Последние комментарии

  • Александр22 апреля, 10:07
    Мой дед около месяца был в подобном лагере после освобождения из плена.Проверили и отправили домой.Жизнь в фильтрационных лагерях НКВД
  • Анатолий Лавритов22 апреля, 9:44
    Очень интересный и поучительный мисторический материал не только в официально изданных документах, но и в фотографиях...Жизнь в фильтрационных лагерях НКВД
  • Владимир Плотников22 апреля, 3:23
    Меня вообще улыбают такие доказательства, типа ваших, которые начинаются со слова "возможно", видимо для возможности ...Новгород и Скандинавия

Английское и русское чаепитие в живописи

Что англичане, что русские – чаеманы и чаефилы. Да я и сама такая, без чашки чая день, считай, прошел зря. Чаепитие стало довольно популярной темой английской живописи, начиная с XVIII века, русской – с XIX в.

Знаменательный год для Англии в чайном смысле – 1667. Именно тогда королю Чарльзу подарили пару фунтов китайского чая, и пить этот напиток стало при дворе модным.

Иосиф ван Акен (1699-1749), фламандский художник, работавший в Англии, запечатлел английское чаепитие в своем изысканном полотне. Интересно заметить, что восточный характер чаепития подчеркнут костюмом главы семьи и тем, что чай пью не из чашек, а из фарфоровых пиал, явно китайских.

Ричард Коллинз (1755–1831) позже сделал свою версию этой картины. Его «Семья за чаем» выглядит более статуарно, чем живые образы у ван Акена, но антураж фактически тот же: серебряная посуда на столе, пиалы в руках. Нет маленькой девочки, грызущей сухарик, зато появились блюдца.

В XIX в. чаепитие в Англии стало общераспространенным явлением. Сложилась традиция five-o’clock, введенная герцогиней Анной Бедфордской. Тема часто освещалась в изобразительном искусстве. Картина Джорджа Гудвина Килберна (1839-1924) показывает двух дам за чаепитием. Обратите внимание, что к чаю фактически ничего не подано. Зато посуда вся серебряная, а вместо пиал уже чашки (кажется, веджвудовские).

Серебряный чайник, молочник и сахарница – атрибут и этого летнего чаепития, изображенного Томом Барретом. Чашки большие, белые, к чаю поданы фрукты и, кажется, варенье.

А эти пожилые дамы (художника не знаю) о чем-то спорят за чайным столом, накрытым фарфоровой посудой. К чаю подано нечто печеное, думаю, разрезанный кекс.

В России чайная традиция стала развиваться позже, чем в Англии. Хотя еще в XVII веке русский царь и получил в подарок от монгольского хана чай, новый напиток ему не понравился, поэтому моде на него тогда не было суждено начаться. Народ заваривал травы, особенно кипрей, названный иван-чаем. Широкое распространение настоящий черный чай получил в XIX веке после Нижегородской ярмарки, куда он был завезен в большом количестве.

Так что девушка на картине Константина Маковского (1839-1915), хотя и одета в костюм XVII века, на самом деле, конечно, не могла бы в то время пить чай из такой посуды, с самоваром на столе и вприкуску с карамелью (или это сахар у нее?).

В России чаевничать стали все слои общества. Вот знаменитая кустодиевская купчиха, обильная как телом, так и столом.

Еще одна картина Бориса Кустодиева (1878-1927). Извозчики отдыхают за чаем. Русский чайный стол обычно с баранками, пирогами, вареньем, непременно есть самовар, а чай пили из блюдечек. В трактирах на стол ставили большие фарфоровые чайники, куда наливали кипяток из большого общего самовара. Поэтому мы и не видим на этой картине непременного атрибута русского чайного стола.

Но в остальных картинах без самовара никуда! На знаменитой социально-обличительной картине Василия Перова (1833-1882) «Чаепитие в Мытищах» (абстрагируемся от его драматического содержания) заварной чайник имеет уже совершенно современный вид.

Картина Константина Коровина (1861-1939) показывает дворянское чаепитие на даче. Прямо очень сильно она у меня ассоциируется с пьесами Чехова, с «Вишневым садом»… Кстати, стиль чаепития тут скорее английский, хотя на столе и красуется самовар. Ни бубликов тебе, ни пирогов…

А вот у Николая Богданова-Бельского (1968-1945) показано правильное русское чаепитие: самовар, пироги, чай в стаканах, питье из блюдечек.

И наконец, не могу не привести картину Ивана Куликова (1875-1941), написанную в 1938 году. Хотя здесь и стол обильный, и семья в сборе, и самовар на столе – какое-то тревожное чувство возникает. Каждый сам по себе, погружен в свои дела, и чай остывает в чашках…

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх