отходе занимались сельскохозяйственными работами, извозом, работали на фабриках и заводах [6, Л. 92]. По данным архивных документов 700 человек уехали на заработки без паспортов на Илевский завод для обжигания угля [7, Л. 92]. В деревне Кривозерье Кривозёровской волости Саранского уезда в мае и сентябре 1892 года было выдано 1769 паспортов (1764 - мужчинам, 5 - женщинам) в Симбирскую и Бакинскую губернии на винокуренные заводские и фабричные заведения чернорабочими [8, Л. 220].

Удельный вес татар в торговле был равен 21,5 %, русских - 12,1 %, мордвы - 2,9 % [9, С. 50]. В Краснослободском уезде, насчитывающем 19 волостей, только из одной Усть-Рахманиновской волости, которую населяли татары, для торговли в разные города России в 1892 году отправились 2491 человек или 24,7 %, т. е. почти четверть всех отходников уезда. Женщинам паспорта не выдавали [10, Л. 194]. Главный контингент торговцев в 1887 году в Краснослободском уезде составляет татарское население [11, С. 23]. Среди татарского населения Краснослободского уезда Пензенской губернии свыше 75 % дворов было занято отходничес-ким промыслом [3, С. 38].

Развитие отходничества привело к подвижности населения татарской деревни, что сыграло значительную роль в формировании хозяйства и быта. Отходники привносили в свои деревни нововведения в сельское хозяйство, новые элементы в убранство жилья, в одежду и т. д.

Именно из среды отходников формировалась прослойка татарского купечества. Родоначальник видной торгово-промышленной династии Кулахметьевых Хантемир Бахтеевич (1793-1854) приехал в Пензу из Кузнецка в 1843 году и организовал торговлю свечами и мылом. В 1852 году унаследовал капитал своего отца Сайфетдин Яфарович Бабиков, взявший свидетельство на торговлю в Константинополе.

Татарские купцы активно развивали своё дело, брали в аренду предприятия. Так, в 1858 году в аренду кузнецкому купцу 1 гильдии Айнитидину Абдул-На-сыреву Дибирдееву была передана суконная фабрика, продукция которой продавалась на Симбирской и Саратовской ярмарках. Дубенско-Дибирдеевские сукна отправлялись исключительно в Казанскую комиссариатскую комиссию, и лишь небольшая часть поступала на ярмарки соседних губерний [12, С. 63].

Социально-экономическое и политическое положение татарского купечества в силу некоторых отличий в области этно-конфессионального характера в Российской империи, принимало автономный характер. В целом российское купечество не было монолитным, оно распадалось не только на внутренние групповые интересы экономического характера, но и на ряд более мелких групп, распределяющихся по принципу этнической принадлежности. Подобные отличия вынуждают рассматривать региональное купечество как профессиональную группу.

Определение «татарская» свидетельствует об обособленности, однако это даёт повод для рассмотрения их в качестве категории профессиональной группы, где доминирующим началом стала торговая деятельность. Татарское купечество - это не только лицо купеческого сословия, но и профессиональная группа, чья торговая специализация являлась доминирующим началом их деятельности.

Купец-предприниматель характеризуется в силу вышеназванных причин как член профессиональной группы. Узкая специализация - торговля, а также этно- конфессиональная принадлежность выделяют татарских купцов-предпринимателей из купеческого сословия в отдельную группу. Процесс политикоэкономической девальвации купеческого сословия в конце XIX-начале XX вв. вопреки политике русского самодержавия: занятие торговой и иной предпринимательской деятельностью, имело для них характер не только обогащения, но повышения уровня гражданских прав, обладания ими в полной мере.

Указанная специфика накладывала особый отпечаток на финансово-экономическое положение купцов и на их роль в торгово-промышленном развитии отдельных регионов. После реформы 1861 г. Россия, как известно, сложились более благоприятные условия для капиталистического развития. Буржуазные отношения активно проникали как в город, так и в деревню, захватывая все новые и новые территории. В орбиту капиталистических отношений втянулись и крестьянские хозяйства исследуемого района. Развитие буржуазных отношений проявлялось во всех отраслях народного хозяйства, во всех сферах крестьянской жизни.

Зарождалось татарское купечество в крестьянской массе. Крестьяне уходили в город, где занимались мелкой торговлей, не требующей разрешения, и, накопив необходимый капитал, брали свидетельство на занятие торговлей, которое означало, что они переходят в купеческое сословие. Большинство купцов имели крестьянские корни, а факт наследования торговых дел показывает наличие к 1917 году смены трёх поколений татарских купцов. Значительная часть купечества занималась торговым предпринимательством и лишь затем промышленным. В татарском купечестве преобладало торговое предпринимательство. Формирование татарского купечества со второй половины XIX века и до свержения самодержавного строя проходило в сложных условиях. Права и преимущества купечества не заключались в общепринятых гражданских свободах, а носили исключительный характер.

Картина дня

))}
Loading...
наверх